Повторение по теме "Лексика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Дедова Наталья Сергеевна

Открытый урок с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoreniya_leksika.docx34.74 КБ
Файл razdat_material.docx446.54 КБ
Office presentation icon potorenie_leksika.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Дедова Н. С.

Урок русского языка в 5 классе по теме

 «Повторение изученного по теме «Лексика»»

Тема  урока:  Повторение изученного по теме «Лексика».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика» в условиях реализации ФГОС.

Метод: комбинированный, игровой

Цель  урока: обобщить, расширить, систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развивать умение формулировать определение понятий;

- формировать умение находить синонимы, антонимы в тексте;

- обогащать словарный запас обучающихся;

 - совершенствовать орфографические умения.

     2. Развивающие:

         - осуществление системно – деятельностного подхода;

         - развитие внимания;

         - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

* развитие умения формулировать  и доказывать свою точку зрения;

* развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

* развитие творческих, речевых способностей обучающихся;

* формирование логических умений;

  3.  Воспитательные:

* воспитание интереса и уважения к родному языку;

* воспитание ценностного отношения к слову;

* развитие коммуникативных УУД;

* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

      Личностные:

осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

      Метапредметные:

осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты.

       Предметные:

         знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте;  определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому обу-чающемуся); мультимедийный  проектор и экран, презентация к уроку.

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов,Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский].

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение по теме «Лексика»

Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД;

Л - личностные;  Р - регулятивные; П - познавательные;  К - коммуникативные

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1.Организацион-ный этап.

Цель этапа: вклю-чение учащихся в деятельность на личностно – значи-мом уровне

Длительность этапа -  мин.

Создаёт эмоцио-нальный настрой. Приветствует, проверяет готов-ность к уроку, же-лает успеха.

Ученики готовят учебные принадлежности.

Приём графической рефлексии.[1]

       

хорошо

безразлично

тревожно

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Этап актуализа-ции знаний.

Цель этапа:

сосредоточение внимания, возбуж-дение интереса к уроку, поиск реше-ния учебной задачи.

Длительность этапа – мин.

Организует пов-торение знаний, закрепление умений.

Выполняют за-дание, определяя лексическое значение слов.

Частично-по-исковый.

Применение знаний.

Беседа.

Метапредметные результаты: анна-лиз объектов с целью выделения признаков (П)

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели (Р).

Контроль (Р)

Оценка (Р)

3. Постановка целей и задач урока.

Цель этапа:

создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

 

Длительность этапа – мин.

Объявляет тему урока, предлагает ребятам опреде-лить цель.

Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения. (закрепить, по-полнить, систе-матизировать сведения по изученной теме)

Оценивают то, что уже усвоено: поставьте на мишени 1  точ-ку - выстрел, ко-торая отражала бы ваши знания по этой теме.

Беседа.

Приём "мишень".

Метапредметные: умение строить связный текст (К);

целеполагание (К);

выражение своих мыслей с доста-точной полнотой и точностью (К).

Формулирование проблемы (пред-метные).

4. Мотивация к учебной деятель-ности.

Цель этапа:

сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.

Длительность этапа - мин.

 

Организует ус-воение обучаю-щимися нового способа действий при решении типовых заданий.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Воспринимают ответы одно-классников. Участвуют в обсуждении.

Фиксируют в графической модели и бук-венной форме выделенные связи и отно-шения.

Проводят кол-лективное ис-следование.

Составляют диаграмму.

Моделиров-ние.

Проблемные вопросы.

Беседа.

Наглядный.

Иллюстрация (визуальный ряд).

Составление  диаграммы.

Метапредметные результаты:

Извлекать  информацию, представленную визуальным рядом (П);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую - строить таблицу (П);

осуществлять  анализ и синтез (П);

устанавливать причинно-следственные связи (П);

строить рассуждения (П);

воспринимать ответы одноклассников (К);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

осуществлять  самоконтроль (Р).

Предметные:

использовать богатство русского языка;

правильно подбирать нужные слова.

5. Закрепление изученного

Цель этапа:

применение знаний и умений в новой ситуации;

Длительность этапа - мин.

Организует са-мостоятельное выполнение обу-чащимися зада-ния.

Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

Выполняют тест.

Самостоятель-ная работа.

Метапредметные результаты:

волевая регуляция в ситуации затруднения (Р);

выделение и осознание усвоенного (Р).

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля (П).

Умение чувствовать красоту и выразительность русского языка (Л).

6. Подведение итогов урока.

Цель этапа: анализ урока

Длительность этапа - мин.

Фронтальный опрос: беседа по теме урока, что вспомнили, что оказалось трудным, почему? 

Слово учителя:  

Поставьте точку-выстрел на мише-ни, которая отра-жала ваши знания по этой теме на данный момент. Сравните с пре-дыдущей ми-шенью.

Кто улучшил свои знания?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Приём "мишень".

Личностные ре-зультаты: само-оценка на основе успешности;

адекватное пони-мание причин ус-пеха/ неуспеха в учебной деятель-ности.

Контроль и оценка процесса и резу-льтатов деятель-ности (П).

7. Рефлексия.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Длительность этапа - мин.

Организует оце-нивание обучаю-щимися собст-венной деятель-ности.

Продолжают предложенные учителем предложения: (на выбор)

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...

Приём "неза-конченное предложение"

Личностные результаты: самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

8. Домашнее задание.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Длительность этапа -  мин.

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: создать карту страны "Лексикология" самостоятельно или группой. (по желанию).

Осуществляют оценку урока и самооценку.

Метод проектов, презентации.

Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли (К).

Предметные: знание теоретических сведений по теме "Лексикология".

Ход   урока:

  1. (слайд 1)

Организационный момент.        

                 Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Проверка готовности рабочего места к началу урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам хорошего настроения. А хорошее настроение – это улыбка, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям.

- Приступаем к работе: открываем тетради, записываем число, классную работу.

       2. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск реше-ния учебной задачи.

- Сегодня мы завершаем работу над одним из разделов языка. Что это за раздел, вы скажете, когда расшифруете запись.

Замени буквы цифрами:

А(1) Б(2) В(3) Г(4) Д(5) Е(6) Ё(7) Ж(8) З(9) И(10) Й(11) К(12) Л(13) М(14) Н(15) О(16) П(17) Р(18) С(19) Т(20) У(21) Ф(22) Х(23) Ц(24) Ч(25) Ш(26) Щ(27) Ь(28) Ы(29) Ъ(30) Э(31) Ю(32) Я(33).

Составь слово из цифр:

13

6

12

19

10

12

1

л

е

к

с

и

к

а

             3. Постановка целей и задач урока.

Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

 - Да, мы изучили раздел «Лексика».

- Сформулируйте тему урока.

(слайд 2) «Повторение изученного по теме «Лексика» (записать в тетради)

- Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? Какую цель поставим на уроке? (ответы детей)

- Что мы должны для этого сделать? (будем определять лексич. значение слов, распознавать синонимы, омонимы, антонимы, прямое и переносное значения слов)

(слайд 3)  Вывод: Итак, сегодня на уроке мы будем повторять изученное по теме «Лексика», будем определять лексич. значение слов, распознавать синонимы, омонимы, антонимы, прямое и переносное значения слов.

          Приём "мишень": поставьте на мишени 1 точку - выстрел, которая отражала бы ваши знания по этой теме.

         4. Мотивация к учебной деятельности. 

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск реше-ния учебной задачи.

(слайд 4)  - Итак, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Нас ждёт интересная прогулка в  национальный парк «Зюраткуль». Он существу-ет  с 1993 года, почти 25 лет. Это уникальный памятник природы. А озеро Зюраткуль за красоту называют Уральской Рицей.

 (слайд 5) - Парк занимает 88 тыс. га. Протяжённость границ составляет 150 км. Нужно затратить 7 дней, чтобы пройти по нему.

(слайд 6)        - А мы постараемся уложиться в более короткий срок. И поможет нам в этом лесничий, который проведёт нас короткой дорогой. Мы будем фиксировать маршрут в тетрадях.  На каждой стоянке нужно будет  выпол-нить задания по теме «Лексика», и тогда вы услышите  легенды об озере Зюраткуль.

- Итак, в путь.

- Ответьте на вопрос: «Сколько лексических значений может иметь слово?»

(слайд 7)  1 стоянка : «Однозначные и многозначные слова»    (запись в тетради)

(работа в паре) – Перед вами лежат карточки со словами, связанными  с национальным парком.  Обсудите и закрасьте красным цветом, если слово однозначное, зелёным – многозначное.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Многозн (з)

Горная дорога

Однозн (к)

Многозн (з)

Общее название холмов и гор;

в археологии – высокие курганы

Многозн (з)

Горная цепь

Многозн (з)

птичка

Однозн (к)       нанесённый на землю геометрический рисунок свыше 4 метров

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

                                                            Проверка!!!

(слайд 8)  - Что такое геоглиф?

(слайд 9)  - Молодцы, с заданием справились. Послушайте  легенду об озере Зюраткуль.

( Отправляемся дальше, меняемся местами)

 (слайд 10) 2 стоянка : «Синонимы, омонимы, антонимы»    (запись в тетради)

- Давайте вспомним, что обозначают эти термины. (ответы детей)

Выполним перфокарту: алфавит – азбука(1), длинный – короткий(2), кран (строительный) - кран(водопроводный)(3),огонь-пламя(4), далеко – близко(5), утро- ночь(6).

                 1   2   3   4   5   6

       С

       А

       О        

(слайд 11)                              Проверка!!!

(слайд 12) -  Задание выполнили. Послушайте  легенду об озере Зюрат-куль. 

( Отправляемся дальше, меняемся местами)

(слайд 13) - Внимание на доску. Записаны словосочетания, прочитайте их. В какой морфеме пропущена орфограмма?

Задание: списать, вставить буквы, в скобках – проверочное слово. (1 у доски)

Проверка

- На что обращали внимание при написании слов? (на лексическое значение)

- Что такое лексическое значение слова? (то, что слово обозначает)

(слайд 14) 3 стоянка : «Лексическое значение слова»    (запись в тетради)

-  Где можно узнать лексическое значение слова? ( в «Толковом словаре»)

- Итак, действительно, лексическое значение слова раскрывается в «Толко-вом словаре» разными способами. Что это за способы, вы узнаете, когда выполните следующее задание.

(работа в группе): 4 группы – задания в конверте

Проверка, защита каждой группы

- Какой способ толкования вам понравился? Почему?

(слайд 15) Задание выполнили. Прежде чем двинуться дальше, послушайте ещё одну легенду об озере Зюраткуль.

( Отправляемся дальше, меняемся местами)

- На уроках мы уже говорили, что у однозначного слова может быть только одно значение – прямое. А какое значение слово имеет ещё? (переносное)

(слайд 16) 4 стоянка : «Прямое и переносное значение  слова»    (запись в тетради)

- Как называют слова в переносном значении? (метафоры)

- Назовите троп, в котором действие человека приписывают явлениям природы. (олицетворение)

(слайд 17, 18) (работа в паре): Перед вами отрывки из стихотворений            (рассказ о каждом авторе, показать на слайде). Найдите и подчеркните в тексте слова в переносном значении, определите троп.

        

Проверка

        - Как вы считаете, для чего в художественных текстах используются слова в переносном значении? (сделать речь ярче, выразительнее, образнее)

Молодцы, с заданием справились.

                           

5. Закрепление изученного. Цель этапа: применение знаний и умений в новой ситуации.

Итак, мы в конце пути, чтобы выйти на исходную позицию, осталось самое главное испытание – тестовая работа.

Работа проверяется учителем, оценка

 «5» – 5-6 б.

«4» – 4 б.

«3» – 3 б.

  «2» – 0-2 б.

6. Подведение итогов урока. Цель этапа: анализ урока

(слайд 19) Итак, ребята, наше путешествие закончилось. Мы смогли обойти парк «Зюраткуль» за 40 минут. Понравилось путешествие? Подведём итог:

-Давайте вспомним, какую цель ставили перед собой?

- Выполнили её ?

- Чем занимались?

          Приём "мишень":    Поставьте точку-выстрел на мишени, которая отражает ваши знания по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущим выстрелом. -  Кто улучшил свои знания?

7. Рефлексия. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, само-оценка результатов деятельности своей и всего класса.

(слайд 19)

8. Домашнее задание. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности

создать карту страны "Лексикология" самостоятельно или группой (по желанию).

                                                               Оценки за урок!!!

                                                            Игра. Шуточные вопросы

  1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (строчку, прошитую на машинке)
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (бор – химический элемент, мединструмент)
  3. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник- ключ, музыкальный)
  4. Всякий ли барабан музыкальный инструмент? (деталь)
  5. У каких башмаков не бывает каблуков? (башмак для затормаживания вагонов)
  6. Какое животное и какой военный корабль имеют одинакокое название? (броненосец)




Предварительный просмотр:

Замени буквы цифрами:

А(1) Б(2) В(3) Г(4) Д(5) Е(6) Ё(7) Ж(8) З(9) И(10) Й(11) К(12) Л(13) М(14) Н(15) О(16) П(17) Р(18) С(19) Т(20) У(21) Ф(22) Х(23) Ц(24) Ч(25) Ш(26) Щ(27) Ь(28) Ы(29) Ъ(30) Э(31) Ю(32) Я(33).

Составь слово из цифр:

13

6

12

19

10

12

1

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Замени буквы цифрами:

А(1) Б(2) В(3) Г(4) Д(5) Е(6) Ё(7) Ж(8) З(9) И(10) Й(11) К(12) Л(13) М(14) Н(15) О(16) П(17) Р(18) С(19) Т(20) У(21) Ф(22) Х(23) Ц(24) Ч(25) Ш(26) Щ(27) Ь(28) Ы(29) Ъ(30) Э(31) Ю(32) Я(33).

Составь слово из цифр:

13

6

12

19

10

12

1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Замени буквы цифрами:

А(1) Б(2) В(3) Г(4) Д(5) Е(6) Ё(7) Ж(8) З(9) И(10) Й(11) К(12) Л(13) М(14) Н(15) О(16) П(17) Р(18) С(19) Т(20) У(21) Ф(22) Х(23) Ц(24) Ч(25) Ш(26) Щ(27) Ь(28) Ы(29) Ъ(30) Э(31) Ю(32) Я(33).

Составь слово из цифр:

13

6

12

19

10

12

1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Замени буквы цифрами:

А(1) Б(2) В(3) Г(4) Д(5) Е(6) Ё(7) Ж(8) З(9) И(10) Й(11) К(12) Л(13) М(14) Н(15) О(16) П(17) Р(18) С(19) Т(20) У(21) Ф(22) Х(23) Ц(24) Ч(25) Ш(26) Щ(27) Ь(28) Ы(29) Ъ(30) Э(31) Ю(32) Я(33).

Составь слово из цифр:

13

6

12

19

10

12

1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

        

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

серпантин

озеро

сопка

хребет

пеночка

геоглиф

Красный цвет – однозначные слова, зелёный – многозначные.

Поедем в город Сатку, 
на озеро Зюраткуль! 
Там водятся медведи, 
там горы говорят. 
Пусть озеро не море, 
но про его просторы 
скажу: оно и морю 
немного младший брат.

Ой, какая ты, Россия!

Я не знал, не знал…

Бродят сосны вековые

Вдоль Уральских скал.

Ты озёра обронила

В малахит лесов,

Крепко песни породнила

Разных голосов.

Поедем в город Сатку, 
на озеро Зюраткуль! 
Там водятся медведи, 
там горы говорят. 
Пусть озеро не море, 
но про его просторы 
скажу: оно и морю 
немного младший брат.

Ой, какая ты, Россия!

Я не знал, не знал…

Бродят сосны вековые

Вдоль Уральских скал.

Ты озёра обронила

В малахит лесов,

Крепко песни породнила

Разных голосов.

Поедем в город Сатку, 
на озеро Зюраткуль! 
Там водятся медведи, 
там горы говорят. 
Пусть озеро не море, 
но про его просторы 
скажу: оно и морю 
немного младший брат.

Ой, какая ты, Россия!

Я не знал, не знал…

Бродят сосны вековые

Вдоль Уральских скал.

Ты озёра обронила

В малахит лесов,

Крепко песни породнила

Разных голосов.

1 ГРУППА

  1.       Прочитайте слова, обратите внимание на их морфемный состав. Объясните самостоятельно лексическое значение слов с помощью однокоренных слов. Запишите лексическое значение в тетради по образцу.

       Образец: Городок – небольшой город.

Усищи, училище, советчик, смельчак, добренький.

  1. Какой способ толкования Вы использо-вали?

2 ГРУППА

  1. Объясните слова подбором синонимов (близких по написанию слов) и антони-мов (с противоположным значением). Записать в тетради по образцу.

Образец: Око – глаз.

Синонимы: перст -… , путь - …, супруга - ….

Антонимы: грубый (человек) –

                     смеяться –

2.Какой способ толкования Вы использо-вали?

        

3 ГРУППА

  1. Запишите названия предметов, изображённых на фотографиях. Попробуйте сформулировать лексическое значение записанных Вами слов. Составьте с этими словами предложения.

  2.Какой способ толкования Вы использо-вали?

        

4 ГРУППА

  1.      Используя  учебныйтолковый словарь, расскажите о лексическом значении слов:

ГНЕЗДО, ЛЕКСИКОН, ФАУНА, ЦИКАДА, ЧИСЛО. Запишите в тетрадь.

Образец: Гнездо – это…

2.Какой способ толкования Вы использо-вали?

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

                                                   Фамилия, имя --------------------------------------

  1. Словарный состав языка изучает наука:

А) Грамматика

Б) Лексикология

В) Морфология

Г) Синтаксис

2. Какое словосочетание употребляется в переносном значении?

          А) Каменное сердце

           Б) Каменное здание

           В) Золотые серьги

3. Найдите многозначное слово:

А) Звезда

Б) Самолёт

В) Композитор

4. Найдите «лишнее» слово:

          А) Водный

          Б) Водяной

          В) Водитель

           Г) Наводнение

5. Найдите «лишнее» слово, которое не является синонимом:

          А) Бросать

          Б) Кидать

          В) Ловить

6.  Подберите к слову сначала синоним, а потом антоним:

        синоним        антоним

смеяться        --------------------        ---------------------------

мрак        -----------------------        ----------------------------

C:\Users\Admin\Desktop\mi_Megaline_Color.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\mi_Megaline_Color.jpg

        

C:\Users\Admin\Desktop\медведь.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\рысь.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\les_big.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\depositphotos_11459777-Row-boat.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Повторение по теме «Лексика»

Слайд 3

Цели и задачи: Повторить изученное по теме «Лексика» Будем определять лексическое значение слова распознавать синонимы, омонимы, антонимы …

Слайд 5

Парк занимает 88 тыс. га. Протяжённость границ парка составляет 150 км . Нужно затратить 7 дней, чтобы пройти по нему.

Слайд 6

Лесничий (лесник) - работник государственной лесной охраны

Слайд 7

«Однозначные и многозначные слова»

Слайд 8

Геоглиф- нанесённый на землю геометрический рисунок свыше 4 метров. Геоглиф «Лось» в национальном природном парке Зюраткуль был обнаружен осенью 2011 года. «Лось» занимает квадрат порядка 250 на 250 метров.

Слайд 9

Легенда о Зюраткуле Красавица башкирка, утратив любовь дорогого ей человека, утопила в глубине вод свое сердце, и стало "Сердце-озеро" (от башкирских слов "зюрак" или "юрак" - "сердце", "куль" - "озеро"). И по форме Зюраткуль, если глянуть на него сверху, напоминает сердце..."

Слайд 10

«Синонимы, омонимы, антонимы»

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 С А О

Слайд 12

Легенда о Зюраткуле В глубокую старину красавица Юрма, капризная невеста, в гневе разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрач-ное. С тех пор это озеро, как магнит, притягивает к себе людей. Побывав один раз, они оставляют здесь навсегда частицу своего сердца. Не случайно озеро так и называется - Зюраткуль, что значит сердце-озеро.

Слайд 13

Зап…вать (…) песню – зап…вать (…) водой; скр…пить (…) лис-точки – скр…петь (…) от ветра; прим…рять (…) пальто – при-м…рить (…) друзей; пол…скать (…) бельё – пол…скать (…) ко-тёнка.

Слайд 14

«Лексическое значение слова»

Слайд 15

Легенда о Зюраткуле Говорят, что давным-давно, еще в незапа-мятные времена на озере установилась сильная жара. На племя башкир обрушилась беда. Они не успевали хоронить умерших от страшного мора и бросали трупы прямо в озеро. Поэтому и назвали его Зираткулем, что значит "могильное озеро". А уж Зюраткулем оно стало позднее. Но на карте 18-го века, которая хранится в Златоустовском краеведческом музее, рядом с контуром есть надпись "Озеро Юряк-куль", что переводится с башкирского языка как "Сердце-озеро". Отсюда следует вывод: "Зюраткуль" - искаженный вариант исконного созвучного назва-ния "Юряк-куль".

Слайд 16

«Прямое и переносное значение слова»

Слайд 17

Поедем в город Сатку, на озеро Зюраткуль! Там водятся медведи, там горы говорят. Пусть озеро не море, но про его просторы скажу: оно и морю немного младший брат. Нина Пикулева - детский поэт, педагог , член Союза писателей России, лауреат первой национальной премии им. Л. Н.ТОЛСТОГО

Слайд 18

Вадим Семернин – поэт – маринист, член Союза писателей, автор сборника «Лето Южного Урала» , посвящённого 100 - летию ОАО «Комбинат Магнезит». Ой, какая ты, Россия! Я не знал, не знал… Бродят сосны вековые Вдоль Уральских скал. Ты озёра обронила В малахит лесов, Крепко песни породнила Разных голосов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"

Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе....

Проверочная работа по английскому языку 6 класс (повторение за 5 класс)

Работа достаточно объемная. Ее можно разделить на две части....

Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)

Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...

Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.

Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе  за курс  алгебры 7-9-х классов.Содержание           1.      Поясните...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс  Г.В.Дорофеев и др....

Entry game. Игра на повторение материала 6 класса для учащихся 7 класса. Первый урок после каникул. Spotlight 7 Английский в фокусе, Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс

Все мы понимаем, что после каникул достаточно сложно включить учащихся в рабочий процесс. Предлагаю использовать увлекательные задания на повторение в формате викторины, можно разделить ребят по коман...