Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Валеева Дамира Мидхатовна

 

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием элементов сингапурской методики обучения по теме:: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_predlozheniya.docx93.48 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием элементов сингапурской методики

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ  «Ныртинская средняя школа» Кукморского муниципального района  Республика Татарстан Валеевой  Дамиры Мидхатовны  

Тема: Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым» 

Цели урока:

Образовательные:                                                                                                                          - обобщить знания учащихся об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым;

- уметь конструировать односоставное  предложение по заданной схеме;                                          

 - закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения;

- проверить умение определить типы односоставных предложений.

                                     

Развивающие:                                                                                                - отрабатывать   навыки различения двусоставных и односоставных предложений;                                                                                              

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать речевую культуру учащихся.

Воспитательные:                                                                                                                          - вызвать  интерес  к изучению предмета, к чтению произведений художественной литературы.

Методы обучения:

1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Обобщение знаний учащихся об односоставных предложениях с главным членом - сказуемым.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме таблица «Синтаксис и пунктуация», тесты,  карточки-задания.

Ход урока:

I.  Организационный момент. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята, можете садиться. Начинаем наш урок. Попрошу Вас быть  внимательными и активными, постарайтесь показать то, чему вы научились за это время. Поприветствуем друг друга: партнера по лицу, партнера по плечу.

Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.

- Открываем тетради, записываем число, «Классная работа». Пишем красиво, аккуратно.

 Сегодня  мы обобщим  знания об односоставных предложениях с главным членом  - сказуемым, закрепим навыки конструирования и определения видов односоставных предложений.

II. Актуализация опорных знаний.

Для того чтобы повторить знания односоставных предложений используем   МИКС – ФРИЗ – ГРУП - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается,  объединяются в ГРУППЫ, количество участников зависит от ответа на какой-либо вопрос.

- Сколько главных членов в двусоставных предложениях? Объединяются в ГРУППЫ по 2. Подлежащее и сказуемое. 

- Сколько главных членов в односоставных предложениях? Каждый ученик стоит ПО ОДНОМУ.  Грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).

-  На сколько групп делятся односоставные предложения по форме главного члена? Объединяются в ГРУППЫ по 2. (Две основные группы: 1) с главным членом – сказуемым, 2) с главным членом – подлежащим).

-  Сколько видов предложений может быть по наличию второстепенных членов? Объединяются в ГРУППЫ по 2. (Распространенные и нераспространенные) 

- Сколько видов односоставных предложений с главным членом – сказуемым? Объединяются в ГРУППЫ по 4. (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщенно-личные, безличные)

 А теперь садимся за парты вместе с теми партнерами, с которыми вы образовали группы (по 4 ученика) МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом, где указаны партнеры по плечу, и партнеры по лицу. Давайте, поприветствуем друг друга сначала партнеров по лицу,  затем -  по плечу. Поприветствуем своих партнеров по лицу, по плечу. 

Теперь ответим на вопросы. Для этого используем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовываются обсуждение какого-либо вопроса в команде.

  1. Что такое определённо-личные предложения? Назовите способы выражения главного члена в определённо-личном предложений. (Определённо-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица не прошедшего времени (иду, идешь, идём, идёте)) 
  2. Что такое неопределённо-личные предложения? Назовите способы выражения главного члена в неопределённо-личном предложений. (Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.(Что пишут в газете?))
  3. Что такое обобщенно-личные предложения? Назовите способы выражения главного члена в обобщенно-личном предложений. (Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. Пословицы, поговорки)
  4. Что такое безличные предложения? Назовите способы выражения главного члена в безличном предложений. (Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го единственного числа в настоящем и будущем времени или в форме  среднего рода в прошедшем времени. Часто они сообщают о состоянии природы, людей или животных.)

III. Физкультминутка. (слайд «Упражнения для глаз»)

IV. Закрепление темы.                  

           Для закрепления темы используем обучающую структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД – «подумай-запиши-обсуди в команде».

Для этого мы используем Модель Фрейера (слайд) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Каждый из вас сидит под определенным номером, находит предложение, соответствующее типу односоставных предложений, и записывает под своим номером.  Начинает партнер под №1, он находит и записывает определенно-личные предложения, затем под №2 – неопределенно-личные, под №3 – обобщенно-личные, под №4 - безличные.

Прилагаются карточки  с предложениями.

  1. С кем поведешься, от того и наберешься. (обобщенно-личное)
  2. Мне некуда спешить. (безличное)
  3. Не жди меня! (определенно-личное)
  4. Меня знобит. (безличное)
  5. В зоопарк прислали двух белых медведей. (неопределенно-личное)
  6. Уходим завтра в поход. (определенно-личное)
  7. К вечеру подморозило. (безличное)
  8. Любишь кататься – люби и саночки возить. (обобщенно-личное)
  9. В дверь стучат. (неопределенно-личное)
  10. Не жалею, не зову, не плачу…(определенно-личное)
  11. В садах окапывают деревья. (неопределенно-личное)
  12. Цыплят по осени считают. (обобщенно-личное)

Производим взаимопроверку. Читает свои предложения стол №1 партнер под № 4.

V.  Работа с тестами РЕЛЛИ РОБИН – обучающая структура, в которой 2 участника поочередно обмениваются короткими ответами и записывают ответы. (слайд)C:\Users\дамира\Desktop\сингапурский метод\релли робен.jpg

Тесты прилагаются (приложение №1) 


VI. Оценка учащихся за урок.

VII. Домашнее задание. Выписать из художественной литературы по 2 односоставных предложения на каждый тип.

Поблагодарим друг друга!

Приложение №1

Тест по теме «Односоставные предложения»

1. Укажите неверное утверждение.


1) Односоставные предложения могут быть распространенными.
2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен
для понимания смысла предложения.


2.Укажите верное утверждение.


Односоставное предложение - это предложение, в котором:
1) опущено подлежащее,
2) опущено сказуемое,
3) нет второстепенных членов предложения,
4) грамматическая основа состоит из одного главного члена
предложения.


3. Какое предложение является односоставным?


1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.


4. Какое предложение является односоставным?


1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.


5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?


1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой...
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.


6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?


1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.


7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?


1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?


8. Какое предложение является односоставным безличным?


1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.

Список использованной литературы:

  1. «Русский язык» 8 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.  Москва: Просвещение, 2010 г.
  2. Методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 8 классе». Москва «Просвещение», 2000 г.

3.        Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т. А. Костяева, - М.: - Просвещение, 2004.

4.        Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – М.: Просвещение, 2005.

5.        Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2005.

6.        Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8б классе по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым". (обобщающий урок)

Обобщающий урок с применением сингапурской методики по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым."Цель урока: закрепить представление об односоставных предложениях с глав...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...

урок русского языка в 8 классе ПОДЛЕЖАЩЕЕ. СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ. СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...

Урок русского языка в 8 классе «Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Обособленные члены предложения»»

Данный урок может быть полезным и интересным для учителей русского языка, особенно для молодых педагогов, так каК в нём я попыталась показать все этапы урока по теме "Обобщающее повторение" ...