Проект "Словарь нравственных чувств"
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Быкарева Лариса Николаевна

Проектная деятельность учащихся очень эффективно помогает готовиться к ЕГЭ, Данный проект является большим подспорьем для написания задания №26 (сочинение по проблеме), т.к.содержит пояснения концептов по выбору учащегося, банк аргументов и элементы сочинения. Однако он может применяться не только при подготовке к ЕГЭ, но и для уроков развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slovar_nravstvennyh_chuvstv_2016-17_10ab.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ГБОУ гимназия №446

                    Колпинского района Санкт-Петербурга

                                            ПРОЕКТ

                          «Словарь концепта чувств»

                                                       Автор Быкарева Л.Н.,

                                                       учитель высшей категории

                                    2016-17 учебный год

                            Пояснительная записка

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный

Предметная область: русский язык, литература

Контингент учащихся: учащиеся 10б класса

Основополагающие вопросы:

  1. Что я знаю о понятии «концепт»?
  2. Какие чувства может испытывать человек?
  3. Нравственные и безнравственные чувства. Как они моделируют личность человека?
  4. Почему нужно знать эту градацию? В чем она может помочь человеку?
  5. Могу ли я найти в художественной литературе примеры персонажей и их поступков, которые определяют нравственные чувства?
  6. А безнравственные чувства?
  7. Где я могу применить эти знания?

Актуальность и значимость проекта.

       Замысел проекта появился в результате работы учителя по подготовке к написанию сочинительной части ЕГЭ по русскому языку, где нужно создать свой текст на основе предложенного с определением морально-этической проблемы текста. В процессе уроков подготовки выяснилось, что многие учащиеся неточно или не совсем правильно определяют проблемы, часто не могут сформулировать их, не очень глубоко владеют культурой слова, не всегда могут объяснить значение слов, обозначающих нравственную палитру лексики.

       Часто учащиеся не могут быстро и правильно подобрать аргументы из художественной литературы по тем или иным морально-нравственным проблемам.

        Еще одной сверхидеей проекта стала необходимость помочь учащимся более глубоко подготовиться к итоговому сочинению в 11 класса (пробный проводится в 10 классе), т.к. одна из предложенных тем связана с морально-этическими понятиями: долг, честь, ответственность, милосердие и т.д. Особенно важно это еще и потому, что данное сочинение является своеобразным допуском к сдаче всех экзаменов за 11 класс. Это очень важно и ответственно.

     

       Программы по русскому языку ( автор - Рыбченкова) и литературе для средней школы (автор – И.Н.Сухих) предполагает такое знакомство со словом на разных ступенях обучения, но данный проект предоставляет возможность более углубленного изучения материала, применения его на практике и, что очень важно, умения поделиться этим с другими и расширить свою эмоциональную грамотность, научиться раскрывать особую эстетическую функцию эмоциональных слов. Инициатором проекта стал учитель, учащиеся же настолько горячо выразили свое желание участвовать в данном проекте, что первоначальная идея учителя «обросла» новыми идеями учеников, от чего проект только выиграл.

       Актуальность проекта в его движении в ногу с проблемами времени, значимость для каждого ученика индивидуальна, но для коллектива в целом – оздоровления мышления и отношения к слову, осознания важности  и уместности слова в речи. Трудно переоценить и значение данного проекта для повышения культуры речи, развития словарного запаса, углубление в русскую классику. В наш век пренебрежительного отношения к слову (ок вместо «хорошо», лол вместо «смешной, нелепый» и др. «перлы»), американизацию современной речи этот проект очень актуален и значим для учащихся.  Мы знаем: хорошо запоминается то, что сделал сам.

       Необходимо помочь учащимся через практическую творческую деятельность, приобретение новых знаний и личный опыт выразить свое отношение к слову и культуре страны, выработать активную гражданскую позицию, воспитывать нравственность. Особенно важным является пробуждение или закрепление интереса учащихся через личное участие.

       

Цель проекта:

       Развитие культуры  речи, обогащение словаря в целях создания мини-проектов и подготовки к итоговому сочинению (один из предложенных вариантов – морально-нравственная тема) в 11 классе – допуску к выпускным экзаменам и выполнения задания 25 в формате ЕГЭ по русскому языку.

        Осуществить реализацию идеи взаимосвязи языка, культуры и расширению границ образования.

Задачи проекта.

Образовательные:

  1. Применить на практике умение создания творческого продукта в процессе практического этапа презентации проекта.
  2. Работать над развитием речи.
  3. Учить синтезировать материал в процессе создания проекта.
  4. Расширение словарного запаса.
  5. Повышение эмоциональной грамотности.
  6. Умение раскрыть особую эстетическую функцию слова.
  7. Расширение возможностей для создания собственных текстов – сочинений на морально-нравственные темы.

Развивающие:

  1. Развитие нравственной культуры.
  2. Развитие умения самостоятельно и творчески мыслить.
  3. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.
  4. Развивать умение работать в группах.
  5. Способствовать развитию умений собирать, анализировать и обрабатывать информацию, умения работать с источниками.
  6. Развивать умение точно, ярко, эмоционально и выразительно излагать свои мысли.
  7. Развивать знания о нравственности в культуре своей страны.
  8. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей учащихся.
  9. Развитие самостоятельности учащихся.
  10. Развитие умения применить данные знания в жизни.

Воспитательные:

  1. Воспитание у школьников интереса к углубленному изучению слова и его значения.

      2 .Воспитывать умение работать в группе.

      3. Воспитывать чувство гордости за свой «великий русский язык».

      4. Воспитывать коммуникативные навыки.

      5. Воспитывать нравственные качества личности учащихся и умение разграничивать нравственное и безнравственное.

      6.Формирование навыков сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.

Содержание деятельности по созданию проекта.

       Выполнение данного проекта требует прежде всего увлечения темой, желания создать свой мини-проект концепта , который будет не только глубоким по содержанию, но и эстетичным в оформлении, иллюстративным  и необходимым для других учащихся. Это возможно только в процессе инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы (концепта), а сама его проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер.
      Кроме того, в ходе данной проектной деятельности возникает новая - образовательная - ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока. Так, при определении участия в одной из групп проекта, учащиеся должны были решить, что им не только интереснее, но и в какой теме они смогут наиболее полно реализовать себя и свой творческий потенциал, сделать выбор в пользу того, что покажется наиболее значимым или интересным.

       Предложена тема проекта учителем при непосредственной поддержке учащихся, после чего определены более узкие темы, формы презентации проекта: теоретическая и практическая. Оговорено участие в презентации учащихся 11-а класса ( в качестве слушателей, зрителей и собеседников).

       Распределение учащихся по группам в зависимости от интереса к микро-теме и по личным интересам. Образовалось 8 творческих групп со своими лидерами – руководителями и координаторами и 7 человек решили работать над мини-проектом индивидуально. Понятия, которые выбрали ребята самостоятельно:

Лень, азарт, презрение, эгоизм, ненависть, месть;

Чувство вины, верность, милосердие, одиночество, справедливость, любовь, патриотизм, радость.

      Работа в своих группах повлечет за собой не только приобретение новых знаний из области русского языка и литературы, не только углубленную подготовку к написанию итогового сочинения на морально-нравственную тему, но и

- умение работать в новой группе, выполнять новые роли в творческой работе;

- освоение углубленного содержания материала по литературе;

- усвоение новых практических приемов: групповое творческое выступление, где успех общего дела (группы и класса) зависит от успешной работы каждого;

- гармонизацию клипового и понятийного мышления подростков.

       Самостоятельная работа с источниками информации, технологиями творческой презентации проекта будет реализована на двух этапах презентации проекта.

Первый – теоретический –подготовка и оформление мини-проектов – визитных карточек слов-концептов по выбранным темам  с соблюдением единых требований изложения материала и оформления. Создание библиотеки слов-концептов.

Второй – интерактивная игра – защита мини-проекта для зрителей – учеников других  классов, что будет способствовать расширению литературного и общекультурного кругозора, эмоциональной и нравственной грамотности  всех участников.

        Очень важно помочь учащимся в процессе самостоятельного принятия решений (от выбора общей темы проекта до конкретной темы своей части  - мини-проектов), развития коммуникативности в информационном обмене и обсуждении, в ролевом взаимодействии при подготовке и презентации-защите проекта в форме доклада с иллюстративностью и в форме интерактивной игры. Для этого нужны периодические консультации учителя.

        Развитие мыслительной деятельности в проектировании, планировании, обсуждении (выборе понятий, слов-концептов), синтезе (общий план проекта) и анализе (отзывы о проекте) тоже должны быть на контроле учителя, чтобы ученики могли логически выстроить свои защиты. В процессе работы первоначальных групп могут возникнуть проблемы личностного характера между участниками. Это вполне нормально для творческого процесса, решить это помогут индивидуальные беседы учителя о толерантности и чувстве ответственности. Также учителю необходимо постоянно контролировать направление создания каждого мини-проекта, чтобы «отсечь» лишнее и добавить необходимое. В то же время учитель должен проявить максимум уважения к каждому участнику проекта, к его выбору и мнению.


 Этапы и сроки реализации.

1 этап – ценностно-ориентированный: постановка проблемы.

Способы решения: обсуждение и аргументация необходимости решения проблемы. Работа в коллективе в целом и группах. Деление на группы по интересам. Развитие в процессе выбора мини-тем эмоциональной грамотности. Развитие умений распознавать эмоции.

2 этап – конструктивный: планирование исследовательской работы.

Способы решения: выбор группами материала для исследования, изучение особенностей значений слов-концептов, обсуждение презентации и защиты своей части проекта. Изучение и применение на практике структуры словарной статьи: заголовок, определение слова, этимологический, толковый словари, подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов с опорой на слово-концепт. Работа с литературными источниками по подбору примеров, оценивание поступков героев. Подбор примеров из окружающей жизни, СМИ.

3 этап – непосредственная работа над презентацией проекта, подбор музыки,  репетиции по группам. Группа ведущих составляет сценарий презентации проекта. Выбор способов поощрения. Групповая и индивидуальная работа с учителем. Привлечение к работе и консультации учителя обществознания. Подготовка объявлений, приглашение участников интерактивной игры.

4 этап – защита проекта, презентация проекта.

5 этап – рефлексивный: анализ и обсуждение проекта. Заполнение анкеты:

- Чему научился в процессе работы над проектом?

- Какие виды деятельности применил?

- Что дало тебе лично углубленное «общение» со словом-концептом?

- В чем ты видишь дальнейшее применение этих знаний?

- Какую тему для будущего проекта хотел бы предложить?

1 этап – 30 сентября – 10 октября  2016 г. Ориентирование.

               Учитель: организация повторения лексики.

               Учащиеся: повторение особенностей лексики.

                                  Обсуждение тем мини-проектов, сроков, задач и конечного результата.

2 этап – 11 октября - 11 ноября 2016 г. Практический.

                Учитель: осуществляет деятельность тьюторского сопровождения

                                (консультации, отбор материала, чтение и обсуждение вариантов предложенных концептов)

                Учащиеся: выбор группы для участия в проекте, сбор информации, отбор материала, эскизы оформления творческой части проекта.

                                 Сбор материала и создание визитной карточки модуля мини-проекта.

3 этап – 14 – 25 ноября.  Обобщающий: подготовка к защите.

                 Учитель: знакомится с содержанием мини-проектов, помогает группе ведущих компоновать порядок защиты мини-проектов.

                 Учащиеся: по мере создания визитных карточек предъявление их для предварительного просмотра и консультирование.

4 этап – в срок с 28 ноября по 1 декабря 2016 г. Защита проекта. Представление своего продукта (мини-проекта) в форме дискуссии.

                 Учитель: контролирует, направляет и координирует проведение защиты. Осуществляет помощь в создании визитных карточек слов, дает консультации по презентации проекта.

                 Учащиеся: индивидуальная и групповая работа над материалами.

                                    Создание «Словаря концепта чувств» и его презентация  для учащихся 10б и 11а  классов.

5 этап – 1-2 декабря  2016 г. Рефлексивный этап. Анализ подготовки и защиты проекта.

                  Учитель: Оценка работы в проекте и подведение итогов.

                  Учащиеся: разбившись на группы, ребята представляют свои мнения о проекте, оценивают другие работы, высказывают свое мнение о теме проекта, его форме и защите. Заполняют анкеты по предложенным вопросам.

Ожидаемые результаты проектной деятельности.

  1. Повышение интереса к русскому языку и литературе.
  2. В процессе создания визитных карточек слов-концептов ребята получат возможность приращения знаний, умений и навыков.
  3. Развитие словаря, речевой культуры.
  4. Повторение программы по литературе.
  5. Расширение знаний о слове и в связи с этим углубленная подготовка к написанию сочинений по русскому языку в формате ЕГЭ и итогового сочинения по литературе.
  6. Проявление коммуникативной культуры, культуры общения.
  7. Развитие умений работать с источниками.
  8. Чувство гордости от участия в создании продукта проекта, т.к. тема очень интересна, важна, но и трудна для осмысления и реализации.

Оценка результата. Основные критерии оценки работы.

Мини-проекты  -  визитные карточки слова-концепта:

  1. Единство формы и содержания.
  2. Эстетика оформления.
  3. Соответствие тематике.
  4. Языковое качество работ (грамотность).
  5. Культура презентации.

Защита продукта:

  1. Логичность мини-проекта.
  2. Организованность проведения.
  3. Умение  творческого общения.
  4. Коммуникативность.
  5. Доступная и грамотная передача информации и новых знаний.

Продукт проекта.

Создание  «Словаря концепта чувств», состоящего из мини-проектов – визитных карточек слов-концептов.

             

       Оценка учителем реализации проекта.

       Исходя из целей и задач данного проекта, можно констатировать, что в целом проект достиг тех результатов, которые были заявлены его участниками – учащимися 10б класса.

       Образовательные задачи выполнены полностью, учащимся удалось применить на практике умение работать по плану, создавать мини-продукт (визитные карточки слов), умело  и правильно презентовать свою работу, анализировать, отвечать на вопросы.

        Участие в проекте помогло ребятам более старательно работать над развитием речи, расширить свой лингвистический запас, приобрести навыки работы с участниками защиты.

       Кроме этого,  учащимся нужно было  применить умение систематизировать и  синтезировать материал, что, несомненно, сделало их работы более яркими и насыщенными событиями и  эмоциями.

       Развивающие задачи  предполагали развитие умения самостоятельно и творчески мыслить, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся, умение работать в группах и с группами, способствовать развитию умений собирать, анализировать и обрабатывать информацию.

      Несомненно, умение точно, ярко, эмоционально и выразительно излагать свои мысли подняло учащихся на новый качественный уровень, т.к. все было представлено на доступном уровне, привлекало и неравнодушие учеников к выбранной ими теме. Особенно эмоциональны были выступления Евсюкова Ильи, Дроздовской Полины, Плотцевой Оксаны, Абеняковой Яны. Очень хорошо проявили себя ведущие защиты: Павлова Ксения и Свердлова Екатерина.

      Участие в проекте помогло учащимся развить знания о культуре и искусстве своей страны, намного развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

       Развитие самостоятельности учащихся тоже получило новую ступень, однако постоянно был необходим контроль со стороны учителя, направляющий характер которого помог некоторым группам избежать  ошибок в презентации проекта.

        Воспитательные задачи реализованы полностью на данном отрезке учебной деятельности. Особенно хочется отметить неподдельный интерес многих участников проекта: равнодушных, пожалуй, не было.

        Воспитание у школьников интереса к углубленному изучению русского  языка и литературы.

        Умение работать в группе, чувство локтя,  формирование навыков сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания важны в любом общем деле. У каждого ребенка осталось чувство глубокого удовлетворения от участия в проекте.

                Думается, что все это вместе помогает воспитывать нравственные качества личности учащихся. Особо хочется отметить интерес к родному языку и любовь к родной культуре.

       Достоинство   данного проекта в том, что его может использовать учитель любого предмета.

Методический паспорт проекта

Учитель – Быкарева Лариса Николаевна

Параметры

Пояснение

Название

Словарь концепта чувств

ФИО разработчика

Быкарева Лариса Николаевна

Название и номер образовательного учреждения

ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Год разработки

2016

Состав участников

Учащиеся 10б класса

Количество участников

100% класса

Проблемная ситуация

       Замысел проекта появился в результате работы учителя по подготовке к написанию сочинительной части ЕГЭ по русскому языку, где нужно создать свой текст на основе предложенного с определением морально-этической проблемы текста. В процессе уроков подготовки выяснилось, что многие учащиеся неточно или не совсем правильно определяют проблемы, часто не могут сформулировать их, не очень глубоко владеют культурой слова, не всегда могут объяснить значение слов, обозначающих нравственную палитру лексики.

       Часто учащиеся не могут быстро и правильно подобрать аргументы из художественной литературы по тем или иным морально-нравственным проблемам.

        Еще одной сверхидеей проекта стала необходимость помочь учащимся более глубоко подготовиться к итоговому сочинению в 11 класса (пробный проводится в 10 классе), т.к. одна из предложенных тем связана с морально-этическими понятиями: долг, честь, ответственность, милосердие и т.д. Особенно важно это еще и потому, что данное сочинение является своеобразным допуском к сдаче всех экзаменов за 11 класс. Это очень важно и ответственно.

     

       Программы по русскому языку ( автор - Рыбченкова) и литературе для средней школы (автор – И.Н.Сухих) предполагает такое знакомство со словом на разных ступенях обучения, но данный проект предоставляет возможность более углубленного изучения материала, применения его на практике и, что очень важно, умения поделиться этим с другими и расширить свою эмоциональную грамотность, научиться раскрывать особую эстетическую функцию эмоциональных слов. Инициатором проекта стал учитель, учащиеся же настолько горячо выразили свое желание участвовать в данном проекте, что первоначальная идея учителя «обросла» новыми идеями учеников, от чего проект только выиграл.

       Актуальность проекта в его движении в ногу с проблемами времени, значимость для каждого ученика индивидуальна, но для коллектива в целом – оздоровления мышления и отношения к слову, осознания важности  и уместности слова в речи. Трудно переоценить и значение данного проекта для повышения культуры речи, развития словарного запаса, углубление в русскую классику. В наш век пренебрежительного отношения к слову (ок вместо «хорошо», лол вместо «смешной, нелепый» и др. «перлы»), американизацию современной речи этот проект очень актуален и значим для учащихся.  Мы знаем: хорошо запоминается то, что сделал сам.

       Необходимо помочь учащимся через практическую творческую деятельность, приобретение новых знаний и личный опыт выразить свое отношение к слову и культуре страны, выработать активную гражданскую позицию, воспитывать нравственность. Особенно важным является пробуждение или закрепление интереса учащихся через личное участие.

Цель

Углубление знаний по развитию речи и культуре речи в целях создания мини-проектов и подготовки к итоговому сочинению (один из предложенных вариантов – морально-нравственная тема) в 11 классе – допуску к выпускным экзаменам и выполнения задания 25 в формате ЕГЭ по русскому языку.

        Осуществить реализацию идеи взаимосвязи языка, культуры и расширению границ образования.

Задачи, этапы и способы решения

Образовательные:

1.Применить на практике умение создания творческого продукта в процессе практического этапа презентации проекта.

2.Работать над развитием речи.

3.Учить синтезировать материал в процессе создания проекта.

4.Расширение словарного запаса.

5.Повышение эмоциональной грамотности.

6.Умение раскрыть особую эстетическую функцию слова.

7.Расширение возможностей для создания собственных текстов – сочинений на морально-нравственные темы.

Развивающие:

1.Развитие нравственной культуры.

2.Развитие умения самостоятельно и творчески мыслить.

3.Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.

4.Развивать умение работать в группах.

5.Способствовать развитию умений собирать, анализировать и обрабатывать информацию, умения работать с источниками.

6.Развивать умение точно, ярко, эмоционально и выразительно излагать свои мысли.

7.Развивать знания о нравственности в культуре своей страны.

8.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей учащихся.

9.Развитие самостоятельности учащихся.

10.Развитие умения применить данные знания в жизни.

Воспитательные:

1.Воспитание у школьников интереса к углубленному изучению слова и его значения.

      2 .Воспитывать умение работать в группе.

      3. Воспитывать чувство гордости за свой «великий русский язык».

      4. Воспитывать коммуникативные навыки.

      5. Воспитывать нравственные качества личности учащихся и умение разграничивать нравственное и безнравственное.

      6.Формирование навыков сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.

Этапы и способы решения:

1 этап – ценностно-ориентированный: постановка проблемы.

Способы решения: обсуждение и аргументация необходимости решения проблемы. Работа в коллективе в целом и группах. Деление на группы по интересам. Развитие в процессе выбора мини-тем эмоциональной грамотности. Развитие умений распознавать эмоции.

2 этап – конструктивный: планирование исследовательской работы.

Способы решения: выбор группами материала для исследования, изучение особенностей значений слов-концептов, обсуждение презентации и защиты своей части проекта. Изучение и применение на практике структуры словарной статьи: заголовок, определение слова, этимологический, толковый словари, подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов с опорой на слово-концепт. Работа с литературными источниками по подбору примеров, оценивание поступков героев. Подбор примеров из окружающей жизни, СМИ.

3 этап – непосредственная работа над презентацией проекта, подбор музыки,  репетиции по группам. Группа ведущих составляет сценарий презентации проекта. Выбор способов поощрения. Групповая и индивидуальная работа с учителем. Привлечение к работе и консультации учителя обществознания. Подготовка объявлений, приглашение участников интерактивной игры.

4 этап – защита проекта, презентация проекта.

5 этап – рефлексивный: анализ и обсуждение проекта. Заполнение анкеты:

- Чему научился в процессе работы над проектом?

- Какие виды деятельности применил?

- Что дало тебе лично углубленное «общение» со словом-концептом?

- В чем ты видишь дальнейшее применение этих знаний?

- Какую тему для будущего проекта хотел бы предложить?

Ведущая деятельность

1 этап – Ориентирование.

               Учитель: организация повторения лексики.

               Учащиеся: повторение особенностей лексики.

                                  Обсуждение тем мини-проектов, сроков, задач и конечного результата.

2 этап – Практический.

                Учитель: осуществляет деятельность тьюторского сопровождения

                                (консультации, отбор материала, чтение и обсуждение вариантов предложенных концептов)

                Учащиеся: выбор группы для участия в проекте, сбор информации, отбор материала, эскизы оформления творческой части проекта.

                                 Сбор материала и создание визитной карточки модуля мини-проекта.

3 этап – Обобщающий: подготовка к защите.

                 Учитель: знакомится с содержанием мини-проектов, помогает группе ведущих компоновать порядок защиты мини-проектов.

                 Учащиеся: по мере создания визитных карточек предъявление их для предварительного просмотра и консультирование.

4 этап –  Защита проекта. Представление своего продукта (мини-проекта) в форме дискуссии.

                 Учитель: контролирует, направляет и координирует проведение защиты. Осуществляет помощь в создании визитных карточек слов, дает консультации по презентации проекта.

                 Учащиеся: индивидуальная и групповая работа над материалами.

                                    Создание «Словаря концепта чувств» и его презентация  для учащихся 10б и 11а  классов.

5 этап –  Рефлексивный этап. Анализ подготовки и защиты проекта.

                  Учитель: Оценка работы в проекте и подведение итогов.

                  Учащиеся: разбившись на группы, ребята представляют свои мнения о проекте, оценивают другие работы, высказывают свое мнение о теме проекта, его форме и защите. Заполняют анкеты по предложенным вопросам.

Используемые технологии

Проектная, создание мини-проектов – визитных карточек слов-концептов, самостоятельная работа по отбору материала

Предметная область

Русский язык, литература

Продукт

Создание  «Словаря концепта чувств», состоящего из мини-проектов – визитных карточек слов-концептов.

Способ предъявления продукта

Защита мини-проектов  -  визитных карточек слов-концептов

Сфера применения продукта

Урочная, экзаменационная и внеурочная деятельность

Время работы

2 месяца

Цели обучения, развития, воспитания

 - Обучение, как применить на практике умение создания творческого продукта в процессе практического этапа презентации проекта.

 - Развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 - Воспитание  эмоциональной грамотности,  нравственных качеств, коммуникативности.

- Гармонизация клипового и понятийного мышления подростков

Стартовый уровень обученности и сформированности знаний, умений и навыков, специфических умений (УУД)

На уровне знаний  программы по русскому языку и литературе 5-10 классов

Приращение знаний, умений и навыков, специфических умений (УУД)

  1. В процессе создания визитных карточек слов-концептов ребята получат возможность приращения знаний, умений и навыков: значение слова, его эмоциональная функция, создание сочинений, структура словарной статьи.
  2. Развитие словаря, речевой культуры.
  3. Повторение программы по литературе.
  4. Расширение знаний о слове и в связи с этим углубленная подготовка к написанию сочинений по русскому языку в формате ЕГЭ и итогового сочинения по литературе.
  5. Проявление коммуникативной культуры, культуры общения.
  6. Развитие умений работать с источниками.

Режим работы

Внеурочный

Техническое оснащение

Мультимедийная установка

Учебно-методическое оснащение

Интернет-поиск

Словарь толковый (любого автора)

Словарь пословиц и поговорок (любого автора)

Словарь синонимов (любого автора)

Словарь антонимов (любого автора)

Кадровое обеспечение

Привлечение по необходимости учителя обществознания

Анонсирование проекта «Словарь концепта чувств»

- Хочешь повысить свой уровень культуры речи?

- Хочешь расширить словарный запас?

- Повысить эмоциональную грамотность?

- Развить нравственную культуру?

- Научиться раскрывать особую эстетическую функцию эмоционального слова?

Именно это смогут сделать учащиеся 10б класса в процессе работы над проектом  «Словарь концепта чувств» (учитель Быкарева Л.Н.)

Защита проекта – Словаря эмоциональных слов-концептов – состоится с 28 ноября по 1 декабря.

Следите за объявлением!

Проект

«Словарь концепта

чувств»

10-б класс

2016 год

- Цель проекта:

      Развитие культуры речи, обогащение словаря в целях создания мини-проектов и подготовки к итоговому сочинению (один из предложенных вариантов – морально-нравственная тема) в 11 классе – допуску к выпускным экзаменам и выполнения задания 25 в формате ЕГЭ по русскому языку.

        Осуществить реализацию идеи взаимосвязи языка, культуры и расширению границ образования.

Основные вопросы:

- Хочешь повысить свой уровень культуры речи?

- Хочешь расширить словарный запас?

- Повысить эмоциональную грамотность?

- Развить нравственную культуру?

- Научиться раскрывать особую эстетическую функцию эмоционального слова?

Темы мини-проектов к проекту

« Словарь концепта чувств»

лень                                      верность

азарт                                     милосердие

презрение                            умиротворение

эгоизм                                  одиночество

ненависть                            справедливость

месть                                    любовь

                                              патриотизм

                                              радость

Критерий оценивания:

Мини-проекты  -  визитные карточки слова-концепта:

  1. Единство формы и содержания.
  2. Эстетика оформления.
  3. Соответствие тематике.
  4. Языковое качество работ (грамотность).
  5. Культура презентации.

Защита продукта:

       1.Логичность мини-проекта.

2.Организованность проведения.

3.Умение  творческого общения.

4.Коммуникативность.

5.Доступная и грамотная передача информации и новых знаний.

Методический паспорт проекта

Учитель – Быкарева Лариса Николаевна

Параметры

Пояснение

Название

Словарь концепта чувств

ФИО разработчика

Быкарева Лариса Николаевна

Название и номер образовательного учреждения

ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Год разработки

2016

Состав участников

Учащиеся 10б класса

Количество участников

100% класса

Проблемная ситуация

       Замысел проекта появился в результате работы учителя по подготовке к написанию сочинительной части ЕГЭ по русскому языку, где нужно создать свой текст на основе предложенного с определением морально-этической проблемы текста. В процессе уроков подготовки выяснилось, что многие учащиеся неточно или не совсем правильно определяют проблемы, часто не могут сформулировать их, не очень глубоко владеют культурой слова, не всегда могут объяснить значение слов, обозначающих нравственную палитру лексики.

       Часто учащиеся не могут быстро и правильно подобрать аргументы из художественной литературы по тем или иным морально-нравственным проблемам.

        Еще одной сверхидеей проекта стала необходимость помочь учащимся более глубоко подготовиться к итоговому сочинению в 11 класса (пробный проводится в 10 классе), т.к. одна из предложенных тем связана с морально-этическими понятиями: долг, честь, ответственность, милосердие и т.д. Особенно важно это еще и потому, что данное сочинение является своеобразным допуском к сдаче всех экзаменов за 11 класс. Это очень важно и ответственно.

     

       Программы по русскому языку ( автор - Рыбченкова) и литературе для средней школы (автор – И.Н.Сухих) предполагает такое знакомство со словом на разных ступенях обучения, но данный проект предоставляет возможность более углубленного изучения материала, применения его на практике и, что очень важно, умения поделиться этим с другими и расширить свою эмоциональную грамотность, научиться раскрывать особую эстетическую функцию эмоциональных слов. Инициатором проекта стал учитель, учащиеся же настолько горячо выразили свое желание участвовать в данном проекте, что первоначальная идея учителя «обросла» новыми идеями учеников, от чего проект только выиграл.

       Актуальность проекта в его движении в ногу с проблемами времени, значимость для каждого ученика индивидуальна, но для коллектива в целом – оздоровления мышления и отношения к слову, осознания важности  и уместности слова в речи. Трудно переоценить и значение данного проекта для повышения культуры речи, развития словарного запаса, углубление в русскую классику. В наш век пренебрежительного отношения к слову (ок вместо «хорошо», лол вместо «смешной, нелепый» и др. «перлы»), американизацию современной речи этот проект очень актуален и значим для учащихся.  Мы знаем: хорошо запоминается то, что сделал сам.

       Необходимо помочь учащимся через практическую творческую деятельность, приобретение новых знаний и личный опыт выразить свое отношение к слову и культуре страны, выработать активную гражданскую позицию, воспитывать нравственность. Особенно важным является пробуждение или закрепление интереса учащихся через личное участие.

Цель

Углубление знаний по развитию речи и культуре речи в целях создания мини-проектов и подготовки к итоговому сочинению (один из предложенных вариантов – морально-нравственная тема) в 11 классе – допуску к выпускным экзаменам и выполнения задания 25 в формате ЕГЭ по русскому языку.

        Осуществить реализацию идеи взаимосвязи языка, культуры и расширению границ образования.

Задачи, этапы и способы решения

Образовательные:

1.Применить на практике умение создания творческого продукта в процессе практического этапа презентации проекта.

2.Работать над развитием речи.

3.Учить синтезировать материал в процессе создания проекта.

4.Расширение словарного запаса.

5.Повышение эмоциональной грамотности.

6.Умение раскрыть особую эстетическую функцию слова.

7.Расширение возможностей для создания собственных текстов – сочинений на морально-нравственные темы.

Развивающие:

1.Развитие нравственной культуры.

2.Развитие умения самостоятельно и творчески мыслить.

3.Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.

4.Развивать умение работать в группах.

5.Способствовать развитию умений собирать, анализировать и обрабатывать информацию, умения работать с источниками.

6.Развивать умение точно, ярко, эмоционально и выразительно излагать свои мысли.

7.Развивать знания о нравственности в культуре своей страны.

8.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей учащихся.

9.Развитие самостоятельности учащихся.

10.Развитие умения применить данные знания в жизни.

Воспитательные:

1.Воспитание у школьников интереса к углубленному изучению слова и его значения.

      2 .Воспитывать умение работать в группе.

      3. Воспитывать чувство гордости за свой «великий русский язык».

      4. Воспитывать коммуникативные навыки.

      5. Воспитывать нравственные качества личности учащихся и умение разграничивать нравственное и безнравственное.

      6.Формирование навыков сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.

Этапы и способы решения:

1 этап – ценностно-ориентированный: постановка проблемы.

Способы решения: обсуждение и аргументация необходимости решения проблемы. Работа в коллективе в целом и группах. Деление на группы по интересам. Развитие в процессе выбора мини-тем эмоциональной грамотности. Развитие умений распознавать эмоции.

2 этап – конструктивный: планирование исследовательской работы.

Способы решения: выбор группами материала для исследования, изучение особенностей значений слов-концептов, обсуждение презентации и защиты своей части проекта. Изучение и применение на практике структуры словарной статьи: заголовок, определение слова, этимологический, толковый словари, подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов с опорой на слово-концепт. Работа с литературными источниками по подбору примеров, оценивание поступков героев. Подбор примеров из окружающей жизни, СМИ.

3 этап – непосредственная работа над презентацией проекта, подбор музыки,  репетиции по группам. Группа ведущих составляет сценарий презентации проекта. Выбор способов поощрения. Групповая и индивидуальная работа с учителем. Привлечение к работе и консультации учителя обществознания. Подготовка объявлений, приглашение участников интерактивной игры.

4 этап – защита проекта, презентация проекта.

5 этап – рефлексивный: анализ и обсуждение проекта. Заполнение анкеты:

- Чему научился в процессе работы над проектом?

- Какие виды деятельности применил?

- Что дало тебе лично углубленное «общение» со словом-концептом?

- В чем ты видишь дальнейшее применение этих знаний?

- Какую тему для будущего проекта хотел бы предложить?

Ведущая деятельность

1 этап – Ориентирование.

               Учитель: организация повторения лексики.

               Учащиеся: повторение особенностей лексики.

                                  Обсуждение тем мини-проектов, сроков, задач и конечного результата.

2 этап – Практический.

                Учитель: осуществляет деятельность тьюторского сопровождения

                                (консультации, отбор материала, чтение и обсуждение вариантов предложенных концептов)

                Учащиеся: выбор группы для участия в проекте, сбор информации, отбор материала, эскизы оформления творческой части проекта.

                                 Сбор материала и создание визитной карточки модуля мини-проекта.

3 этап – Обобщающий: подготовка к защите.

                 Учитель: знакомится с содержанием мини-проектов, помогает группе ведущих компоновать порядок защиты мини-проектов.

                 Учащиеся: по мере создания визитных карточек предъявление их для предварительного просмотра и консультирование.

4 этап –  Защита проекта. Представление своего продукта (мини-проекта) в форме дискуссии.

                 Учитель: контролирует, направляет и координирует проведение защиты. Осуществляет помощь в создании визитных карточек слов, дает консультации по презентации проекта.

                 Учащиеся: индивидуальная и групповая работа над материалами.

                                    Создание «Словаря концепта чувств» и его презентация  для учащихся 10б и 11а  классов.

5 этап –  Рефлексивный этап. Анализ подготовки и защиты проекта.

                  Учитель: Оценка работы в проекте и подведение итогов.

                  Учащиеся: разбившись на группы, ребята представляют свои мнения о проекте, оценивают другие работы, высказывают свое мнение о теме проекта, его форме и защите. Заполняют анкеты по предложенным вопросам.

Используемые технологии

Проектная, создание мини-проектов – визитных карточек слов-концептов, самостоятельная работа по отбору материала

Предметная область

Русский язык, литература

Продукт

Создание  «Словаря концепта чувств», состоящего из мини-проектов – визитных карточек слов-концептов.

Способ предъявления продукта

Защита мини-проектов  -  визитных карточек слов-концептов

Сфера применения продукта

Урочная, экзаменационная и внеурочная деятельность

Время работы

2 месяца

Цели обучения, развития, воспитания

 - Обучение, как применить на практике умение создания творческого продукта в процессе практического этапа презентации проекта.

 - Развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 - Воспитание  эмоциональной грамотности,  нравственных качеств, коммуникативности.

- Гармонизация клипового и понятийного мышления подростков

Стартовый уровень обученности и сформированности знаний, умений и навыков, специфических умений (УУД)

На уровне знаний  программы по русскому языку и литературе 5-10 классов

Приращение знаний, умений и навыков, специфических умений (УУД)

  1. В процессе создания визитных карточек слов-концептов ребята получат возможность приращения знаний, умений и навыков: значение слова, его эмоциональная функция, создание сочинений, структура словарной статьи.
  2. Развитие словаря, речевой культуры.
  3. Повторение программы по литературе.
  4. Расширение знаний о слове и в связи с этим углубленная подготовка к написанию сочинений по русскому языку в формате ЕГЭ и итогового сочинения по литературе.
  5. Проявление коммуникативной культуры, культуры общения.
  6. Развитие умений работать с источниками.

Режим работы

Внеурочный

Техническое оснащение

Мультимедийная установка

Учебно-методическое оснащение

Интернет-поиск

Словарь толковый (любого автора)

Словарь пословиц и поговорок (любого автора)

Словарь синонимов (любого автора)

Словарь антонимов (любого автора)

Кадровое обеспечение

Привлечение по необходимости учителя обществознания

                                              Оглавление

 №

п\п

Тема мини-проекта

К-во

участ

ников

Кто выполнил

1

   Азарт  

2

Дуванова Анна

Почаев Никита

2

  Верность

2

Анненков Никита

Свердлова Екатерина

3

  Вежливость

1

Бухбиндер Никита

4

  Вина

1

Каменская Елизавета

5

   Лень    

                         

1

Парфентьев Леонид

6

    Любовь

1

Абенякова Яна

7

     Месть  

                             

3

Буранов Максим

Шендрик Дмитрий

Безверхний Эдуард

8

9

     Милосердие

1

Пчелкина Ксения

1

Бубновский Владислав

10

     Ненависть    

3

Агафонкина Яна

Дмитриева Варвара

Дмитриева Елизавета

11

     Одиночество

1

Плотцева Оксана

12

13

     Патриотизм

1

Дроздовская Полина

1

Павлова Ксения

14

      Презрение  

3

Смолин Илья

Аристархов Илья

 Чайка Дарья

15

      Радость

2

Власова Мария

Шкурихин Михаил

16

     Справедливость

3

Головнев Дмитрий

Корниенко Полина

Илющенко Арина

17

     Стойкость

                     

1

Евсюков Илья

18

     Страх

1

 Мочалова Александра

19

     Умиротворение

2

Савин Данила

Канаев Владислав

20

      Эгоизм                                

2

Всего: 33 участника

Звегинцева Елизавета

Михайлова Елизавета

Примечание: все участники – учащиеся 10-б класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы

В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует особого внимания и осмысления.К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитани...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).                                    ...

"Воспитание нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка"

Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка....

Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»

Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности  к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....