Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
8 класс
I. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Общие сведения о русском языке. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Повторение изученного в 5—7 классах
Речь
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Орфография и морфология.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.
Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Дефисное написание слов.
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения (знаки препинания при однородных членах предложения, запятые при причастном и деепричастном оборотах). Запятые между простыми предложениями в сложных предложениях.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам глав-
ного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в слово-сочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное дополнение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация пред-ложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Повторение изученного в 8 классе.
Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, предлагаемый учебником русского языка под редакцией М.М. Разумовской
III. Тематическое планирование
Темы уроков
| Количество часов |
Введение. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах |
|
Речь. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. | 1 |
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). | 1 |
Орфография и морфология |
|
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы. | 1 |
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 2 |
Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 |
Правописание суффиксов в словах разных частей речи. | 2 |
Правописание окончаний в словах разных частей речи. | 1 |
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 2 |
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. | 2 |
Дефисное написание слов. | 3 |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 |
Анализ диктанта. | 1 |
Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | 1 |
Р/р. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
Синтаксис и пунктуация |
|
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | 1 |
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. | 1 |
Повторим пунктуацию. | 1 |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. | 1 |
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. | 1 |
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. | 1 |
Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | 2 |
Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. | 2 |
Предложение |
|
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. | 1 |
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. | 1 |
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. | 1 |
Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. | 1 |
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. | 1 |
Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. | 2 |
Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 1 |
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. | 1 |
Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | 1 |
Особенности связи подлежащего и сказуемого. | 2 |
Обобщение пройденного материала. | 1 |
Контрольный диктант по теме «Главные члены двусоставного предложения». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное). | 2 |
Приложение как разновидность определения. | 2 |
Дополнение (прямое и косвенное). | 1 |
Обстоятельство. | 1 |
Способы выражения второстепенных членов предложения. | 1 |
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. | 1 |
Контрольная работа. | 1 |
Анализ контрольной работы. | 1 |
Р/р. Порядок слов в предложении. | 1 |
Р/р. Жанры публицистики. Репортаж. | 1 |
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. | 1 |
Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Вопрос об обобщенно-личных предложениях. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 1 |
Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. | 1 |
Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | 1 |
Проверочное тестирование по теме «Группы односоставных предложений». | 1 |
Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 |
Предложения полные и неполные. | 2 |
Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. | 1 |
Р/р. Сочинение. | 2 |
Р/р. Жанры публицистики. Статья. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного материала по теме. | 1 |
Контрольные диктант по теме «Односоставное предложение». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. | 1 |
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | 3 |
Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. | 1 |
Однородные и неоднородные определения. | 2 |
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. | 2 |
Стилистические особенности предложений с однородными членами. | 1 |
Нормы сочетания однородных членов. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного материала по теме. | 1 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Предложения с обособленными членами. | 1 |
Обособленное определение. | 4 |
Обособленное приложение. | 2 |
Обособленное дополнение. | 1 |
Обособленное обстоятельство. | 2 |
Тестирование. | 1 |
Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. | 1 |
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. | 1 |
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с предлогом несмотря на и др. | 1 |
Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. | 1 |
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. | 2 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. | 2 |
Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 1 |
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. | 1 |
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. | 1 |
Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. | 1 |
Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. | 1 |
Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. | 1 |
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | 1 |
Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. | 1 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 |
Итоговая контрольная работа. | 1 |
Диалог. | 1 |
Косвенная речь. | 1 |
Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. | 1 |
Повторение изученного в 8 классе. | 5 |
Итого: | 136 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_k_umk_m.m._razumovskoy._8_klass.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
8 класс
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Общие сведения о русском языке. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Повторение изученного в 5—7 классах
Речь
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Орфография и морфология.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.
Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Дефисное написание слов.
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения (знаки препинания при однородных членах предложения, запятые при причастном и деепричастном оборотах). Запятые между простыми предложениями в сложных предложениях.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам глав-
ного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в слово-сочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное дополнение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация пред-ложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Повторение изученного в 8 классе.
Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, предлагаемый учебником русского языка под редакцией М.М. Разумовской
- Тематическое планирование
Темы уроков | Количество часов |
Введение. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах | |
Речь. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. | 1 |
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). | 1 |
Орфография и морфология | |
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы. | 1 |
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 2 |
Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 |
Правописание суффиксов в словах разных частей речи. | 2 |
Правописание окончаний в словах разных частей речи. | 1 |
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 2 |
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. | 2 |
Дефисное написание слов. | 3 |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 |
Анализ диктанта. | 1 |
Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | 1 |
Р/р. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
Синтаксис и пунктуация | |
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | 1 |
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. | 1 |
Повторим пунктуацию. | 1 |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. | 1 |
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. | 1 |
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. | 1 |
Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | 2 |
Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. | 2 |
Предложение | |
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. | 1 |
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. | 1 |
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. | 1 |
Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. | 1 |
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. | 1 |
Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. | 2 |
Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 1 |
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. | 1 |
Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | 1 |
Особенности связи подлежащего и сказуемого. | 2 |
Обобщение пройденного материала. | 1 |
Контрольный диктант по теме «Главные члены двусоставного предложения». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное). | 2 |
Приложение как разновидность определения. | 2 |
Дополнение (прямое и косвенное). | 1 |
Обстоятельство. | 1 |
Способы выражения второстепенных членов предложения. | 1 |
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. | 1 |
Контрольная работа. | 1 |
Анализ контрольной работы. | 1 |
Р/р. Порядок слов в предложении. | 1 |
Р/р. Жанры публицистики. Репортаж. | 1 |
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. | 1 |
Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Вопрос об обобщенно-личных предложениях. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 1 |
Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | 1 |
Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. | 1 |
Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | 1 |
Проверочное тестирование по теме «Группы односоставных предложений». | 1 |
Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 |
Предложения полные и неполные. | 2 |
Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. | 1 |
Р/р. Сочинение. | 2 |
Р/р. Жанры публицистики. Статья. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного материала по теме. | 1 |
Контрольные диктант по теме «Односоставное предложение». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. | 1 |
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | 3 |
Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. | 1 |
Однородные и неоднородные определения. | 2 |
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. | 2 |
Стилистические особенности предложений с однородными членами. | 1 |
Нормы сочетания однородных членов. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного материала по теме. | 1 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Предложения с обособленными членами. | 1 |
Обособленное определение. | 4 |
Обособленное приложение. | 2 |
Обособленное дополнение. | 1 |
Обособленное обстоятельство. | 2 |
Тестирование. | 1 |
Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. | 1 |
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. | 1 |
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с предлогом несмотря на и др. | 1 |
Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. | 1 |
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. | 2 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения». | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. | 2 |
Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. | 1 |
Р/р. Сжатое изложение. | 1 |
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. | 1 |
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. | 1 |
Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. | 1 |
Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. | 1 |
Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. | 1 |
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | 1 |
Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. | 1 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 |
Итоговая контрольная работа. | 1 |
Диалог. | 1 |
Косвенная речь. | 1 |
Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. | 1 |
Повторение изученного в 8 классе. | 5 |
Итого: | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса с учётом требования ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской...
Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 5 класс
Приложениек образовательной программеМБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина Рабочая программа учебного предмета«Русский язык»5 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл...