Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно» Общее количество часов за год - 33
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся 9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения полученных в 5-8-х классах знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_kl._r._yaz.odt | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно»
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «Учись писать грамотно» для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012 года.
3. Примерной программы основного общего образования «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, 8-е издание, М. «Просвещение», 2010.
4. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2016-2017 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.
6. Годового календарного учебного графика на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по элективному курсу включает разделы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Общая характеристика элективного курса
- Описание места элективного курса
- Требования к уровню подготовки учащихся по элективному курсу русского языка для 9 класса
- Учебно-тематический план
- Учебно-методические средства
- Материально-техническое обеспечение
- Календарно-тематическое планирование
Цели элективного курса:
- создание условий для формирования у учащихся навыков грамотного письма;
- развитие интереса к предмету;
- развитие умения анализировать, наблюдать, систематизировать;
- развитие творческих способностей;
- подготовка к экзаменам в 9 классе в новой форме.
Задачи элективного курса:
- способствовать развитию интереса учащихся к русскому языку;
- соблюдать орфографический режим письма;
- совершенствовать навыки анализа речевых ошибок;
- производить лингвистический анализ текста;
- уметь проводить корректировку собственного текста
Общая характеристика элективного курса
Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся 9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения полученных в 5-8-х классах знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционирование слова в речи.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисное написание» в центре внимания дефисное написание сложных существительных, прилагательных, наречий, предлогов, а при закреплении темы «Правописание корней слов» - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.
При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем. При анализе пунктограмм – употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.
В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «Употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии 9-го класса.
Программа состоит из десяти тем: «Правописание приставок», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Употребление Ъ и Ь знаков», «Дефисное написание», «Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов», «Правописание предлогов, союзов, частиц», «Употребление тире в простом и сложном предложении», «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений».
В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых при изучении каждой темы.
Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий — элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдается занимательности как одного из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.
Место элективного курса «Учись писать грамотно»
В учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в IX классе на элективный курс отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен:
знать и понимать:
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и умение конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
-проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические значения.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Правописание приставок ( 2 ч.)
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.)
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ (2 ч.).
Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.
Тема 4. Дефисные написания (1 ч.)
Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).
Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.)
Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.
Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Анализ речевых ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.
Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (1 ч.)
Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.
Тема 7. Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи.
Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в ресчи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.)
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами.
Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.)
Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами.
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя:
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М.: Просвещение, 2010.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - Смоленск, 2006.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М.: Просвещение, 2007.
- Маранцман В.Г. Письменный и устный экзамен по русскому языку. - С.Пб, 1998.
Литература для учащихся
1. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 2010.
2. Никитина Е.И. Практическая методика развития речи. - Спб., 2009.
3. Потиха З.А. Школьный орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2005.
Материально-техническое обеспечение:
1. Доска.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Компьютер.
- DVD диски.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Виды деятельности | Планируе-мая дата | Примеча-ние |
1 | Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.) Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста. | Выполнять орфографический анализ текста, познакомиться с особенностями употребления в речи слов с иноязычными приставками, знать особенности правописания Не в роли приставки и в роли частицы. | ||
2 | Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.) Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста. | Познакомиться с происхождением некоторых труднопроверяемых слов, проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы, проводить орфографический анализ текста, выполнять корректуру текста. | ||
3 | Употребление Ь и Ъ (2 ч.). Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. | Познакомиться с историей появления Ь и Ъ в русском алфавите, проводить орфографический анализ текста, выполнять корректуру текста. | ||
4 | Дефисные написания (1 ч.) Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов). | Уметь определять принципы написания отдельных частей речи через дефис, выполнять корректуру текста, знать особенности употребления слов с дефисным написанием в научной и художественной речи. | ||
5 | Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.) Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Анализ речевых ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи. | Уметь анализировать речевые ошибки, связанные с синтаксическим управлением, анализировать и исправлять ошибки, связанные с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи, уметь выполнять корректуру текста, анализировать текст. | ||
6 | Правописание предлогов, союзов, частиц (1 ч.) Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи. | Проводить наблюдение над использованием производных предлогов в научном тексте, уметь выполнять корректуру собственного текста. | ||
7 | Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.) Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи. | Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи. Анализ и исправление речевый ошибок, связанных с построением простых предложений. Познакомиться с особенностями употребления «интонационного тире», «соединительного тире», познакомиться с функцией тире в разговорной и художественной речи. | ||
8 | Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.) Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в ресчи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами. | Знать об особенностях употребления в речи однородных членов предложения с целью создания экспрессивности, анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений с однородными членами, познакомиться с особенностями употребления однородных членов предложения в художественной речи. | ||
9 | Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.) Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами. | Проводить наблюдение над функционированием в текстах разных стилей предложений с обособленными второстепенными членами, анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения. | ||
10 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.) Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами. | Проводить наблюдения над текстами разных стилей, в которых встречаются обращения и вводные слова, редактировать текст с целью определения уместного использования вводных слов и вводных конструкций. Анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений с вводными словами. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №1» города Велижа
Рассмотрено
| Согласовано | Утверждена |
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы | Заместитель директора по УР | Приказ от_________№ |
Протокол № от | «___» 20___г. | Директор школы |
Руководитель _____ | ___________ |
|
|
|
|
Рабочая программа
по элективному курсу
в 9 классе
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу
составила
Зайцева Анна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Учимся писать сочинение"
Элективный курс непосредственно связан с программой по литературе для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует литературоведческие сведения, полученные учащимися, закрепляет практическ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...