"Урок словаря" ко дню рождения В.И.Даля
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок словаря ко дню рождения В.И.Даля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_davydova_t.p.docx41.93 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_davydova_t.p.pptx142.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МАОУ «СОШ №7»

Всероссийский словарный урок, посвященный Дню рождения В.И.Даля

Технологическая карта урока по русскому языку

урок-путешествие

 (6 класс)

Учитель: Давыдова Татьяна Петровна

Тема урока

 Словари –наши помощники.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания  о словарях русского языка, отрабатывать умения пользоваться словарями.

Тип урока

комбинированный

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знать  особенности различных словарей, уметь оперировать терминами при анализе языковых явлений.                              

 уметь различать виды словарей, развивать навыки работы со словарями.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать словари  как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

 Личностные:  формировать  устойчивый познавательный интерес, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальность и одновременно как члена общества; формировать любовь к родному языку, родному слову.

Методы и формы обучения

Наблюдение над словарными статьями, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, работа в парах.

Оборудование

Словари, словарные статьи.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия:  

Словарная статья, виды словарей: толковый,  морфемный, фразеологический, этимологический словообразовательный,  словарь синонимов, антонимов.

                       

 Организационная  структура  (сценарий)  урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты.

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодейст-вия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учащиеся входят в класс и рассаживаются

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас  на уроке присутствуют гости.      И я хочу представить вас, как замечательных, любознательных  ребятишек, которые очень внимательны и  активны на уроках.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 Познавательные: осознают познавательную задачу.

 Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Эвристическая беседа по теме урока.

Просмотр мультимедийной презентации с заданиями, сопровождающей ход урока

Учитель: Сегодня я  приглашена вместе  с вами на День рождения.  Пойдете со мной? Согласны? (Да)

Учитель: Вижу, настроение у вас радостное, деловое. Тогда за работу! Открываем рабочие тетради.  Записываем число, классная работа.

А чтобы узнать на  чей день рождения мы приглашены,, отгадайте загадку:

«Не куст, а с листочками,                                                                    Не рубашка, а сшита,        

не человек, а рассказывает» (книга)

-Правильно, это книга.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в прекрасную страну на день рождения к его величеству  Словарю!

Вы будете сегодня  работать в парах.   И  я хочу вам напомнить, мы должны  помнить, что  важно не только самому выполнить задание, но и помочь своему товарищу. Ведь значение имеет не только личный результат, но и общий  результат работы.

Итак, в путь. Музыка

В дорогу мы возьмем ценный багаж: смекалку да внимание, иначе нас просто не пропустят в Сказочное Королевство. А попасть туда можно, если скажем волшебные слова.

Итак, в путь. Музыка

Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, дверь, словарь, нам отвори!»

Учитель: Откройте глаза! Кажется мы  уже на месте.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию к  учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

 Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

Постанов-ка учебной задачи.

беседа по теме урока.

Учитель:  Ребята! Когда мы встречаемся с с незнакомым словом   к  кому  мы обращаемся?

-К родителям, ученикам, учителям.

 Не всегда мы  можем определить значение слова. К чему надо обратиться?

-Конечно, к словарям.

Итак, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?(О словарях). И тема нашего урока- Словари- наши помощники.

Запишем….

Давайте сформулируем  цели. Чему мы должны сегодня научиться?

Отвечают на вопросы, строят высказывания.

Фронтальная.

Личностные:   имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

 Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

Усвоение новых знаний

беседа

 Стук в дверь…

Входит  Словарь: Добрый день, я рад видеть вас на моем празднике! Моему автору, В.И.Далю, в 2017 году исполнилось 218 лет. Он был талантливым и трудолюбивым человеком. Морской офицер, врач, писатель, он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Прожил 71 год. Из них 50 лет отдал изучению родного языка. Собирание слов -главное дело его жизни. Во мне Даль объяснил более 200 000 тысяч слов.

Словарь: А  Даль долго думал, как лучше расположить слова. По - алфавиту? Но тогда между словами близнецами встанут: ель, енот, ерш, ефрейтор и еще десятки слов никакого отношения к езде не имеющих.

По корню? (Был такой способ построения словарей.) Но тогда бы получилось примерно так: лом - ломать - ломкий - выламывать - надлом - обломиться - перелом -разломить - сломать - уломать и.т.д. Даль выбрал средний путь: слова он расположил по алфавиту, но слова расставил не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова, образованные тот одного корня. За исключением слов, которые образовались при помощи приставок. Эти слова помещены под теми буквами, с которых начинаются. Теперь слова школа возглавляет гнездо, в котором поселилось несколько десятков слов. Мы узнаем, что школа это не только учебное заведение, но и посевы и присадки деревьев разных возрастов для разводки плодовых или лесных деревьев, выучка лошади, всякое положение человека, где он приобретает находчивость, опыт и знание. Школить значит учить, держать строго под присмотром. Школьник, школяр - ученик, кто ходит в школу. Школярство - сухое, тупое учение, неотступно следующее мелочным, часто вздорным правилам. Школьничать, школярить - забавляться школьными шалостями, повесничать.

 Учитель. Кроме толкования значения слов, словарь включает 30 000 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц со словом «правда». Вот некоторые из них: У Бога правда одна. Правда со дна моря выносит. Правда сама себя очистит. Доброе дело правду говорить смело. Правдою жить - палат каменных не нажить. Дело знай, а правду помни. Правда со дна моря выносит. Не то все правда, что говорится.

-А кто из вас назовет больше пословиц с этим словом.

Молодцы.

 

 Слушают, наблюдают  за синтакси- ческими единицами выполняют задание.

.

Работа с

словарями, статьями

Индивидуальная,

Работа в парах

Индивидуальная.

Личностные:  имеют желание осознавать свои

трудности и стремиться

к их преодолению; прояв- ляют способность к само оценке своих действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные:  осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

вопросы для уточ- нения инфор- мации.

Первичное закрепление знаний

беседа

Кто может рассказать ,как устроен «Толковый словарь живого великорусского языка»?

- Что узнаем из словарной статьи?

Как правильно работать со словарем?

Организует и сопровождает совместную  учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся .

.Слово,как и все живое на земле рождается на свет. О том,где, когда и как появилось слово рассказывает специальная наука Этимология вместе с этимологическим словарем.

От пары выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Работа в парах

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Познавательные:             извлекают необходимую информацию из прослушанного

объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:формировать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую Родину.

Вопросы

для уточнения

информации.

Устные ответы, выполнение

письменного задания.

Физ. минутка (пауза релаксации)

1 минута

Я вижу, что вы немного устали. Проведем разминку.

Закрепление изученного материала

Подбор примеров, иллюстрирую щих природу иучаемого

языкового явленная

Проверка и об-

суждение работ

учащихся, обобщение полученных            сведений, оценивание

Учитель: А сейчас мы продолжим работу  в парах. Я предлагаю вам вспомнить слово, о котором вам рассказал  Словарь. (правда)

-Объясните, пожалуйста, происхождение слова «правда». 

-«Правда» - общеславянское слово образовано от  слова «правый» с помощью суффикса -вд—  пра  -(в   -исчезнувший суффикс)  такой, какой должен   быть.-   справедливый, праведник, правило, исправить, оправдать.

  • Русская пословица гласит: « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
  •  О друзьях слова «правда» нам поведает словарь Синонимов.
  • Синонимы используются для того, чтобы человек мог извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли.
  •   Синоним слова «правда»-истина.

-Словарь антонимов - сравнительно новый тип словарей,  в них представлены противоположные по значению слова. Подберите антонимы:

Мы хотим быть учтивыми, а не (грубыми), приносить пользу, а не (вред), трудиться, а не (бездельничать), расцветать, а не( угасать).

-        В своем словаре В.И.Даль давал объяснения пословицам  посредством фразеологизмов,
устойчивых сочетаний слов.

Ими занимается Фразеологический словарь.

Задание: Найдите в тексте фразеологизмы.       " Легко наводить тень на плетень  и бросать камешки в чужой огород, труднее работать, засучив рукава. Не надо откладывать дело  в долгий ящик и заставлять ломать голову. Мы не лыком шиты и за словом в карман не лезем.

Можно ли заменить фразеологизм одним словом? 

А сейчас мы в парах составим словообразовательное гнездо слов : правда, любовь, др

Организует работу в парах .

 

-

В сотрудничестве с учи- телем и од-

ноклассни-

ками делают

вывод, вы-

полняют

задания

Формулиру-ют собственные мысли, высказывают и обосновы-вают  в свою точку зрения;

 в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают

вывод.

Работа в парах с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, словарь фразеологизмов..

Работа в парах

Защита работ.(2-3 ученика)

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие

трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: фор-

мулируют собственные

мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

Личностные:формировать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую Родин

Личностные:  понимают значение знании для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать. приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, выпол-

нение

письмен-

ного за-

дания.

Кластеры

Домашнее задание.

Проек  т.  « История одного слова»

заполняют дневники

Оцени-

вание

учащих- ся за работу на уроке

Рефлексия деятельности.

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

Словарь: Ребята, вы подарили мне самый лучший подарок - ваши знания, ваше умение работать со словарями. В некоторых словах есть корень фил - люблю. Филология - любовь к слову. Весь мир начинается с любви к слову: Вначале было Слово...

Учитель:Скажите, выполнили  мы сегодня поставленные цели?                                            

  - Чему мы научились, что  узнали?

         

Дайте оценку нашей работе:

Определяют свое эмо- циональное состояние на уроке;

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.. 

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивирован- но организовывать свою деятельность.

Регулятивные: Оценивают свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский словарный урок, посвященный Дню рождения В.И.Даля Учитель: Давыдова Татьяна Петровна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №7»

Слайд 3

«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.»

Слайд 4

Словари – наши помощники Тема урока:

Слайд 5

«Правда» - истина

Слайд 6

Мы хотим быть учтивыми,а не ( ? ), приносить пользу, а не ( ? ),трудиться, а не ( ? ), расцветать , а не ( ? ). Подобрать антонимы

Слайд 7

Мы хотим быть учтивыми, а не( грубыми ),приносить пользу, а не ( вред ) ,трудиться, а не ( бездельничать ), расцветать, а не ( угасать ). Проверим!

Слайд 8

Найдите в тексте фразеологизм « Легко наводить тень на плетень и бросать камни в чужой огород, труднее работать, засучив рукава. Не надо откладывать дело в долгий ящик и заставлять ломать голову. Мы не лыком шиты и за словом в карман не лезем».

Слайд 9

Словообразовательное гнездо слов: Правда Любовь Друг Сердце Слово

Слайд 10

Домашнее задание: Проект « История одного слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

"Магеллан русского языка": 215 лет со дня рождения В.И. Даля. Викторина для учащихся.

Викторина содержит вопросы, касающиеся жизни и творчества В.И.Даля....

Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют ...

Внеклассное мероприятие «Всероссийский словарный урок «День рождения В.И.Даля»

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича ДаляЗадачи:Познакомить с краткой биографией Владимира ДаляРасширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запасРазви...

Всероссийский словарный урок (посвящается дню рождения Владимира Даля)

Всероссийский словарный урок(посвящается дню рождения  Владимира Даля)...