"Урок словаря" ко дню рождения В.И.Даля
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок словаря ко дню рождения В.И.Даля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_davydova_t.p.docx | 41.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_davydova_t.p.pptx | 142.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МАОУ «СОШ №7»
Всероссийский словарный урок, посвященный Дню рождения В.И.Даля
Технологическая карта урока по русскому языку
урок-путешествие
(6 класс)
Учитель: Давыдова Татьяна Петровна
Тема урока | Словари –наши помощники. |
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о словарях русского языка, отрабатывать умения пользоваться словарями. |
Тип урока | комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать особенности различных словарей, уметь оперировать терминами при анализе языковых явлений. уметь различать виды словарей, развивать навыки работы со словарями. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать словари как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: формировать устойчивый познавательный интерес, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальность и одновременно как члена общества; формировать любовь к родному языку, родному слову. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над словарными статьями, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, работа в парах. |
Оборудование | Словари, словарные статьи. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Основные понятия: | Словарная статья, виды словарей: толковый, морфемный, фразеологический, этимологический словообразовательный, словарь синонимов, антонимов. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты. задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации со-взаимодейст-вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Учащиеся входят в класс и рассаживаются Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. И я хочу представить вас, как замечательных, любознательных ребятишек, которые очень внимательны и активны на уроках. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | ||||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Эвристическая беседа по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации с заданиями, сопровождающей ход урока | Учитель: Сегодня я приглашена вместе с вами на День рождения. Пойдете со мной? Согласны? (Да) Учитель: Вижу, настроение у вас радостное, деловое. Тогда за работу! Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа. А чтобы узнать на чей день рождения мы приглашены,, отгадайте загадку: «Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (книга) -Правильно, это книга. Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в прекрасную страну на день рождения к его величеству Словарю! Вы будете сегодня работать в парах. И я хочу вам напомнить, мы должны помнить, что важно не только самому выполнить задание, но и помочь своему товарищу. Ведь значение имеет не только личный результат, но и общий результат работы. Итак, в путь. Музыка В дорогу мы возьмем ценный багаж: смекалку да внимание, иначе нас просто не пропустят в Сказочное Королевство. А попасть туда можно, если скажем волшебные слова. Итак, в путь. Музыка Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, дверь, словарь, нам отвори!» Учитель: Откройте глаза! Кажется мы уже на месте. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы | |||
Постанов-ка учебной задачи. | беседа по теме урока. | Учитель: Ребята! Когда мы встречаемся с с незнакомым словом к кому мы обращаемся? -К родителям, ученикам, учителям. Не всегда мы можем определить значение слова. К чему надо обратиться? -Конечно, к словарям. Итак, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?(О словарях). И тема нашего урока- Словари- наши помощники. Запишем…. Давайте сформулируем цели. Чему мы должны сегодня научиться? | Отвечают на вопросы, строят высказывания. | Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | ||||
Усвоение новых знаний | беседа | Стук в дверь… Входит Словарь: Добрый день, я рад видеть вас на моем празднике! Моему автору, В.И.Далю, в 2017 году исполнилось 218 лет. Он был талантливым и трудолюбивым человеком. Морской офицер, врач, писатель, он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Прожил 71 год. Из них 50 лет отдал изучению родного языка. Собирание слов -главное дело его жизни. Во мне Даль объяснил более 200 000 тысяч слов. Словарь: А Даль долго думал, как лучше расположить слова. По - алфавиту? Но тогда между словами близнецами встанут: ель, енот, ерш, ефрейтор и еще десятки слов никакого отношения к езде не имеющих. По корню? (Был такой способ построения словарей.) Но тогда бы получилось примерно так: лом - ломать - ломкий - выламывать - надлом - обломиться - перелом -разломить - сломать - уломать и.т.д. Даль выбрал средний путь: слова он расположил по алфавиту, но слова расставил не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова, образованные тот одного корня. За исключением слов, которые образовались при помощи приставок. Эти слова помещены под теми буквами, с которых начинаются. Теперь слова школа возглавляет гнездо, в котором поселилось несколько десятков слов. Мы узнаем, что школа это не только учебное заведение, но и посевы и присадки деревьев разных возрастов для разводки плодовых или лесных деревьев, выучка лошади, всякое положение человека, где он приобретает находчивость, опыт и знание. Школить значит учить, держать строго под присмотром. Школьник, школяр - ученик, кто ходит в школу. Школярство - сухое, тупое учение, неотступно следующее мелочным, часто вздорным правилам. Школьничать, школярить - забавляться школьными шалостями, повесничать. Учитель. Кроме толкования значения слов, словарь включает 30 000 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц со словом «правда». Вот некоторые из них: У Бога правда одна. Правда со дна моря выносит. Правда сама себя очистит. Доброе дело правду говорить смело. Правдою жить - палат каменных не нажить. Дело знай, а правду помни. Правда со дна моря выносит. Не то все правда, что говорится. -А кто из вас назовет больше пословиц с этим словом. Молодцы.
| Слушают, наблюдают за синтакси- ческими единицами выполняют задание. . Работа с словарями, статьями | Индивидуальная, Работа в парах Индивидуальная. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; прояв- ляют способность к само оценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | вопросы для уточ- нения инфор- мации. | |||
Первичное закрепление знаний | беседа | Кто может рассказать ,как устроен «Толковый словарь живого великорусского языка»? - Что узнаем из словарной статьи? Как правильно работать со словарем? Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся . .Слово,как и все живое на земле рождается на свет. О том,где, когда и как появилось слово рассказывает специальная наука Этимология вместе с этимологическим словарем. | От пары выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Работа в парах | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные:формировать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую Родину. | Вопросы для уточнения информации. Устные ответы, выполнение письменного задания. | |||
Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута | Я вижу, что вы немного устали. Проведем разминку. | ||||||||
Закрепление изученного материала | Подбор примеров, иллюстрирую щих природу иучаемого языкового явленная Проверка и об- суждение работ учащихся, обобщение полученных сведений, оценивание | Учитель: А сейчас мы продолжим работу в парах. Я предлагаю вам вспомнить слово, о котором вам рассказал Словарь. (правда) -Объясните, пожалуйста, происхождение слова «правда». -«Правда» - общеславянское слово образовано от слова «правый» с помощью суффикса -вд— пра -(в -исчезнувший суффикс) такой, какой должен быть.- справедливый, праведник, правило, исправить, оправдать.
-Словарь антонимов - сравнительно новый тип словарей, в них представлены противоположные по значению слова. Подберите антонимы: Мы хотим быть учтивыми, а не (грубыми), приносить пользу, а не (вред), трудиться, а не (бездельничать), расцветать, а не( угасать). - В своем словаре В.И.Даль давал объяснения пословицам посредством фразеологизмов, Ими занимается Фразеологический словарь. Задание: Найдите в тексте фразеологизмы. " Легко наводить тень на плетень и бросать камешки в чужой огород, труднее работать, засучив рукава. Не надо откладывать дело в долгий ящик и заставлять ломать голову. Мы не лыком шиты и за словом в карман не лезем. Можно ли заменить фразеологизм одним словом? А сейчас мы в парах составим словообразовательное гнездо слов : правда, любовь, др Организует работу в парах .
- | В сотрудничестве с учи- телем и од- ноклассни- ками делают вывод, вы- полняют задания Формулиру-ют собственные мысли, высказывают и обосновы-вают в свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. | Работа в парах с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, словарь фразеологизмов.. Работа в парах Защита работ.(2-3 ученика) | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: фор- мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные:формировать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую Родин Личностные: понимают значение знании для человека. Познавательные: приобретают умения использовать. приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, выпол- нение письмен- ного за- дания. Кластеры | |||
Домашнее задание. | Проек т. « История одного слова» | заполняют дневники | Оцени- вание учащих- ся за работу на уроке | ||||||
Рефлексия деятельности. | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | Словарь: Ребята, вы подарили мне самый лучший подарок - ваши знания, ваше умение работать со словарями. В некоторых словах есть корень фил - люблю. Филология - любовь к слову. Весь мир начинается с любви к слову: Вначале было Слово... Учитель:Скажите, выполнили мы сегодня поставленные цели? - Чему мы научились, что узнали?
Дайте оценку нашей работе: | Определяют свое эмо- циональное состояние на уроке; | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивирован- но организовывать свою деятельность. Регулятивные: Оценивают свою работу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.»
Словари – наши помощники Тема урока:
«Правда» - истина
Мы хотим быть учтивыми,а не ( ? ), приносить пользу, а не ( ? ),трудиться, а не ( ? ), расцветать , а не ( ? ). Подобрать антонимы
Мы хотим быть учтивыми, а не( грубыми ),приносить пользу, а не ( вред ) ,трудиться, а не ( бездельничать ), расцветать, а не ( угасать ). Проверим!
Найдите в тексте фразеологизм « Легко наводить тень на плетень и бросать камни в чужой огород, труднее работать, засучив рукава. Не надо откладывать дело в долгий ящик и заставлять ломать голову. Мы не лыком шиты и за словом в карман не лезем».
Словообразовательное гнездо слов: Правда Любовь Друг Сердце Слово
Домашнее задание: Проект « История одного слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...
Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)
Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...
Презентация " Всероссийский словарный диктант , посвящённый дню рождения Владимира Ивановича Даля"
Материал предназначен для урока русского языка и литературы...
"Магеллан русского языка": 215 лет со дня рождения В.И. Даля. Викторина для учащихся.
Викторина содержит вопросы, касающиеся жизни и творчества В.И.Даля....
Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют ...
Внеклассное мероприятие «Всероссийский словарный урок «День рождения В.И.Даля»
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича ДаляЗадачи:Познакомить с краткой биографией Владимира ДаляРасширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запасРазви...
Всероссийский словарный урок (посвящается дню рождения Владимира Даля)
Всероссийский словарный урок(посвящается дню рождения Владимира Даля)...