Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnyy_kurs_7_klass.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского

Буденновского района»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/ Г.И.Литвишкина/                                          

Протокол № ___

от «__»__________2016г.

«Согласовано»

Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского»

_____________/Л.Г.Валантырь/

«__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №15 с. Преображенского»

_____________/_С.И.Красницкий__/

Приказ № ___

от «__»__________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,

по русскому языку (Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний), 7  класс

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2016 г.

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Обоснование целесообразности спецкурса “Комплексный анализ текста”.

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания.  Спецкурс для 7 класса “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Направленность образовательной программы.

Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Спецкурс “Комплексный анализ текста” и предоставляет нам такую возможность.

Программа спецкурса “Комплексный анализ текста” предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, с наставником.  

Данная программа модифицирована, составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2012) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2012).

Программа является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы спецкурса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА.

Актуальность. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.

Цели программы:

  • Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
  • Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребёнка;
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
  • Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.

Особенности программы.

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие “Русский язык. Комплексный анализ текста. 6– 8 классы” Малюшкина А.Б., “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам” Т.В. Губернской. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

   

  Учебно – тематическое планирование

по спецкурсу «Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний»

Класс 7

Учитель  Литвишкина  Галина Ивановна

Количество часов

Всего  35  часов; в неделю 1 час.

Плановых зачетов  2 ч.

Планирование составлено на основе:“Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2012) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2012.

Календарно-тематическое планирование спецкурса 7 класс

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Текст.

10

1.

Текст.

1

3.09

2.

Тема и основная мысль (идея) текста.

1

10.09

3.

Тема и основная мысль (идея) текста.

1

17.09

4.

Способы связи предложений в тексте.

1

24.09

5.

Способы связи предложений в тексте.

1

01.10

6.

Формы словесного выражения

1

08.10

7.

Устная форма словесного выражения

1

15.10

8.

Письменная форма словесного выражения

1

22.10

9.

Устная форма словесного выражения

1

29.10

10.

Письменная форма словесного выражения

1

Раздел 2. Роды, виды и жанры словесности.

25

11

Роды, виды и жанры словесности

1

12.

Понятие рода, вида и жанра словесности

1

13.

Роды словесности

1

14.

Виды и жанры словесности

1

15.

Эпическое произведение.

1

16.

Литературный герой эпического произведения.

1

17.

Особенности языкового выражения  содержания в эпическом произведении.

1

18.

Лирическое произведение

1

19.

Особенности языка в лирическом произведении

1

20.

Особенности языка в лирическом произведении

1

21.

Драматическое произведение

1

22.

Драматическое произведение

1

23.

Драматическое произведение. Зачёт.

1

24.

Языковые средства выражения характеров в драматическом  произведении

1

25.

Сюжет драматического произведения

1

26.

Сюжет драматического произведения

1

27.

Средства языка художественной словесности

1

28.

Средства языка художественной словесности

1

29.

Средства языка художественной словесности

1

30.

Средства художественной выразительности

1

31.

Метафора как средство художественной выразительности

1

32.

Олицетворение как средство художественной выразительности

1

33.

Метонимия как средство художественной выразительности

1

34.

Синекдоха как средство художественной выразительности

1

35.

Итоговое занятие. Зачёт.

1

Всего

35

Содержание тем учебного курса.

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.

Роды, виды и жанры словесности. Понятие рода, вида и жанра

Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении.

Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.

Средства языка художественной словесности.

Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения специального курса ученик должен знать /понимать:

        -образную природу словесного искусства;

        -содержание, тему, основной авторский замысел литературных произведений;

        -связь произведений с историей  и развития литературы; уметь:

        -воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять основные части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        -определять род и жанр произведения;

-выделять темы и формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героев произведений;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств, лексики и др.;

-сопоставлять тематические близкие произведения русской и региональной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру;

        -вступать в диалог в связи с изученными произведениями;

        -выявлять авторскую позицию;

        -выразительно читать произведения;

        -владеть различными видами пересказа.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Альбеткова Р.И. “Основы русской словесности (От слова к словесности)”
  2. Губернская Т.В. “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам”
  3. Малюшкина А.Б.,“Русский язык. Комплексный анализ текста. 6– 8 классы”
  4. Никитина Е.И. “Развитие связной речи. 5-9 класс”
  5. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2008

Список литературы

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. Гриф МО.
  3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1985.
  4. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.10-е изд.стер. М.,1999.
  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
  6. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – С-Пб., 2002.
  7. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.
  8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1997.
  9. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.,1991.
  10. Зинович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 2002.
  11. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. - Ростов-на-Дону, 1995.
  12. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. – М., 1995.
  13. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.
  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. 4-е изд. Доп. – М., 1999.
  15. Орфографический словарь / Под ред. В.В. Лопатина и др. – М., 1998.
  16. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1987.
  17. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994 (любое издание).
  18. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.
  19. Словарь сочетаемости слов русского языка. - М.,1983.
  20. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. 2-е изд., стер. – М.,1999.
  21. Формановская Н.И. Речевой этикет. - М.,1990.
  22. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М.,1997.

Приложение

Тест

Найти предложения с речевыми ошибками:

1. А. В столице туристы ходили в музеи, театры, кино.

    Б. Везде: на улицах, площадях, парках – ощущался приход весны.

    В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

2. А. Я люблю хоккей, бокс и плавать в бассейне.

    Б. Таня говорила долго и с большим чувством.

    В. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.

 3. Подобрать антоним к слову:

   А. Идентичный                                

   Б.  Тривиальный             

         

4. Указать слово, в котором ударение падает на первый слог:

   А) це-мент

    Б) ат-лас (ткань)

    В) на-ча-та

    Г) фор-зац

5.Выберите из скобок подходящий вариант

 Для регулярного посещения заведений подобного класса необходимо приобрести (абонент - абонемент).

На улице было холодно, и мама (одела - надела) ребёнку тёплую шубу.

Редактор прочитал рукопись и внёс в неё некоторые (стилевые - стилистические) поправки.

 Шкатулка была настолько мала, что трудно было (осмотреть - рассмотреть) надпись.

 В этом сезоне в моду опять входит (искусный - искусственный) шёлк.

 Результатам долгих и нелёгких переговоров явилось подписание (договора-договорённости).

 Суд признал подсудимого (виновным - виноватым) в подделке денег.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"

Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов,  поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС

        В старших  классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....