Открытый урок 5 класс "Среды жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Открытый урок биологии в 5 классе по теме Среды жизни живых организмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Среды жизни 5 класс | 19.96 КБ |
Презентация к уроку Среды жизни 5 класс | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Учитель: Румянцева А. Д.
Место работы: СОШ № 27 Петрозаводск
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Раздел 3 урок № 1
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.
Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.
Ход урока.
- Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)
Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.
- Великолепно, мы готовы к работе!
2. Актуализация знаний
Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить тест) Приложение 1.
Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде №2
Слайд №3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.
Слайд №4 Дверь открылась!
Слайд №5 Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)
Учит.- Все вы помните сказку про теремок. Проговаривает слова, просит продолжить детей.
Вопрос- Скажите, а в природе могли бы эти животные жить вместе?
Учен. – отвечают, размышляют.
Учит.- А почему? Учен. – ( потому что живут в разных условиях)
Учит. – О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.
Учен. – высказывают предположения.
Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»
Учен. – записывают тему в тетрадь
Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.
Учен. – формулируют цели урока.
Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов к жизни в среде обитания.
Учит. – А что такое « среда обитания» ? Учен. – высказывают мысли
Слайд № 8- определение ( записывают в тетрадь)
- Изучение нового материала
Учит. - На столах у вас лежат белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по средам их обитания. ( работают в парах)
- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.
Учит.- На доске схема СРЕДА ОБИТАНИЯ
Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана) Слайд №9
Учит. – Из картинок с которыми вы работали возьмите себе по одной, отмеченной синим, зелёным или черным цветом. Объединитесь в группы: зелёные – первый ряд, синие - третий, черные - средний. Динамическая пауза.
Учит.- Какая среда оказалась самая многочисленная? Малочисленная? А почему у нас в схеме одна стрелка не подписана?
Учен. – предполагают существование ещё одной среды.
Задание: работа с учебником стр. 77 Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей. Дописали схему в тетради.
Учит. - Почему у нас в стране
Пальмы не растут?
Ясно и тебе и мне
Холодно им тут.
А в походе по грибы
На лесной дорожке
Вряд ли встретятся слоны и носороги.
Учит.- Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?
( Что окружает человека - воздух, а дождевого червя - почва; а рыбу - вода)
Учен.- называют ( вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 10
Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.
Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.
Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам «Конверт с помощью» ( приложение 2)
Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.
Слайд № 11 - таблица « Характеристика сред»
Учит. – Чем являются все эти условия? Как могут они влиять на организмы?
Учен. - ( факторами среды, влияют: положительно и отрицательно)
Учит.- Давайте сделаем вывод.
Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека. Каждое живое существо приспособилось к своей среде.
- Закрепление материала.
Задание 1: В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось?
Слайд № 12 ГЕПАРД ( отвечают, называют)
Слайд № 13 РЫБА
Слайд № 14 КРОТ
Слайд № 15 аскарида
Задание2: « Третий лишний» ( в тетради ) слабоуспевающие. Приложение 3.
Задание3: Соотнести правые и левые части задания.
- Подведение итогов.
- Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили) Слайд № 16
- Оценить работу учащихся на уроке.
Слайд № 17 Урок закончим мы на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
Давай докажем ,что не зря.
На нас надеется Земля!
- Слайд № 18 Домашнее задание.
Параграф № 17 1) пересказ
- Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»
- Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.
Приложение 1
- Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?
А- растения; Б- грибы; В- бактерии; Г- животные;
- Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
А- неподвижны; Б- состоят из химических веществ;
В- имеют клеточное строение; Г- имеют цвет;
- Для выпечки хлеба используются грибы:
А- трутовики; Б- маслята; В- дрожжи; Г- лисички;
- Клетки бактерий не имеют:
А- цитоплазмы; Б- ядра; В- нуклеиновой кислоты; Г- наружной мембраны;
- Пищевыми являются растения:
А- рожь и рис; Б- лён и хлопчатник; В- зверобой и тюльпан; Г- берёза и осина.
Приложение 2
« Третий лишний»
Задание 2
Найдите « лишнего» и объясните свой выбор.
- Крот - верблюд - морская черепаха;
- Лягушка - волк - пиявка;
- Крот - червь - сова - землеройка;
Задание 3
Соотнесите правые и левые части задания.
А – кит, сом, водоросль; 1) почвенная
Б – крот, червь, гриб; 2) организменная
В - растения, птица, медведь; 3) наземно-воздушная
Г - бактерия, аскарида, гриб трутовик ; 4) водная
А | Б | В | Г |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии оценивания 1 ошибка – оценка «4» 2 ошибки – оценка «3» 3 ошибки и более - «2»
Представители какого царства на свету вырабатывают кислород? А - растения; Б- грибы; В- бактерии; Г- животные; Живые организмы, в отличие от тел неживой природы: А- неподвижны; Б- состоят из химических веществ ; В- имеют клеточное строение; Г- имеют цвет; Для выпечки хлеба используются грибы: А- трутовики; Б- маслята; В- дрожжи; Г- лисички; Клетки бактерий не имеют: А- цитоплазмы; Б- ядра; В- нуклеиновой кислоты; Г- наружной мембраны; Пищевыми являются растения : А- рожь и рис ; Б- лён и хлопчатник; В- зверобой и тюльпан; Г- берёза и осина.
Среды жизни планеты Земля
Цели урока : Узнать, что такое среда обитания; Познакомиться с отличительными особенностями различных сред; Определить черты приспособленности животных к своей среде обитания.
Среда обитания – это пространство в котором протекает жизнедеятельность организмов.
СРЕДА ОБИТАНИЯ Наземно-воздушная Водная Почвенная
Какие условия необходимы организмам для жизни в среде? Вода, воздух, солнце, тепло
Третий лишний Найдите « лишнего» и объясните свой выбор . 1) Крот - верблюд - морская черепаха; 2) Лягушка - волк - пиявка ; 3) Крот - червь - сова - землеройка;
Соотнесите правые и левые части задания . А – кит, сом, водоросль; 1 ) почвенная Б – крот, червь, гриб; 2 ) организменная В - растения, птица, медведь ; 3 ) наземно-воздушная Г - бактерия, аскарида, гриб трутовик ; 4 ) водная
Выводы: Среда обитания – это? Какие среды жизни изучили? По каким признакам они отличаются друг от друга? Как живые организмы приспосабливаются к своей среде обитания?
Домашнее задание П. 17 прочитать, в рабочей тетради выполнить задания со стр. 49 по стр. 51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»
В данном материале рассматриваются вопросы:1. Сущность живого, жизни.2. Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...
Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...
открытый урок "Смысл жизни.Вера в себя"
расширение представлений учащихся о человеке, его значимости на земле, человеческих качествах: доброта, любовь, уважение, забота, честность, гордость....
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Любовь длиною в жизнь: Тургенев и Виардо" (Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Данный урок адресован учителям русского языка и литературы....
Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.
На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...
Разработка открытого урока, посвященного жизни и творчеству А.И.Солженицына
Открытый урок "Жить не по лжи!"...