Презентация "Имя существительное"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставь нужное окончание в выделенном слове? В синем неб… летала ласточка. И Е
подсказка И.п. кто? что? ( -а, -я, -о, -е + нулевое окончание) Р.п. кого? чего? ( -ы, -и, -а, -я) Д.п. кому? чему? ( -и, -е, -у, -ю) В.п. кого? что? ( -о, -е, -я, -у, -ю + нулевое окончание) Т.п. кем? чем? ( -ом, -ем, -ой, -ей, -ю) П.п. о ком? о чем? ( -е, -и, -ии)
Выбери верное утверждение. Имена существительные не изменяются по падежам Имена существительные изменяются по числам и падежам Имена существительные изменяются по родам
Подсказка №1 Существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что? Постоянные признаки : собственное / нарицательное, одушевленное / неодушевленное, род, склонение. Непостоянные признаки : падеж, число
Подсказка №2 И .п. астра астры Р. п. астры астр Д. п. астре астрам В. п. астру астры Т. п. астрой астрами П. п. (о) астре (об) астрах
Определи падеж выделенного существительного. Школьники берегут книги. В. п. Р. п. И. п.
Подсказка №1 Падеж имен существительных во множественном числе определяется так же, как и у существительных в единственном числе: по вопросу, по предлогу, по роли в предложении.
Подсказка №2 Чтобы не спутать винительный и именительный падежи существительных, следует вместо данного слова подставить существительное 1-го склонения ед.ч. и выделить в нём окончание: -у - винительный падеж, -ы - родительный падеж.
В форме какого падежа имена существительные всегда употребляются с предлогом? в именительном в родительном в предложном в дательном
Подсказка Именительный падеж в предложении всегда употребляется без предлога. Все остальные падежи употребляется как с предлогами, так и без. Предложный падеж употребляется всегда только с предлогом ( о друге, о весне).
В форме какого падежа имена существительные никогда не употребляются с предлогами? именительного родительного предложного дательного
Укажи существительное 3-го склонения С картофелем Без вермишели С товарищем ходьба
Подсказка К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а(-я) в именительном падеже единственного числа. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о(-е) в начальной форме. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме (на конце этих существительных пишется ь ).
Укажи существительное 1-го склонения Без соли В лазури По речке После дождя
Определи род имени существительного шампунь . Ж. р. М. р. С. р. Общего рода
подсказка М. р. (нулевое окончание) Ж. р. ( -а, -я ) С. р. ( -о, -е )
Выбери правильный вариант продолжения утверждения Мягкий знак на конце слова в начальной форме после шипящих пишется … У имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений У имен существительных 1-го склонения У имен существительных 2-го склонения У имен существительных 3-го склонения
Подсказка №1 Начальная форма имени существительного: единственное число, именительный падеж(дуб, ромашка, небо, дочь)
Подсказка №2 Ь пишется в начальной форме существительных 3-го склонения: рожь, ночь, брошь . Ь не пишется в начальной форме существительных мужского рода 2-го склонения: пляж, калач и существительных женского рода 1-го склонения в форме родительного падежа: (нет) крыш, рощ, луж .
Определи падеж выделенного существительного Над озером кружились чайки . Р. п. П. п. Д. п. Т. п.
Подсказка №1 Чтобы определить падеж существительного, надо: найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос; по вопросу и предлогу определить падеж.
Подсказка №2 И. п. (кто? что?) предлогов нет Р. П. (кого? чего?) от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме… Д. п. (кому? чему?) к, по. В. п. (кого? что?) через, про, в, на, за… Т. п. (кем? чем?) над, между, с, за, под… П. п. (о ком? о чём?) при, о, об, в, на…
Определи синтаксическую функцию выделенного имени существительного. Дом стоял на берегу озера. Подлежащее Дополнение Обстоятельство
подсказка Синтаксическая роль существительных в предложении Подлежащее (В лесу распустились подснежники. ) Дополнение (Цветы издавали приятный аромат. ) Обстоятельство ( В долине лежал туман.) Несогласованное определение (Лепестки роз осыпались.) Именная часть составного сказуемого (Книга – источник знаний.) Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
Определи падеж выделенных слов. Поселок находится на берегу озера. Молодежь построила красивый поселок. И. п . в обоих предложениях; В 1-ом и. п., во 2-ом в. п. В 1-ом в. п., во 2-ом и. п.
подсказка Существительное в именительном падеже является в предложении главным членом и никогда не употребляется с предлогом. Существительное в винительном падеже является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без предлога.
Определи падеж выделенных слов. Ребята приехали на вокзал . На вокзале они встретили своих друзей . 1. В 1-м предложение И . п , во 2-м П . п. 2. В обоих предложениях В . п . 3. В 1-м предложении В . п , во 2-м П . п .
Подсказка Существительные в В . п с предлогами в , на отвечают на вопросы на что? во что?(куда?) Существительные в предложном падеже с предлогами в , на отвечают на вопросы в чём? на чём?(где?)
Определи склонение выделенного существительного. Рисовать карандашом 2-ое склонение 1-ое склонение 3 - е склонение
Подсказка №1 Чтобы определить склонение имени существительного , его нужно поставить в начальную форму (именительный падеж единственного числа) .
Подсказка №2 К 1 скл. относятся существительные ж. р. и м. р. с окончаниями –а, -я в И. п. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и ср. р. с окончаниями –о, -е в И. п. К 3 скл. относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в И. п.
Вставь нужное окончание в выделенное слово предложения. Летом ребята отдыхали в спортивном лагер … . Е И
Подсказка №1 Чтобы правильно написать безударное окончание существительного , надо: 1) определить падеж 2) определить склонение 3) вспомнить окончание существительного этого склонения в данном падеже .
Склонения, окончания Па- Дежи 1-е склонение Ед.ч Мн. ч. 2-е склонение Ед. ч. Мн. ч. 3-е склонение Ед. ч. Мн. ч. Именительный Родительный -а/-я -ы/-и -ы/-и нулев нулев, -ы/и, -о/-е -а -а/-я -ов/-ев, нулев. нулев -и -и -ей Дательный Винительный -е -ам/ям -у/-ю -ы/-и -у/-ю -ам/ям нулев, ов/ев, -о/-е ей,а,и -и -ам нулев -ей,-и Творительный Предложный -ой/-ей ами/ями -е -ах/ях ом/ем ами/ями -е -ах/ях -ю -ами -и -ах/ях Подсказка №2
Определи в каком столбике перечислены только существительные множественного числа. Дома Комнаты Края Крылья Мосты Деревня
Подсказка Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: сёла , моря .
Определи падеж выделенного существительного в предложении. Ребята сделали к весне скворечники . 1 . В . п 2 . И . п 3 . Р . п
Подсказка Падеж имён существительных во множественном числе определяется так же , как и у существительных в единственном числе: по вопросу, предлогу и роли в предложении .
Определи род выделенного имени существительного в предложении. На перемене все учителя собрались в учительской . М . р. Ж . р. Ср . р.
подсказка Множественное число М . р. (-ы , -и , -а ,- я); пеналы , берега Ж . р. (-ы , -и); улицы , площади Ср . р. (-а , -я ,- и); озера , моря , яблоки
Вставь пропущенную букву в суффиксе выделенного существительного. У меня в кармане лежал маленький ключ … к. и е
Подсказка Чтобы правильно написать гласную в суффиксах существительных -ек-, -ик- , надо эти существительные просклонять: если при склонении гласная выпадает (так называемая беглая гласная) , то в суффиксе пишется е , а если гласная не выпадает , то пишется и : кузнеч и к - кузнечика, горош е к – горо шк а.
Вставь во все слова нужную пропущенную букву . ра…сказ , ра…думье, ра … сол , бе.. . дельник с з
Подсказка В приставках , оканчивающихся на з/с , перед гласными и звонкими согласными пишется з , а перед глухими согласными – с .
Вставь в данные существительные нужную букву. Земл … трясение Гряз…лечебница Солнц…защита Овощ … хранилище 1. е 2. о
подсказка В сложных словах ( существительных) после твердых согласных пишется соединительная гласная о , а после мягких согласных , шипящих и ц пишется -е .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...