Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и меж- культурного общения.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха при организующей помощи тьютора;
-развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога - психолога и тьютора;
- развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
II. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речь. Речевая деятельность
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры публицистического стиля (заметка в газету).
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).
Текст как продукт речевой деятельности.
Анализ текста.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Употребление наречий в речи.
Употребление предлогов в речи.
Употребление союзов.
Употребление частиц в речи.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты: Д.И. Ушаков, А.Н. Гвоздев, Г.О. Винокур.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Фонетические средства выразительности.
Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах).
Произношение наречий.
Произношение предлогов, союзов, частиц.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.
Морфемика и словообразование
Морфемный анализ слова.
Морфологические способы образования наречий. Неморфологические способы образования наречий.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Морфология
Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Наречие.
Разряды наречий.
Степени сравнения наречий.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов.
Союз как часть речи. Разряды союзов.
Частица как часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм наречий).
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Предложения простые и сложные. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание: орфография и пунктуации. Орфографический и пунктуационный анализ.
Правописание Ъ и Ь.
Буквы о-е после шипящих и ц.
Правописание приставок.
Орфограммы в корнях слов.
Правописание суффиксов.
Правописание окончаний.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Не и ни в отрицательных местоимениях.
Употребление дефиса.
Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений.
Не в наречиях на –о, -е.
Буквы Н и НН в наречиях на О-Е.
Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.
О-А на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
НЕ и НИ в отрицательных наречиях.
Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц. Орфограмма «Пробел между частицей и словом».
Правописание частиц. Дефис между частицей и словом.
Гласные Е-И в частицах НЕ и НИ.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
Пунктуация при междометиях.
II. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| I четверть |
|
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2. | Понятие об этимологии. Этимологический словарь. | 1 |
3. | Р/р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | 1 |
4. | Р/р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). | 1 |
| Повторение изученного материала в 5-6 классах |
|
5-6. | Фонетика. Звуки речи. Система гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ. | 2 |
7. | Урок-практикум. Фонетические средства выразительности. | 1 |
8. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. | 1 |
9. | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). | 1 |
10-11. | Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный и морфемный словари. | 2 |
12. | Р/р. Текст как продукт речевой деятельности. Способы и средства связи предложений в тексте. Анализ текста. | 1 |
13-14. | Р/р. Подробное изложение «Ленька, любимец ребят». | 2 |
15. | Правописание: орфография и пунктуации. Орфографический и пунктуационный анализ. | 1 |
16-17. | Правописание Ъ и Ь. | 2 |
18-19. | Буквы о-е после шипящих и ц. | 2 |
20-21. | Правописание приставок. | 2 |
22-24. | Орфограммы в корнях слов. | 3 |
25-26. | Правописание суффиксов. | 2 |
27-29. | Правописание окончаний. | 3 |
30-31. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 2 |
32-33. | Не и ни в отрицательных местоимениях.
| 2 |
34-35. | Употребление дефиса. | 2 |
36. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах». | 1 |
37. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
38-40. | Словарное богатство русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Лексический анализ слова. Выдающиеся отечественные лингвисты: Д.И. Ушаков. | 3 |
41-43. | Грамматика: морфология и синтаксис. Традиционная классификация частей речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной части речи. | 3 |
44-45. | Урок-практикум. Единицы синтаксиса русского языка. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. | 2 |
| II четверть |
|
1-2. | Основные особенности, жанры публицистического стиля речи. Заметка в газету. | 2 |
3-4. | Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
5-6. | Наречие как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. | 2 |
7-8. | Омонимия слов разных частей речи. Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи? Морфологический анализ слова. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.Н. Гвоздев. | 2 |
9-10. | Разряды наречий по значению. | 2 |
11-13. | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. | 3 |
14-15. | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 2 |
16-17. | Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. | 2 |
18-21. | Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений. | 4 |
22. | Урок-практикум. «Тест по теме «Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений». | 1 |
23-24. | Не в наречиях на –о, -е. | 2 |
25-26. | Буквы Н и НН в наречиях на О-Е. | 2 |
27. | Буквы О-Е на конце наречий после шипящих. | 1 |
28. | Контрольная работа по теме «Наречие». | 1 |
29. | Анализ контрольной работы. | 1 |
30-31. | Р/р. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение-размышление. | 2 |
32-33. | О-А на конце наречий. | 2 |
34-35. | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 |
| III четверть |
|
1-3. | НЕ и НИ в отрицательных наречиях. | 3 |
4. | Урок-практикум. | 1 |
5. | Контрольное тестирование по теме «Не и Ни в отрицательных наречиях». | 1 |
6. | Буква Ь после шипящих на конце наречий. | 1 |
7. | Употребление наречий в речи. Основные нормы образования форм наречий. | 1 |
8. | Употребление наречий в речи. Фразеологизмы. Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 |
9-10. | Произношение наречий. Орфоэпические нормы произношения. Фонетический анализ слова. | 2 |
11. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий». | 1 |
12. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
13-14. | Р/р. Описание состояния человека.
| 2 |
15-16. | Р/р. Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева «Масленица» (упр.296). | 2 |
17. | Служебные части речи. Морфологический анализ слова. | 1 |
18. | Предлог как часть речи. | 1 |
19-20. | Разряды предлогов. Морфологический разбор предлогов. | 2 |
21-24. | Правописание предлогов. | 4 |
25-27. | Употребление предлогов в речи. Нормы употребления. | 3 |
28. | Урок-практикум. | 1 |
29. | Контрольная работа по теме «Правописание предлогов». | 1 |
30. | Анализ контрольной работы. | 1 |
31. | Р/р. Порядок слов в спокойной монологической речи | 1 |
32. | Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 1 |
33-35. | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 3 |
36-39. | Правописание союзов. | 4 |
40-42. | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 3 |
43. | Повторим изученное в разделе «Союз». | 1 |
44. | Контрольный диктант по теме «Правописание союзов». | 1 |
45. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
46-47. | Р/р. Описание состояния человека | 2 |
48-49. | Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
50. | Частица как часть речи. | 1 |
| IV четверть |
|
1-2. | Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. | 2 |
3-4. | Правописание частиц. Орфограмма «Пробел между частицей и словом». | 2 |
5-6. | Правописание частиц. Дефис между частицей и словом. | 2 |
7-9. | Гласные Е-И в частицах НЕ и НИ. | 3 |
10-11. | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. | 2 |
12-13. | Употребление частиц в речи. | 2 |
14-15. | Произношение предлогов, союзов, частиц. Смыслоразличительная роль ударения. | 2 |
16. | Урок-практикум. Повторим орфографию и пунктуацию. | 1 |
17. | Контрольная работа по теме «Частица». | 1 |
18. | Анализ контрольной работы. | 1 |
19-20. | Междометия и звукоподражательные слова. | 2 |
21-23. | Пунктуация при междометиях. | 3 |
24-25. | Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
26-28. | Омонимия слов разных частей речи. | 3 |
29-30. | Р/р. Характеристика человека. | 2 |
31-32. | Р/р. Сочинение – рассуждение. | 2 |
33. | Фонетика. Орфоэпия. | 1 |
34. | Состав слова и словообразование. | 1 |
35. | Лексика и фразеология. Выдающиеся отечественные лингвисты: Г.О. Винокур. | 1 |
36. | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 |
37. | Орфография. Пунктуация. | 1 |
38. | Итоговый контрольный диктант | 1 |
39. | Анализ итогового контрольного диктанта. | 1 |
40. | Р/р. Стили и типы речи. | 1 |
| Итого: | 170 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_k_umk_m.m._razumovskoy_fgos._7_klass.docx | 54.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и меж- культурного общения.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха при организующей помощи тьютора;
-развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога - психолога и тьютора;
- развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
II. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речь. Речевая деятельность
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры публицистического стиля (заметка в газету).
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).
Текст как продукт речевой деятельности.
Анализ текста.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Употребление наречий в речи.
Употребление предлогов в речи.
Употребление союзов.
Употребление частиц в речи.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты: Д.И. Ушаков, А.Н. Гвоздев, Г.О. Винокур.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Фонетические средства выразительности.
Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах).
Произношение наречий.
Произношение предлогов, союзов, частиц.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.
Морфемика и словообразование
Морфемный анализ слова.
Морфологические способы образования наречий. Неморфологические способы образования наречий.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Морфология
Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Наречие.
Разряды наречий.
Степени сравнения наречий.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов.
Союз как часть речи. Разряды союзов.
Частица как часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм наречий).
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Предложения простые и сложные. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание: орфография и пунктуации. Орфографический и пунктуационный анализ.
Правописание Ъ и Ь.
Буквы о-е после шипящих и ц.
Правописание приставок.
Орфограммы в корнях слов.
Правописание суффиксов.
Правописание окончаний.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Не и ни в отрицательных местоимениях.
Употребление дефиса.
Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений.
Не в наречиях на –о, -е.
Буквы Н и НН в наречиях на О-Е.
Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.
О-А на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
НЕ и НИ в отрицательных наречиях.
Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц. Орфограмма «Пробел между частицей и словом».
Правописание частиц. Дефис между частицей и словом.
Гласные Е-И в частицах НЕ и НИ.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
Пунктуация при междометиях.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2. | Понятие об этимологии. Этимологический словарь. | 1 |
3. | Р/р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | 1 |
4. | Р/р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). | 1 |
Повторение изученного материала в 5-6 классах | ||
5-6. | Фонетика. Звуки речи. Система гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ. | 2 |
7. | Урок-практикум. Фонетические средства выразительности. | 1 |
8. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. | 1 |
9. | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). | 1 |
10-11. | Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный и морфемный словари. | 2 |
12. | Р/р. Текст как продукт речевой деятельности. Способы и средства связи предложений в тексте. Анализ текста. | 1 |
13-14. | Р/р. Подробное изложение «Ленька, любимец ребят». | 2 |
15. | Правописание: орфография и пунктуации. Орфографический и пунктуационный анализ. | 1 |
16-17. | Правописание Ъ и Ь. | 2 |
18-19. | Буквы о-е после шипящих и ц. | 2 |
20-21. | Правописание приставок. | 2 |
22-24. | Орфограммы в корнях слов. | 3 |
25-26. | Правописание суффиксов. | 2 |
27-29. | Правописание окончаний. | 3 |
30-31. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 2 |
32-33. | Не и ни в отрицательных местоимениях. | 2 |
34-35. | Употребление дефиса. | 2 |
36. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах». | 1 |
37. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
38-40. | Словарное богатство русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Лексический анализ слова. Выдающиеся отечественные лингвисты: Д.И. Ушаков. | 3 |
41-43. | Грамматика: морфология и синтаксис. Традиционная классификация частей речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной части речи. | 3 |
44-45. | Урок-практикум. Единицы синтаксиса русского языка. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. | 2 |
II четверть | ||
1-2. | Основные особенности, жанры публицистического стиля речи. Заметка в газету. | 2 |
3-4. | Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
5-6. | Наречие как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. | 2 |
7-8. | Омонимия слов разных частей речи. Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи? Морфологический анализ слова. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.Н. Гвоздев. | 2 |
9-10. | Разряды наречий по значению. | 2 |
11-13. | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. | 3 |
14-15. | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 2 |
16-17. | Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. | 2 |
18-21. | Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений. | 4 |
22. | Урок-практикум. «Тест по теме «Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений». | 1 |
23-24. | Не в наречиях на –о, -е. | 2 |
25-26. | Буквы Н и НН в наречиях на О-Е. | 2 |
27. | Буквы О-Е на конце наречий после шипящих. | 1 |
28. | Контрольная работа по теме «Наречие». | 1 |
29. | Анализ контрольной работы. | 1 |
30-31. | Р/р. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение-размышление. | 2 |
32-33. | О-А на конце наречий. | 2 |
34-35. | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 |
III четверть | ||
1-3. | НЕ и НИ в отрицательных наречиях. | 3 |
4. | Урок-практикум. | 1 |
5. | Контрольное тестирование по теме «Не и Ни в отрицательных наречиях». | 1 |
6. | Буква Ь после шипящих на конце наречий. | 1 |
7. | Употребление наречий в речи. Основные нормы образования форм наречий. | 1 |
8. | Употребление наречий в речи. Фразеологизмы. Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 |
9-10. | Произношение наречий. Орфоэпические нормы произношения. Фонетический анализ слова. | 2 |
11. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий». | 1 |
12. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
13-14. | Р/р. Описание состояния человека.
| 2 |
15-16. | Р/р. Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева «Масленица» (упр.296). | 2 |
17. | Служебные части речи. Морфологический анализ слова. | 1 |
18. | Предлог как часть речи. | 1 |
19-20. | Разряды предлогов. Морфологический разбор предлогов. | 2 |
21-24. | Правописание предлогов. | 4 |
25-27. | Употребление предлогов в речи. Нормы употребления. | 3 |
28. | Урок-практикум. | 1 |
29. | Контрольная работа по теме «Правописание предлогов». | 1 |
30. | Анализ контрольной работы. | 1 |
31. | Р/р. Порядок слов в спокойной монологической речи | 1 |
32. | Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 1 |
33-35. | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 3 |
36-39. | Правописание союзов. | 4 |
40-42. | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 3 |
43. | Повторим изученное в разделе «Союз». | 1 |
44. | Контрольный диктант по теме «Правописание союзов». | 1 |
45. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
46-47. | Р/р. Описание состояния человека | 2 |
48-49. | Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
50. | Частица как часть речи. | 1 |
IV четверть | ||
1-2. | Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. | 2 |
3-4. | Правописание частиц. Орфограмма «Пробел между частицей и словом». | 2 |
5-6. | Правописание частиц. Дефис между частицей и словом. | 2 |
7-9. | Гласные Е-И в частицах НЕ и НИ. | 3 |
10-11. | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. | 2 |
12-13. | Употребление частиц в речи. | 2 |
14-15. | Произношение предлогов, союзов, частиц. Смыслоразличительная роль ударения. | 2 |
16. | Урок-практикум. Повторим орфографию и пунктуацию. | 1 |
17. | Контрольная работа по теме «Частица». | 1 |
18. | Анализ контрольной работы. | 1 |
19-20. | Междометия и звукоподражательные слова. | 2 |
21-23. | Пунктуация при междометиях. | 3 |
24-25. | Р/р. Сжатое изложение. | 2 |
26-28. | Омонимия слов разных частей речи. | 3 |
29-30. | Р/р. Характеристика человека. | 2 |
31-32. | Р/р. Сочинение – рассуждение. | 2 |
33. | Фонетика. Орфоэпия. | 1 |
34. | Состав слова и словообразование. | 1 |
35. | Лексика и фразеология. Выдающиеся отечественные лингвисты: Г.О. Винокур. | 1 |
36. | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 |
37. | Орфография. Пунктуация. | 1 |
38. | Итоговый контрольный диктант | 1 |
39. | Анализ итогового контрольного диктанта. | 1 |
40. | Р/р. Стили и типы речи. | 1 |
Итого: | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса с учётом требования ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской...
Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 5 класс
Приложениек образовательной программеМБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина Рабочая программа учебного предмета«Русский язык»5 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл...