Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnyy_kurs_7_klass.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
«Согласовано» Руководитель ШМО __________/ Г.И.Литвишкина/ Протокол № ___ от «__»__________2016г. | «Согласовано» Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского» _____________/Л.Г.Валантырь/ «__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №15 с. Преображенского» _____________/_С.И.Красницкий__/ Приказ № ___ от «__»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,
по русскому языку (Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний), 7 класс
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование целесообразности спецкурса “Комплексный анализ текста”.
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания. Спецкурс для 7 класса “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Направленность образовательной программы.
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Спецкурс “Комплексный анализ текста” и предоставляет нам такую возможность.
Программа спецкурса “Комплексный анализ текста” предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, с наставником.
Данная программа модифицирована, составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2012) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2012).
Программа является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы спецкурса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА.
Актуальность. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.
Цели программы:
- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребёнка;
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
- Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Особенности программы.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие “Русский язык. Комплексный анализ текста. 6– 8 классы” Малюшкина А.Б., “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам” Т.В. Губернской. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Учебно – тематическое планирование
по спецкурсу «Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний»
Класс 7
Учитель Литвишкина Галина Ивановна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых зачетов 2 ч.
Планирование составлено на основе:“Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2012) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование спецкурса 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Текст. | 10 | |||
1. | Текст. | 1 | 3.09 | |
2. | Тема и основная мысль (идея) текста. | 1 | 10.09 | |
3. | Тема и основная мысль (идея) текста. | 1 | 17.09 | |
4. | Способы связи предложений в тексте. | 1 | 24.09 | |
5. | Способы связи предложений в тексте. | 1 | 01.10 | |
6. | Формы словесного выражения | 1 | 08.10 | |
7. | Устная форма словесного выражения | 1 | 15.10 | |
8. | Письменная форма словесного выражения | 1 | 22.10 | |
9. | Устная форма словесного выражения | 1 | 29.10 | |
10. | Письменная форма словесного выражения | 1 | ||
Раздел 2. Роды, виды и жанры словесности. | 25 | |||
11 | Роды, виды и жанры словесности | 1 | ||
12. | Понятие рода, вида и жанра словесности | 1 | ||
13. | Роды словесности | 1 | ||
14. | Виды и жанры словесности | 1 | ||
15. | Эпическое произведение. | 1 | ||
16. | Литературный герой эпического произведения. | 1 | ||
17. | Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. | 1 | ||
18. | Лирическое произведение | 1 | ||
19. | Особенности языка в лирическом произведении | 1 | ||
20. | Особенности языка в лирическом произведении | 1 | ||
21. | Драматическое произведение | 1 | ||
22. | Драматическое произведение | 1 | ||
23. | Драматическое произведение. Зачёт. | 1 | ||
24. | Языковые средства выражения характеров в драматическом произведении | 1 | ||
25. | Сюжет драматического произведения | 1 | ||
26. | Сюжет драматического произведения | 1 | ||
27. | Средства языка художественной словесности | 1 | ||
28. | Средства языка художественной словесности | 1 | ||
29. | Средства языка художественной словесности | 1 | ||
30. | Средства художественной выразительности | 1 | ||
31. | Метафора как средство художественной выразительности | 1 | ||
32. | Олицетворение как средство художественной выразительности | 1 | ||
33. | Метонимия как средство художественной выразительности | 1 | ||
34. | Синекдоха как средство художественной выразительности | 1 | ||
35. | Итоговое занятие. Зачёт. | 1 | ||
Всего | 35 |
Содержание тем учебного курса.
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.
Роды, виды и жанры словесности. Понятие рода, вида и жанра
Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.
Средства языка художественной словесности.
Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения специального курса ученик должен знать /понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание, тему, основной авторский замысел литературных произведений;
-связь произведений с историей и развития литературы; уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять основные части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения;
-выделять темы и формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героев произведений;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств, лексики и др.;
-сопоставлять тематические близкие произведения русской и региональной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру;
-вступать в диалог в связи с изученными произведениями;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать произведения;
-владеть различными видами пересказа.
Учебно-методическое обеспечение
- Альбеткова Р.И. “Основы русской словесности (От слова к словесности)”
- Губернская Т.В. “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам”
- Малюшкина А.Б.,“Русский язык. Комплексный анализ текста. 6– 8 классы”
- Никитина Е.И. “Развитие связной речи. 5-9 класс”
- Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2008
Список литературы
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. Гриф МО.
- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1985.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.10-е изд.стер. М.,1999.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – С-Пб., 2002.
- Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.
- Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1997.
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.,1991.
- Зинович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 2002.
- Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. - Ростов-на-Дону, 1995.
- Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. – М., 1995.
- Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. 4-е изд. Доп. – М., 1999.
- Орфографический словарь / Под ред. В.В. Лопатина и др. – М., 1998.
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1987.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994 (любое издание).
- Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.
- Словарь сочетаемости слов русского языка. - М.,1983.
- Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. 2-е изд., стер. – М.,1999.
- Формановская Н.И. Речевой этикет. - М.,1990.
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М.,1997.
Приложение
Тест
Найти предложения с речевыми ошибками:
1. А. В столице туристы ходили в музеи, театры, кино.
Б. Везде: на улицах, площадях, парках – ощущался приход весны.
В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
2. А. Я люблю хоккей, бокс и плавать в бассейне.
Б. Таня говорила долго и с большим чувством.
В. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.
3. Подобрать антоним к слову:
А. Идентичный
Б. Тривиальный
4. Указать слово, в котором ударение падает на первый слог:
А) це-мент
Б) ат-лас (ткань)
В) на-ча-та
Г) фор-зац
5.Выберите из скобок подходящий вариант
Для регулярного посещения заведений подобного класса необходимо приобрести (абонент - абонемент).
На улице было холодно, и мама (одела - надела) ребёнку тёплую шубу.
Редактор прочитал рукопись и внёс в неё некоторые (стилевые - стилистические) поправки.
Шкатулка была настолько мала, что трудно было (осмотреть - рассмотреть) надпись.
В этом сезоне в моду опять входит (искусный - искусственный) шёлк.
Результатам долгих и нелёгких переговоров явилось подписание (договора-договорённости).
Суд признал подсудимого (виновным - виноватым) в подделке денег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"
Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов, поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС
В старших классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...
Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »
. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....