Задание № 7 ОГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Бармина Олеся Васильевна

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_no_7_oge.pptx93.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ Задание 7 Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Слайд 2

Формулировка задания: З амените словосочетание на бумажной ле нте (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ( 9) Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте : «Заборье». Правильный ответ : на ленте из бумаги Что должен знать ученик, выполняя задание? Что такое словосочетание? Виды словосочетаний Виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: Согласование Управление примыкание

Слайд 3

Словосочетание – два или несколько слова, связанных по смыслу и грамматически. Любимое занятие, урок информатики, читать вслух. Средства связи слов в словосочетании – окончания, предлоги, интонация. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Понимание (чего?) задания, сдать (что?) экзамен; утро (какое?) раннее, зима (какая?) снежная, решать (как?) самостоятельно, спокойный (когда?) всегда

Слайд 4

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ : Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) Облака плывут. Ёж колюч. Задание выполнено. Существительные с производными предлогами типа вокруг леса, навстречу опасности, около школы, несмотря на опасность, возле дома и др.

Слайд 5

Виды синтаксической связи

Слайд 6

Алгоритм выполнения задания 1. при образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении, примыкании : если оба слова изменяются – это согласование Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется при помощи окончания и предлога или окончания, - это примыкание 2. П роанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании: Если зависимыми словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование Если зависимыми словом является существительное или местоимение, употреблённое в каком-либо падеже - это управление Если зависимыми словом является деепричастие, наречие, неопределённая форма глагола, сравнительная степень прилагательного - это примыкание

Слайд 7

Задание №1.Замените словосочетание «закатное небо», построенное на основе согласование, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и ты снова и снова смотрел на закатное небо , стоило только захотеть… Задание №2. Замените словосочетание «трудно разглядеть », построенное на основе примыкание, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют сотни других, которым даже имен не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть .

Слайд 8

Задание №3. Замените словосочетание «европейское платье», построенное на основе согласование, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание . К счастью для репутации астероида Б-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. Задание №4. Замените словосочетание «рассказал подробно», построенное на основе примыкание, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Я вам рассказал подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры.

Слайд 9

Задание №5. Замените словосочетание « дом из кирпича», построенное на основе управления, синонимичным со связью согласование. Напишите полученное словосочетание Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из кирпича , в окнах у него герань, а на крышах голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Задание №6. Замените словосочетание « больно вспоминать», построенное на основе примыкания , синонимичным со связью управление . Напишите полученное словосочетание Слишком больно вспоминать и нелегко мне об этом рассказывать. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинули.

Слайд 10

Задание №7. Замените словосочетание « заботливо прочистил», построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание Он заботливо прочистил действующие вулканы. Задание №8. Замените словосочетание « в печной трубе», построенное на основе согласования , синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Извержение вулкана – это всё равно что пожар в печной трубе , когда там загорается сажа.

Слайд 11

Задание №9. Замените словосочетание « не без грусти вырвал», построенное на основе управления , синонимичным со связью примыкания. Напишите полученное словосочетание . Потом Маленький принц не без грусти вырвал последние ростки баобабов. Задание №10. Замените словосочетание « стеклянным колпаком», построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках.

Слайд 12

Задание №11. Замените словосочетание « атласы по географии», построенное на основе управления , синонимичным со связью согласование . Напишите полученное словосочетание. Атласы по географии – самые драгоценные книги на свете,- объяснил географ.- Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных. Задание №12. Замените словосочетание « залетел по ошибке», построенное на основе управления , синонимичным со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание. Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету.

Слайд 13

Задание №13. Замените словосочетание « пшеничные поля», построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём мне не говорят. И это грустно! Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут,- сказал Маленький принц.- Поэтому они не знают покоя и с испугом бросаются то в одну сторону, то в другую. Задание №14. Замените словосочетание « с испугом бросаются», построенное на основе управления , синонимичным со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.

Слайд 14

Задание №15. Замените словосочетание « печально сказал», построенное на основе примыкания , синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Потом Маленький принц печально сказал : «Знаешь…моя роза… я за неё в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира».

Слайд 15

Ответы: 1. Н ебо на закате 2. Разглядеть с трудом 3. платье из Европы 4. рассказал с подробностями 5. кирпичный дом 6. вспоминать с болью 7. прочистил с заботой 8. в трубе печи 9. грустно вырвал 10. колпак из стекла 11. географические атласы 12. ошибочно залетел 13. поля пшеницы 14. испуганно бросаются 15.с печалью сказал

Слайд 16

Удачи на экзаменах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....

Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения

Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....

Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал - подборка индивидуальных  заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.

Разноуровневые задания можно использовать  для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина.  Данные тексты можно исп...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...