Элективный курс по русскому языку для 10 класса «Учимся рассуждать»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Пояснительная записка
Содержание программы элективного курса «Учимся рассуждать» по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного стандарта. Элективный курс предлагается для учащихся 10-11 класса образовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Актуальность данного элективного курса заключается в том, что он способствует совершенствованию языковой, лингвистической , коммуникативной компетенций учащихся , что является требованием времени.
Современный мир может быть определен как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуется коммуникативная функция языка, поэтому умение думать, грамотно рассуждать , умение анализировать тексты , высказывать собственную точку зрения необходимо для успешной социализации и сдачи единого государственного экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку для 10 класса
«Учимся рассуждать»
Пояснительная записка
Содержание программы элективного курса «Учимся рассуждать» по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного стандарта. Элективный курс предлагается для учащихся 10-11 класса образовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Актуальность данного элективного курса заключается в том, что он способствует совершенствованию языковой, лингвистической , коммуникативной компетенций учащихся , что является требованием времени.
Современный мир может быть определен как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуется коммуникативная функция языка, поэтому умение думать, грамотно рассуждать , умение анализировать тексты , высказывать собственную точку зрения необходимо для успешной социализации и сдачи единого государственного экзамена.
Цель данного элективного курса: совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся через освоение технологий написания сочинения-рассуждения; развивать умение выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
- Учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать ее, определять позицию автора , аргументированно высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- Учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, использую различный приемы;
-Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
- Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;
- Овладение навыками доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонентов;
- Знакомить учащихся с критериями оценки сочинений-рассуждений. (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основные формы организации занятий: лекция, беседа и практикум.
Методы изучения курса: проблемный, поисковый, метод анализа орфограмм, трудных случаев написания текстов.
Основные принципы отбора материала: научность, доступность, практическая направленность.
Приемы обучения: комментированное письмо, тестирование, рецензирование.
Назначение: Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С , в которой помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только успешной образовательной деятельности , но и для профессионального и жизненного становления .
Элективный курс должен повысить уровень языкового(речевого) развития учащихся , вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально-активной личности , пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству , развить литературно-творческие способности у учащихся; способствует нравственному воспитанию учащихся.
Результаты обучения: В ходе изучения данного курса учащиеся в целях совершенствования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций:
1)усваивает:
- основные понятия курса : «текст», «проблема», « позиция автора», «аргумент»;
-критерии оценивания сочинения-рассуждения;
-модель сочинения-рассуждения: приемы создания вступления, основной части и заключительной;
2)формирует:
- понимание принципов работы над выбором ответа, над дачей развернутого ответа;
-понимание проблемы текста, позиции автора;
-личностную позицию в отношении анализа текста;
3) развивает:
- умение ориентироваться в критериях оценивания сочинения-рассуждения;
-умение проводить речеведческий и смысловой анализ текста;
-умение рассуждать по поводу поставленных проблем-умения и навыки создания собственного речевого высказывания.
Итоговое занятие предполагает написание сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому или научно-популярному тексту.
Тематическое планирование
по русскому языку в 10 классе
|
| Кол-во часов | |
|
1 | Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». | 1ч. | Урок «открытия» нового знания. | Знать цели и задачи курса; требования к сочинению. |
2-3 | Концептуальные основы сочинения-рассуждения. | 2ч. | Комбинированный. | |
Текст, его типы | 3ч. | |||
4-5 | Речеведческий и смысловой анализы исходного текста. | 2ч. | Уроки развития речи. | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. |
6 | Определение типа текста и выявления проблем. | 1ч. | Урок развития речи. | Знать: основные особенности текста-проблемы , текста-портрета, текста-рассуждения, понятие «проблема», «позиция автора», «аргумент». |
Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения | 3ч. | |||
7-9 | Нормы и критерии оценивания сочинения рассуждения на лингвистическую тему, на тему , связанную с анализом текста, на тему, связанную с анализом текста. | 3ч. | Урок-практикум. | Знать: таблицу «Критерии оценивания сочинения-рассуждения». |
Алгоритм написания сочинения-рассуждения | ||||
10-11 | Создание и апробация алгоритма написания сочинения-рассуждения. | 2ч. | Урок-практикум. | Уметь писать сочинения-рассуждения по алгоритму; применять речевые клише |
Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения | 3 ч. | |||
12-14 | Вступление , его название. Основные способы и приемы моделирования вступления сочинения-рассуждения. | 3ч. | Урок-практикум. | Уметь проектировать вступительную часть разными приемами |
Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения | 3ч. | |||
15-17 | Основная часть , ее назначение. Основные способы и приемы комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции. | 3ч. | Урок-практика. | Уметь находить и пояснять смысловые компоненты текста; рассматривать и осмысливать проблему; использовать аргументы. |
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения | 3ч. | Урок- практикум. | ||
18-20 | Заключительная часть , ее назначение. Основные способы и приемы моделирования заключительной части. | 3ч. | Урок-практикум. | Уметь проектировать заключительную часть разными приемами. |
Модель сочинения-рассуждения | 3ч. | |||
21-23 | Создание памятки пишущему сочинение-рассуждение, проектирование модели, модели клише сочинения-рассуждения. | 3ч. | Урок-практикум. | Коллективное написание памятки. |
Редакторская правка | 3ч. | |||
24-26 | Рецензирование сочинений, написанных учащимися. | 3ч. | Урок-практикум. | |
Предупреждение ошибок | 3ч. | |||
27-29 | Виды ошибок в сочинении: как избежать ошибок в сочинении. | 3ч. | Комбинированный | Уметь применять знания по практике правописания; организовать совместную учебную деятельность. |
Как работать со словарями. | 2ч. | |||
30-31 | Виды словарей. Как работать со словарями разных видов. | 2ч. | Урок-практикум. | Уметь извлекать информацию из различных источников , свободно пользоваться словарями различных видов. |
32-34 | Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза. | 3ч. | Урок контроля знаний. | Уметь пользоваться методическими рекомендациями при написании сочинения-рассуждения. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЕ «УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»
10 КЛАСС (34 ЧАСА)
ТЕМА 1. Введение в элективный курс «Учимся рассуждать»(1 ч.)
Цели и задачи курса. Сочинение-рассуждение как вид письменной работы. Требования к сочинению. Оценка сочинений. Сочинение-рассуждение в системе ЕГЭ. Рефлексия.
ТЕМА 2. Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ(2ч.)
Элективный курс по русскому языку. Учебные материалы и пособия для подготовки к ЕГЭ. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. Структура демоверсии и характеристика контрольно-измерительных материалов. Компетентностный подход к ЕГЭ : коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции.
ТЕМА 3. Текст, его типы. Речеведческий и смысловой анализы исходного текста(3ч.)
Понятие «текст». Речеведческий анализ текста. Стили и типы речи. Типы текстов. Основные особенности текста-проблемы, текста-портрета. Схемы сочинения-рассуждения на текст-проблему, текст-портрет. Текст-рассуждение, текст с доминированием в нем описания, текст с доминированием в нем повествования, текст с доминированием в нем информационного компонента. Смысловой анализ текста. Понятие «проблема», «позиция автора», «аргумент». Метод ключевых фраз и слов, прием «рабочая матрица».
ТЕМА 4. Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения (3ч.)
Характеристика критериев оценивания сочинения-рассуждения. Технология экспертизы. Рекомендации. Практикум по экспертизе сочинения-рассуждения. Рефлексия.
ТЕМА 5. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (2ч.)
Практикум по созданию и апробации алгоритма написания сочинения-рассуждения. Основные аналитические действия.
ТЕМА 6. Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения (3ч,)
Вступление, его назначение. Основные способы и приемы моделирования вступления сочинения рассуждения: «вопросы-стимулы», «название» и др. Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.
ТЕМА 7. Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения (3ч.)
Основная часть, ее назначение. Основные способы и приемы комментирования проблемы, позиция автора, выражения личностной позиции: «комментированный пересказ», «ниточка», «что делать?», «оппонент» и др. Практикум по проектированию основной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.
ТЕМА 8. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения (3ч.)
Заключительная часть, ее назначение. Основные способы и приемы моделирования заключительной части: «отклик», «цитата» и др. Особенности концовки-вывода, концовки-ответа, концовки-цитаты. Практикум по проектированию заключительной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.
ТЕМА 9. Модель сочинения-рассуждения (3ч.)
Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение, проектированию модели и клише сочинения-рассуждения. Рефлексия.
ТЕМА 10. Редакторская правка (3ч.)
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка. Практикум.
ТЕМА 11. Предупреждение ошибок (3ч.)
Виды ошибок в сочинении: речевые, грамматические, содержание. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
ТЕМА 12. Как работать со словарями (3ч.)
Виды словарей. Как работать со словарями разных видов.
ТЕМА 13. Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза (3ч.)
Особенности сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному текстам. Практикум по написанию и экспертизе контрольного сочинения-рассуждения.
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов: | Формы контроля | |||
Всего | Аудит. | Внеаудит. | Практ-ая деятельность | ||
Введение в элективный курс «Учимся рассуждать» | 1 | 1 | Рефлексия | ||
Концептуальные основы сочинения-рассуждения | 2 | 2 | Рефлексия | ||
Текст, его типы | 3 | 3 | 2 | Практикум | |
Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Алгоритм написания сочинения-рассуждения | 2 | 2 | 2 | Алгоритм | |
Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Модель сочинения-рассуждения | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Редакторская правка | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Как избежать ошибок в сочинении | 3 | 3 | 3 | Практикум | |
Как работать со словарем | 2 | 2 | 2 | Практикум | |
Пробное сочинение-рассуждение и его экспертиза | 3 | 3 | 3 | Практикум |
Всего: 34 часа.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Материально-техническое оборудование:
Компьютер
Интерактивная доска
Медиапроектор
Список литературы.
Литература для учителя:
1.Р.И.Альбеткова. Русская словесность. М.: «Дрофа» 2010г.
2.Д.И.Архипов, Т.А. Долинина, А.П.Чудиков. Русский язык ЕГЭ.
Курс подготовки к написанию сочинения. М.:Айрис Пресс 2008г.
3.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Русский язык. Грамматика,текст. Стили речи. М.: Просвещение,2000г.
4.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.,1997г.
5.Голуб И.Б.,Давыдова Л.В. Сочинения и изложения без репетитора.М.: Владос, 2006г.
6.Концепция модернизации российского образования.
7.Любичева Е.В. Русский язык : на пути к экзамену. М.:Эксмо,2007г.
Литература для учащихся:
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М.,1998г.
2.Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образный выражений русского языка – М., 1995г.
3.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.-М.,1998г.
4.Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений /А.И.Власенков, Л.М. Рябченкова.-М.:Просвящение, 2003.
5.Словарь трудностей русского произношения./М.Л.Каленчук, Р.Ф.Касаткина-М.:Русский язык,1997г.
6.Словарь-справочник лингвистических терминов./Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова – М.: Просвещение,1976г.
7.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс
Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 7 классе "Учись писать грамотно"
Рабочая программа...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно» Общее количество часов за год - 33
Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся 9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассни...