Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Миронова Татьяна Михайловна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                    «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»                                                                                                                                                 г. о. Электросталь

Технологическая карта

«Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля )»

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Миронова Татьяна Михайловна

первая категория

2015г.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Всероссийский словарный урок в 5 классе (в день рождения Владимира Даля)»

Тип урока: открытия нового знания

Цели урока:

- формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;

- закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения. 

Задачи:

  1. Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля,  сформировать умения применять полученные знания на практике. 
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

Этап урока

Цель этапа

технология

Деятельность учителя в соответствии с  содержанием урока + диагностика и оценивание

УУД учащихся в соответствии с содержанием урока

Результаты учащихся

регулятивные

познавательные

Коммуникати

вные

личностные

предметные

Организацион

ный (мотивационный)

Создание условия для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

 Решение проблемной ситуации. Определение темы и цели занятия.

Кол-вной деятельности

Создаёт положительный эмоциональный настрой

Задаёт вопрос проблемного характера

Готовность к самообразованию;

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Настраиваются на учебную деятельность

Самостоятельное или с помощью учителя определение цели учебной деятельности

Планирование учебной деятельность вместе с одноклассниками и учителем. Включение в деловой ритм.

Выраженная устойчивая познавательная мотивация; осознание себя как движущей силы познания

Обнаружение ценности информации

Открытия нового

  • Формирование навыков исследования
  • Формирование навыков работы в группе

групповая

организация групповой, деятельности по изучению биографии Даля, истории создания словаря

-Анализируют предложенный материал путём  выделения приставки и корня

-Уметь составлять алгоритмы решения практической задачи;

- формировать умение работать по алгоритмам;

-умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

- формировать навыки решения практической задачи.

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

- устойчивый познавательный интерес;

- уметь ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте.

Открытия нового (Работа со словарем В.И.Даля.)

Формирование навыков работы в группе

Коллективная, групповая, индивидуальная

Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

Задание 1 Рассмотреть словарь внимательно: обложку, выходные данные, особенности словаря. (Выбранный  представитель от команды комментирует  наблюдения).

Задание 2  Укажите лексическое значение выделенных слов в пословице. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы, предложенной вашей команде. Для ответа выберете одного представителя команды.

Задание 3 Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше:

1 команда -  пословиц;

2 команда – поговорок;

3 команда – загадок

Задание 4 Найдите в словаре В.И.Даля как можно диалектизмов

Отвечают на вопросы

уметь составлять алгоритмы решения практической задачи;

- формировать умение работать по алгоритмам;

умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

- формировать навыки решения практической задачи.

Сообщают результаты анализа своей группы учащимся из других групп

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

- устойчивый познавательный интерес;

- уметь ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

- уметь формулировать вопросы;

рефлексии + диагностики (комментирования оценок)

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения...

коллективная

Организация коллективной деятельности.

Задание 1Какие особенности словаря В.И.Даля, после работы с ним, вы заметили?

Задание 2 Прокомментируйте слова Виноградова « Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком». 

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

-  определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий

- формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности.

- познавательная инициативность

- создание и преобразование моделей, схем, алгоритмов, рекомендаций для решения предметной задачи по типу речи рассуждение

проектирования дифференцированного домашнего задания

Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам).

- ориентировать учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.

Задание  Составьте один из несуществующих словарей (15-20 слов). Тематика – по выбору:

- словарь слов из любимого произведения;

- словарь самых важных слов

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- формирование умений к самоанализу результатов  и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

- формировать и реализовывать навыки составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала.

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

создавать и преобразовывать   алгоритмы для решения предметной задачи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....

всероссийский словарный урок, посвященный Далю

внеклассное мероприятие для 8-9 классов...

Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют ...

Внеклассное мероприятие «Всероссийский словарный урок «День рождения В.И.Даля»

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича ДаляЗадачи:Познакомить с краткой биографией Владимира ДаляРасширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запасРазви...

Всероссийский словарный урок (посвящается дню рождения Владимира Даля)

Всероссийский словарный урок(посвящается дню рождения  Владимира Даля)...