Задание № 7 ОГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формулировка задания: З амените словосочетание на бумажной ле нте (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ( 9) Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте : «Заборье». Правильный ответ : на ленте из бумаги Что должен знать ученик, выполняя задание? Что такое словосочетание? Виды словосочетаний Виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: Согласование Управление примыкание
Словосочетание – два или несколько слова, связанных по смыслу и грамматически. Любимое занятие, урок информатики, читать вслух. Средства связи слов в словосочетании – окончания, предлоги, интонация. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Понимание (чего?) задания, сдать (что?) экзамен; утро (какое?) раннее, зима (какая?) снежная, решать (как?) самостоятельно, спокойный (когда?) всегда
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ : Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) Облака плывут. Ёж колюч. Задание выполнено. Существительные с производными предлогами типа вокруг леса, навстречу опасности, около школы, несмотря на опасность, возле дома и др.
Виды синтаксической связи
Алгоритм выполнения задания 1. при образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении, примыкании : если оба слова изменяются – это согласование Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется при помощи окончания и предлога или окончания, - это примыкание 2. П роанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании: Если зависимыми словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование Если зависимыми словом является существительное или местоимение, употреблённое в каком-либо падеже - это управление Если зависимыми словом является деепричастие, наречие, неопределённая форма глагола, сравнительная степень прилагательного - это примыкание
Задание №1.Замените словосочетание «закатное небо», построенное на основе согласование, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и ты снова и снова смотрел на закатное небо , стоило только захотеть… Задание №2. Замените словосочетание «трудно разглядеть », построенное на основе примыкание, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют сотни других, которым даже имен не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть .
Задание №3. Замените словосочетание «европейское платье», построенное на основе согласование, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание . К счастью для репутации астероида Б-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. Задание №4. Замените словосочетание «рассказал подробно», построенное на основе примыкание, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Я вам рассказал подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры.
Задание №5. Замените словосочетание « дом из кирпича», построенное на основе управления, синонимичным со связью согласование. Напишите полученное словосочетание Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из кирпича , в окнах у него герань, а на крышах голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Задание №6. Замените словосочетание « больно вспоминать», построенное на основе примыкания , синонимичным со связью управление . Напишите полученное словосочетание Слишком больно вспоминать и нелегко мне об этом рассказывать. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинули.
Задание №7. Замените словосочетание « заботливо прочистил», построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание Он заботливо прочистил действующие вулканы. Задание №8. Замените словосочетание « в печной трубе», построенное на основе согласования , синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Извержение вулкана – это всё равно что пожар в печной трубе , когда там загорается сажа.
Задание №9. Замените словосочетание « не без грусти вырвал», построенное на основе управления , синонимичным со связью примыкания. Напишите полученное словосочетание . Потом Маленький принц не без грусти вырвал последние ростки баобабов. Задание №10. Замените словосочетание « стеклянным колпаком», построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках.
Задание №11. Замените словосочетание « атласы по географии», построенное на основе управления , синонимичным со связью согласование . Напишите полученное словосочетание. Атласы по географии – самые драгоценные книги на свете,- объяснил географ.- Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных. Задание №12. Замените словосочетание « залетел по ошибке», построенное на основе управления , синонимичным со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание. Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету.
Задание №13. Замените словосочетание « пшеничные поля», построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём мне не говорят. И это грустно! Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут,- сказал Маленький принц.- Поэтому они не знают покоя и с испугом бросаются то в одну сторону, то в другую. Задание №14. Замените словосочетание « с испугом бросаются», построенное на основе управления , синонимичным со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.
Задание №15. Замените словосочетание « печально сказал», построенное на основе примыкания , синонимичным со связью управление. Напишите полученное словосочетание. Потом Маленький принц печально сказал : «Знаешь…моя роза… я за неё в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира».
Ответы: 1. Н ебо на закате 2. Разглядеть с трудом 3. платье из Европы 4. рассказал с подробностями 5. кирпичный дом 6. вспоминать с болью 7. прочистил с заботой 8. в трубе печи 9. грустно вырвал 10. колпак из стекла 11. географические атласы 12. ошибочно залетел 13. поля пшеницы 14. испуганно бросаются 15.с печалью сказал
Удачи на экзаменах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/10/picture-31780.jpg)
Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс
Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40596.jpg)
Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-212536-1363023232.jpg)
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-109273-1668449393.jpg)
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-618882-1452343308.jpg)
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".
Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...