Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Цель:
дать понятие о наречии как о части речи;
Задачи:
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую
роль в предложении.
- развивать мыслительную и творческую деятельность, расширять
словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
- воспитывать интерес к изучению предмета
Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровью учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ход урока
№ | Этапы урока, содержание урока | Деятельность учащихся, учителя | Здоровьесберегающие технологии |
1 2 3.
4 5 | Организация класса -Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро, ребята. Вводная беседа - Посмотрите в окно. Действительно ли утро доброе? -Что вы можете сказать о сегодняшней погоде? -Влияет ли погода на настроение человека? -Если погода всегда будет пасмурной, то человек должен всегда ходить грустным? -Осень- красивое, интересное время года. Интересное потому, что осеннее солнце иногда греет по-летнему, дожди сменяются морозами. В один из осенних дождливых дней, в конце октября, на небе появилась радуга (слайд2) -Я думаю, что радуга поднимет вам настроение и поможет определить тему урока -Найдите буквы в классе. -Соберите из них слово. Это и будет темой нашего урока ( собрать буквы в том порядке, как расположены цвета на радуге) -Открываем тетради - Записываем число, классная работа и тему нашего урока (слайд 3) Изучение новой темы А) Работа со словами (слайд4) -Прочитайте слова, которые даны перед вами. -Что вы можете сказать о них? -Какое задание можете предложить? -Запишите слова в тетрадь -Определите, какой частью речи являются эти слова? Почему? - Разделите эти слова на группы. ( проверка) -Почему вы так распределили? Б) Слово учителя Наречие –сложная по правописанию часть речи. Некоторые приставки с наречиями пишутся раздельно, другие- слитно, третьи –через дефис. Разминка для рук В) Составление предложений(словосочетаний) Проверка Г) история наречия (слайд 5) История -самая молодая часть речи. Молодая потому, что появилась позже других частей речи, но происходит из знатного рода Обратите внимание на величавый корень-«речь» Он был еще известен в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие9 что значит говор), нарекать. Если буквально перевести слово «наречие» на современный язык получится « наглаголье». А с латыни переводится « приглаголье»: это значит, что наречие и глагол почти всегда рядом. Наречие поясняет глагол, уточняет его. Придает ему четкость. Реже наречие встречается с прилагательными, существительными и наречиями. Д) Определение части речи -Я предлагаю выполнить такое задание (слайд6) -Прочитайте словосочетания. Запишите их в тетрадь Определите , какой частью речи является главное слово. Е) Работа с учебником (слайд7) -О том, что не сказали о наречии, вы узнаете , прочитав материал в учебнике (стр.82) Ж) Определение морфологических признаков (слайд8) - Продолжите строчку: - Наречие – это …. -Наречие никогда не … -У наречия не бывает …. -В предложении наречие обычно является… -Определите, на какие вопросы отвечает наречие (слайд9) Физминутка « Где, куда, откуда, почему, зачем и как» (слайд 10-11) Закрепление изученного З) Исследовательская деятельность « Лингвистический микроскоп» ( слайд12) Упр. 199 - На партах у вас листочки с цифрами. Это предложения в тексте, с которыми вам нужно работать. Выпишите из предложения словосочетания с наречием. Взаимопроверка (слайд 13) Релаксация под музыку И) творческая работа (слайд14) -Прочитайте предложения. Употребите подходящие по смыслу наречия - Прочитайте получившиеся предложения. Для чего нужны наречия? -Мы с вами не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий. -Эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы К) Замена фразеологизмов (слайд15) -Замените данные фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями Рукой подать- близко Душа в душу- дружно У черта на куличках- далеко Положа руку на сердце - честно Рефлексия - Откройте конверты, достаньте содержимое. Положа руку на сердце, скажите ,что запомнили из урока? -Какой вид работы вам понравился? -Как вы оцениваете свою работу? Итог -Что вы узнали о наречии? -Что обозначает наречие? -Какова синтаксическая роль наречия в предложении? -Вы были активны на уроке. - Спасибо за урок(слайд16) | Смотрят в окно Отвечают на вопросы Запись в тетради Объяснение учителя Выполняют разминку Составляют предложения или словосочетания Ученик в роли учителя рассказывает о наречии Ученик предлагает выполнить задание У доски работает ученик Работа с учебником Устная работа Работа у доски Дети поочередно называют вопрос и встают( « змейка») Дифференцированное задание Дети обмениваются тетрадями и проверяют с ответами на доске Удобная посадка Закрывают глаза и выполняют задания учителя Творческая работа Рефлексия собственной деятельности | Направленность на развитие личности учащегося Формирование эмоционального отношения к содержанию урока Свобода выбора Разминка для рук (шум дождя) Свобода выбора Ученик в роли учителя Нахождение практического применения содержания Организация поисковой мыслительной активности Самостоятельная работа Взаимопроверка Развитие речи Пополнение словарного запаса Рефлексия собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.
Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...