Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ».
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Клячина Лилия Сабитовна

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

Проектная работа.

Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ».






Выполнила:

                                           учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

Клячина Л.С.









УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.

РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Обучающая:подготовить ученика к написанию сочинения- рассуждения на заданную лингвистическую тему: Роль восклицательного знака в предложении; понимать и уметь объяснять постановку восклицательного знака в предложении;

2. Коммуникативная: уметь последовательно излагать собственное мнение, уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;уметь создавать связное высказывание побудительного характера;

3. Развивающая: уметь оформить речь, использовать полученные на уроке факты в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка; углубление знаний;

4. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней, воспитывать любовь к русскому слову.

Опережающее задание : повторить знания о восклицательных предложениях; найти     информацию  о возникновении восклицательного знака.

Оборудование: таблица «Алгоритм написания сочинения», таблицы «виды вступлений», «виды заключений», распечатанные тексты к теме.

ХОД УРОКА:

1.--Учитель. Цель нашего сегодняшнего урока – повторить все сведения  о восклицательном знаке. Написать сочинение на тему: Роль восклицательного знака в предложении.

Что мы знаем о восклицательном знаке?

--Ученик. Восклицательный знак – знак препинания. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.

2.--Учитель. Что вам известно о его происхождении? Когда он появился?

--Ученик. Изначально не было столько символов в русском языке. Самыми древними знаками препинания считаются точка и многоточие. Сложно сегодня представить книги, письмо без знаков препинания. В системе современной русской пунктуации их 10 ( точка, запятая, двоеточие, многоточие, точка с запятой, тире, кавычки, скобки, вопросительный знак, восклицательный знак).Восклицательный знак отмечается для выражения восхищения (удивления). Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В.Ломоносова (1755 г.)

  1. –Учитель: Давайте на примере текста проследим роль восклицательных предложений.          

--Ученик читает текст с карточки.

 1 текст:  Сколько смысла в старинных словах!

Сколько с ними забыто напрасно.

Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!»-

Как свечу засвечу…

Как я прежде была неправа,

Не о том и не так говорила!

Только в давнее дверь отворила-

И словами одаривать - чудо.

Словно музыка, слушаю речь –

Но, откуда такое, откуда?..

--Учитель. Прочтите восклицательные предложения.

Ученики читают восклицательные предложения из текста стихотворения

--1 ученик. Сколько смысла в старинных словах!  

--2 ученик. Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!»

--3 ученик. Как я прежде была не права, Не о том и не так говорила!

--Учитель. Какое значение имеют в тексте эти восклицательные предложения? Запишите свои ответы в таблицу.

Учащиеся рисуют таблицу в рабочих тетрадях.

Значение восклицательных предложений                                           Примеры из текста

--Учитель. Давайте на примере еще нескольких предложений проследим роль восклицательных предложений в тексте.

Работа с раздаточными карточками.

2текст:1). Как простодушно- вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно- раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!2). - Ты еще подарки не приготовила?! - ужаснулась другая девчушка. -Когда же ты успеешь?!3) Офицер бросил бумагу на стол. «Подписать!» 4) О, да это гроза! 5) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! 6) Встань! Ступай отсюда! 7) Еще бы! 8) « Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтвержены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» - с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться.

--Учитель. Заполните таблицу.

Заполнение таблицы учащимися в рабочих тетрадях.

Значение

Эмоционально окрашенное предложение. Оттенок значения: удивление.

Примеры

Сколько смысла в старинных словах!

Экспрессивно окрашенное назывное предложение

«Свет ты мой ясный!»

Эмоционально окрашенное восклицательное предложение

Эмоционально окрашенное восклицательное предложение. (предложении в своем составе имеет слово «как» ) Оттенок значения: восхищение.

Эмоционально  окрашенное восклицательное предложение. Вопросительно- восклицательное

Эмоционально окрашенное предложение. Побудительно- восклицательное

Как я прежде была не права,

Не о том и не так говорила!

Я не дерзаю заговорить с нею- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

- Ты еще подарки не приготовила?!- ужаснулась другая девчушка.

 «Подписать!»

--Учитель. Мы с вами вспомнили значение восклицательных предложений.

Подведите  итог нашей работы. Какие предложения называются восклицательными?

--1 ученик. Эти предложения эмоционально окрашенные. Эмоциональная окрашенность передается восклицательной интонацией.

---2 ученик. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и побудительные, и вопросительные. Тогда они будут являться повествовательно- восклицательными, вопросительно- восклицательными, побудительно- восклицательными.

-3. Учитель: Какова роль восклицательного знака в этих предложениях?

--1 ученик. Восклицательный знак ставится в конце предложения и говорит о его завершенности.

--2 ученик. Восклицательный знак ставится в конце предложения, если в предложении есть слова как,какой и т. п.

--3 ученик. Восклицательный знак ставится в конце побудительного предложения, в котором приказание, требование выражено формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено.

--4 ученик. Восклицательный знак ставится в конце назывного предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией.

--5 ученик. Восклицательный знак ставится в конце слова- обращения, междометного предложения- обращения, если оно произносится с восклицательной интонацией.

--6 ученик. Восклицательный знак ставится в скобках  для выражения отношения автора к чужому тексту ( согласия, одобрения или иронии, возмущения).

--Учитель. Впишите функции восклицательного знака в таблицу

Функции восклицательного знака

Примеры из текста

Восклицательный знак ставится в конце предложения и говорит о его завершенности

  1. О, да это гроза!

Всегда являются восклицательными предложения, имеющие в своем составе слова что за,как, какой и т. п.

Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике!

Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено

Встань! Ступай отсюда!

Восклицательный знак ставится в конце назывного предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией

 «Свет ты мой ясный!»

Восклицательный знак ставится в конце слова- обращения, междометного предложения или предложения- обращения

Еще бы!

Восклицательный знак ставится в скобках для выражения авторского выражения к чужому тексту( согласие, одобрение или ирония, возмущения)

« Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтвержены многочисленными экспериментами(!), основные положения обсуждались на разных совещаниях»,- с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться.

  1. --Учитель. Мы с вами повторили сведения о восклицательных предложениях. Проанализировали роль восклицательного знака в предложении. И мы сегодня должны с вами написать сочинение- рассуждение на тему: Роль восклицательного знака в предложении. Вспомните, из каких частей состоит сочинение- рассуждение? Назовите все части.

--Ученик. Сочинение рассуждение состоит из 1) вступления, 2) основной части, 3) заключения.

--Учитель. Какие виды вступлений вы знаете? Назовите их.

Ученик называет виды вступлений по памятке:

Вступление может быть написано

Пример

1)...фразой,принадлежащей герою дискуссии и ее коментарий

«Диалог и прямая речь- одно и то же»,- утверждает Саша. Не могу с ним согласиться

2)...согласия или не согласия с одним из участником лингвистического спора

Я не согласна с мнением Саши в том, что диалог и прямая речь играют в языке одну и ту же роль.

3)...вопроса

Диалог и прямая речь...Какова их роль в языке?

4)...вопроса и ответа

Существует ли различие между диалогом и прямой речью? Конечно же,да!

5)...собственного высказывания

Прямая речь и диалог — совершенно разные языковые понятия, разные формы речи.

6)...предложения,констатирующего актуальность темы.

Сегодня особенно важны знания о …

Проблема...особенно актуальна в наши дни.

7)...именительного падежа темы

Прямая речь. Диалог. Что обозначают эти понятия? Какова их роль в языке?

--Учитель. Подберите вступление к нашей теме. Как звучит ваше вступление?

--1 ученик. - Я начну свое сочинение предложением: На письме без восклицательного знака не обойтись!

--2 ученик.- Я хочу начать свое сочинение так. Действительно ли нам так необходим восклицательный знак? Может,можно обойтись и без него?

-- 3 ученик.- Мое вступление будет таким: Проблема постановки восклицательного знака особенно актуальна в наши дни.

--4 ученик.-- Важна ли роль восклицательного знака в предложении? Конечно же, да!

Я так начну мое сочинение.

--5 ученик.--Сегодня особенно важны знания о правилах постановки восклицательного знака в предложении. Так я хочу начать свое сочинение.

--Учитель. --Какие доказательства, основываясь на имеющиеся знания о восклицательном знаке, мы приведем в своих сочинениях?

--1 ученик.-- Сам знак и правильное его употребление необходимы как пишущему, так и читаемому. Пишущий( автор) эмоционально окрашивает свое предложение при помощи восклицательного знака: «Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике!» Не будь восклицательного знака, для нас, читателей, эта девушка была бы не такой необыкновенной. Восклицательный знак означает и завершенность  восклицательного предложения: «О, да это гроза!», «Счастливого пути!».

--2  ученик.--Хорошо. Давайте посмотрим, что произойдет с предложением, если его заменить на точку. «Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как  бьется мое сердце»...Убрали восклицательный знак и ,словно, выключили сердце человека,который написал эти слова .В этом предложении восклицательный знак необходим! Он эмоционально окрашивает предложение.  Присутствует оттенок чувствительности, восхищения.

--3 ученик.--Знаки препинания давно вошли в жизнь человечества. Восклицательный знак впервые был упомянут М.В.Ломоносовым в «Российской грамматике» в 1755г.Ломоносов его обозначает как «удивительный знак».Изначально он ставился в конце предложения для обозначения удивления услышанным, сказанным, прочитанным. «Сколько смысла в старинных словах!». Автор при помощи восклицательного знака придает эмоциональную окраску сказанному.  Восклицательный знак ставится и в конце побудительных предложений: «Держи!»- стонал старик,отпихивая баркас от берега.В предложении восклицательным выражено побуждение к действию глаголом повелительного наклонения «держи».

--4ученик.--Роль восклицательного знака очень важна в предложении, так как,во- первых, восклицательный знак придает эмоциональную окраску. « Чтобы я больше не слышал таких разговоров! Телефоны! Быстро!» Предложение экспрессивно окрашено. В предложении выражен приказ .Во-вторых,в назывных предложениях, если они произносятся с восклицательной интонацией, необходим восклицательный знак: «Свет ты мой ясный!»

--5 ученик.--  Я в этом убежден потому, что мы получаем информацию сейчас из множества источников:в сети Интернет,из всевозможных печатных изданий. Общаемся посредством службы моментальных сообщений (смс). И важно быть сейчас очень грамотным человеком. Эмоционально не окрашенная речь на письме, может не так быть понята читателем( «Встань! Иди отсюда!», «Что за чудесный человек мой друг!»)Когда речь человека очень эмоциональна и прерывиста, автор отмечает(что не маловажно)восклицательным знаком,который ставится после каждого слова( «Играл! Проигрывал!взят указом!»)

--Учитель. - Как нужно закончить сочинение- рассуждение на лингвистическую тему?

--Ученик.-  В заключительной части сочинения- рассуждения мы используем речевые клише.

--Учитель.- Назовите их.

Ученики называют речевые клише. У каждого учащегося на столе памятка «Речевые клише».

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

--Вводные слова : во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом,итак, в заключении, как видим...

--Союзы:однако,хотя, потому что, так как, для того чтобы...

Синтаксические конструкции: итак, можно убедиться в том, что...;таким образом, можно увидеть, что...;в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...;примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

--Учитель. Прочтите заключения сочинения- рассуждения.

--1 ученик.--Итак, можно убедиться в том, что без восклицательного знака действительно не обойтись в предложении.

--2 ученик.--Таким образом, можно увидеть, что восклицательный знак не заменим в восклицательном предложении!

--3 ученик.--В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что в русской пунктуации восклицательный знак имеет большое значение.

  1. --Учитель.-- Прочитайте тексты сочинений и выявите ошибки в них.
  1. Некоторые люди считают что не так уж и важно ставить восклицательный знак  в конце восклицательного предложения. Я сними не согласна.

Восклицательный знак важен в русском языке. Он придает эмоциональную окраску предложению. « Друзья мои! Прекрасен наш союз!»-предложение восклицательное. Автор ставит восклицательный знак в конце обращения и последующего предложения для большей экспрессивности сказанного.Восклицательный знак очень нам нужен!

--1 ученик.--В тексте не выделено заключение.

--2 ученик.--В тексте ошибки: 1)«сним» написано слитно. Пишем отдельно. Это местоимение с предлогом;2) Нет запятой перед союзом что в первом предложении. Он необходим — сложное предложение,подчинительный союз.

--3 ученик.--Приведен лишь один аргумент.

2)—Во- первых, восклицательный знак показывает на то, что предложение закончилось. Во вторых вопросительным знаком оформляется большинство назывных предложений( « Вот венец мой, венец позора!»)  Итак, можно убедится, что восклицательный знак нужен в предложении.

--1 ученик.--Нет членения текста на абзацы.

--2 ученик.--Отсутствует вступление.

--3 ученик.-- Допущены ошибки:1) вводное слово в предложении выделяется запятой( во- вторых).2) Вводное слово «во-вторых» пишется через дефис.

  1. Учитель.- Итак,ребята,подведем итог сегодняшнего занятия. Чему вы научились на уроке?

-1 ученик. - Мы говорили сегодня о роли восклицательных предложений в тексте. Работали с текстом по карточкам.

-2 ученик.- мы сегодня узнали историю возникновения восклицательного знака и его первоначальную функцию.

-3 ученик.- Мы работали над таблицей «Функции восклицательного знака в предложении».Вспомнили много сведений о нем и почерпнули новые.

-4 ученик.- Мы писали сочинение на лингвистическую тему: Роль восклицательного знака в предложении в черновиках. Работали над каждой его частью( вступление, аргументация,заключение).Вспомнили виды вступлений,виды заключений сочинений- рассуждений на лингвистическую тему. Применили в написании заключительной части сочинения- рассуждения речевые клише.

-5 ученик.- Работали над выявлением ошибок в нескольких нам предложенных сочинениях.

             

      7.- Учитель.- Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: Роль восклицательного знака в предложении.

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему.

Роль восклицательного знака в предложении.

1текст.

        На письме без восклицательного знака не обойтись.  Сам знак и правильное его употребление необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему- чтобы придать определенный смысл, а читающему- чтобы правильно воспринять этот смысл. Рассмотрим этот вопрос на примерах.

     Во- первых, восклицательный знак ставится в конце конце восклицательного предложении и говорит о его завершенности. Например: «Три года я,робятушки ,жил у попа в работниках,малина- не житьё!» Во-вторых, восклицательный знак эмоционально окрашивает последнее высказывание «малина- не житьё».Придает оттенок удивления.

   Как видим, применение восклицательного знака  активирует наше понимание и восприятие предложения. На письме без восклицательного знака,действительно, не обойтись.

Отзыв на сочинение- рассуждение №1.

   В сочинении понравилось вступление и заключение. Основная часть как- то оторвана от вступления. Но в целом понравилось. Заставляет задуматься о роли восклицательных предложений и восклицательного знака в частности в предложении.

2текст.     На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

    К примеру, в предложении(« Но как он их преподносил!»...)обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без восклицательного знака фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак, во-первых,служит знаком завершенности предложения и,во-вторых, передает восхищение автора,придает предложению однозначный смысл, мы понимаем, что он преподносил даже самые простые цветы как- то по-своему, необыкновенно.

    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том ,что восклицательный знак необходим.

Отзыв на сочинение- рассуждение№2.

  Сочинение мне понравилось. Автор очень ярко на конкретном примере показал нам роль восклицательного знака в предложении. Прочитав текст, задумываешься о том, какую роль играет восклицательный на письме. Я полностью согласна с автором в том, что восклицательный знак не заменим на письме.

3 текст сочинения- рассуждения.

   Я считаю, что на письме без восклицательного знака нельзя обойтись.

   Восклицательный знак обозначает границу предложения(« Примите восхитительный, мой пламенный привет!»)Следовательно, он разделяет предложения в тексте, помогая точно понимать написанное. Наличие восклицательного знака в конце предложения помогает автору передать восклицательную интонацию( «Он встретил смерть лицом к лицу,как в битве следует бойцу!»),душевное состояние героя. Стоит заменить восклицательный знак, допустим, на точку, смысл предложения изменится.

   Без сомнения,восклицательный знак- очень важный пунктуационный знак!

Отзыв на сочинение- рассуждение №3.

   Сочинение мне понравилось. Автор привел в пример яркие предложении. Автор привел аргументы в доказательства своему тезису. Текст заставляет задуматься над ролью восклицательного предложения в предложении. Согласна с автором в том,что восклицательный знак необходим в предложении, без него никуда!

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. « Русский язык. ЕГЭ.Практикум 3(С)» Автор:Г.Т. Егораева,Издательство «ЭКЗАМЕН»,МОСКВА.2011.
  2. «Русский язык 10-11 классы» Авторы:Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин,М.А.Мищерина,Издательство «Русское слово»,Москва,2009.
  3. «Русский язык. ГИА. Практикум».Автор: Г.Т.Егораева,Издательство «ЭКЗАМЕН»,2011.
  4. « Из истории русской пунктуации». Статья.Н.Г.Гольцова.2009.
  5. « Возникновение и развитие письма».В.А.Истрин.,Москва,1965.
  6. Лекции курса.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи...

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...

Урок по русскому языку "В мире синтаксиса и пунктуации. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

На уроке показана подготовка к экзамену. Сочинение по лингвистике вызывает затруднение у обучающихся....