Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно» Общее количество часов за год - 33
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Анна Ивановна Зайцева

Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся  9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения полученных в 5-8-х классах знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_kl._r._yaz.odt24.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно»

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «Учись писать грамотно» для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

1. Федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012 года.

3. Примерной программы основного общего образования «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, 8-е издание, М. «Просвещение», 2010.

4. Учебного плана МБОУ  «Средняя школа №1» города Велижа  на 2016-2017 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов  МБОУ  «Средняя школа №1» города Велижа.

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.

6. Годового календарного учебного графика на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по элективному курсу включает разделы:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика элективного курса
  • Описание места элективного курса
  • Требования к уровню подготовки учащихся по элективному курсу русского языка для 9 класса
  • Учебно-тематический план
  • Учебно-методические средства
  • Материально-техническое обеспечение
  • Календарно-тематическое планирование

Цели элективного курса:

- создание условий для формирования у учащихся навыков грамотного письма;

- развитие интереса к предмету;

- развитие умения анализировать, наблюдать, систематизировать;

- развитие творческих способностей;

- подготовка к экзаменам в 9 классе в новой форме.

Задачи элективного курса:

- способствовать развитию интереса учащихся к русскому языку;

- соблюдать орфографический режим письма;

- совершенствовать навыки анализа речевых ошибок;

- производить лингвистический анализ текста;

- уметь проводить корректировку собственного текста

Общая характеристика элективного курса

Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся  9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения полученных в 5-8-х классах знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционирование слова в речи.

Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисное написание» в центре внимания дефисное написание сложных существительных, прилагательных, наречий, предлогов, а при закреплении темы «Правописание корней слов» - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.

При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем. При анализе пунктограмм  – употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.

В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «Употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии 9-го класса.

Программа состоит из десяти тем: «Правописание приставок», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Употребление Ъ и Ь знаков», «Дефисное написание», «Правописание суффиксов и окончаний  существительных и прилагательных, и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов», «Правописание предлогов, союзов, частиц», «Употребление тире в простом и сложном предложении», «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Обособление второстепенных членов предложения», «Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений».

В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.

В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых при изучении каждой темы.

Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий — элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдается занимательности как одного из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.

Место элективного курса «Учись писать грамотно»

В  учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в IX классе на элективный курс отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен:

знать и понимать:

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и умение конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

-проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические значения.

 

Содержание учебного предмета

Тема 1. Правописание приставок ( 2 ч.)

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.

Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.)

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.

Тема 3. Употребление Ь и Ъ (2 ч.).

Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.

Тема 4. Дефисные написания (1 ч.)

Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.)

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.

Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Анализ речевых ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (1 ч.)

Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

Тема 7. Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи.

Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в ресчи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.)

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами.

Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.)

Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной  и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами.

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя:

  1. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - Смоленск, 2006.
  3. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М.: Просвещение, 2007.
  4. Маранцман В.Г. Письменный и устный экзамен по русскому языку. - С.Пб, 1998.

Литература для учащихся

1. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 2010.

2. Никитина Е.И. Практическая методика развития речи. - Спб., 2009.

3. Потиха З.А. Школьный орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2005.

Материально-техническое обеспечение:

1. Доска.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Компьютер.

  1. DVD диски.

Календарно-тематический план

Тема

Виды деятельности

Планируе-мая дата

Примеча-ние

1

Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.)

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.

Выполнять орфографический анализ текста, познакомиться с особенностями употребления в речи слов с иноязычными приставками, знать особенности правописания Не в роли приставки и в роли частицы.

2

Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.)

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.

Познакомиться с происхождением некоторых труднопроверяемых слов, проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы, проводить орфографический анализ текста, выполнять корректуру текста.

3

Употребление Ь и Ъ

(2 ч.).

Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.

Познакомиться с историей появления Ь и Ъ в русском алфавите, проводить орфографический анализ текста, выполнять корректуру текста.

4

Дефисные написания

(1 ч.)

Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Уметь определять принципы написания отдельных частей речи через дефис, выполнять корректуру текста, знать особенности употребления слов с дефисным написанием в научной и художественной речи.

5

Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.)

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.

Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Анализ речевых ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Уметь анализировать речевые ошибки, связанные с синтаксическим управлением, анализировать и исправлять ошибки, связанные с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи, уметь выполнять корректуру текста, анализировать текст.

6

Правописание предлогов, союзов, частиц (1 ч.)

Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

Проводить наблюдение над использованием производных предлогов в научном тексте, уметь выполнять корректуру собственного текста.

7

Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи.

Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи. Анализ и исправление речевый ошибок, связанных с построением простых предложений. Познакомиться с особенностями употребления «интонационного тире», «соединительного тире», познакомиться с функцией тире в разговорной и художественной речи.

8

Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в ресчи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Знать об особенностях употребления в речи однородных членов предложения с целью создания экспрессивности, анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений  с однородными членами, познакомиться с особенностями употребления однородных членов предложения в художественной речи.

9

Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.)

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами.

Проводить наблюдение над функционированием в текстах разных стилей предложений с обособленными второстепенными членами, анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения.

10

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.)

Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной  и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами.

Проводить наблюдения над текстами разных стилей, в которых встречаются обращения и вводные слова, редактировать текст с целью определения уместного использования вводных слов и вводных конструкций. Анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений с вводными словами.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №1»  города Велижа

Рассмотрено                               

 

Согласовано

Утверждена

на заседании ШМО учителей

 русского языка и литературы

Заместитель директора по

УР

Приказ от_________№

Протокол №           от

«___»                     20___г.

Директор школы

Руководитель _____

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по элективному курсу

в 9  классе

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

Рабочую программу

составила

Зайцева Анна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Учимся писать сочинение"

Элективный  курс непосредственно связан с программой по литературе  для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует литературоведческие сведения, полученные учащимися, закрепляет практическ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...