Проект урока "Учимся писать письмо"
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Учебный проект состоит из одного урока и внеурочной деятельности. В ходе урока дети учатся отличать письмо от других текстов по его признакам, собирать сведения из различных источников, определять тему письма, получают навык составления личного письма, учатся адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_uchimsya_pisat_pisma.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Ратманова Е.К.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большемокринская СШ
Кстовский район
1.Тема урока: Учимся писать письма
Предмет: Русский язык
Класс: 5
2. Тип урока: учебно-познавательный (формирование новых знаний)
Учебный проект состоит из одного урока и внеурочной деятельности. На уроке обучающиеся осуществляют предпроектную диагностику, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают модель проектного продукта и осуществляют корректировку плана действий. Во время внеурочной деятельности обучающиеся создают проектный продукт, презентуют полученные продукты и производят взаимооценку. При рефлексии проекта обучающиеся должны зафиксировать, где можно в дальнейшем использовать полученные проектные продукты, как можно будет использовать опыт работы над этим проектом при решении других проблем.
3. Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Развиваемые УУД:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.
4. Предметное содержание урока:
Письмо -1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3.система графических знаков для передачи, запечатления речи.4.Манера удожественного изображения.
(С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Адрес (фр.) – надпись на письме, посылка, бандероли,указывающая получателя и место назначения
.Адресат (фр.) – получатель, тот, кому адресовано псьмо, посылка, телеграмма.
Индекс – условное обозначение населенного пункта.
Виды письма: личные, дружеские, официальные, деловые, поздравительные,
благодарственные, письмо в газету.
В разработке урока по теме: «Учимся писать письма» на этапе вызова использован приём наблюдение, приём смысловых ассоциаций, словарная работа; на стадии осмысления - работа с текстом, погружение в вымышленную ситуацию, лингвистический практикум; на этапе рефлексии-эссе «Что нового я узнал на уроке». В ходе проекта дети учатся отличать письмо от других текстов по его признакам, собирать сведения из различных источников, определять тему письма, получают навык составления личного письма, учатся адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.
5. Деятельностное содержание урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы (элементы конструктора) | Средства | Организационная форма | Результат этапа |
Подготовительный | Представляет для рассмотрения письмо | Соотносят известную информацию и неизвестную, обсуждают текст, отвечают на вопросы, сами задают вопросы. | Задание «Работа с текстом» (приложение 1) Эвристическая беседа Метод смысловых ассоциаций | Слайд 1 «Письмо маме» Слайд 2 «Виды писем» | Группы по 4 человека | Составлен ассоциативный ряд слов по теме «письмо» Запись определения слова «письмо» |
Организует наблюдение над материалом. | Называют признаки текста, определяют стиль речи, подбирают ассоциативный ряд к слову «письмо», выясняют значение слова, называют виды писем. | |||||
Проектировочный | Содействует формулировке учащимися проблемы: Как правильно писать письма? Какими они бывают? | Формулируют проблему: Что необходимо знать о письме и чему мы должны научиться, чтобы написать письмо? | Группы по 4 человека | Сформулированные проблема и цель проекта, формы проектного продукта в группах. | ||
Способствует формулировке и фиксации цели проекта: - Как можно решить данную проблему? | Формулируют цель проекта: ознакомиться с основными правилами написания письма; узнать, из каких частей состоит письмо. Предлагают возможные варианты решения проблемы (варианты проектных продуктов): оформить стенд, сделать буклеты, таблицы, схемы, синквейны, разработать классные часы и т.д. В группах определяют модель своего проектного продукта. | |||||
Участвует в определении учащимися шагов по достижению цели проекта (плана), и определению критериев оценки проектного продукта. | Совместно планируют деятельность по достижению цели, определяют перечень критериев для оценки проектных продуктов. План и критерии фиксируют. | «Маршрутная карта» (Приложение 2) «Критерии для оценки» (Приложение 3) | Слайды (в электронном виде), доска | Разработанный план действий. Разработанные критерии. | ||
Реализация | Организует работу в проектных группах по зафиксированному плану, консультирует, наблюдает за работой групп. Организует первичное узнавание и определение тона обращения. Организует работу с конвертом. | Определяют функции участников проектной группы в соответствии с планом. На основе анализа письма выявляют особенности написания письма, делают вывод о композиции письма: как построено письмо, из каких частей оно состоит, сравнивают свои выводы с таблицей. В группах определяют тон обращения в письмах. Выполняют творческую работу «Пишу письмо маме» Обсуждают правила заполнения конверта Результаты работы с информацией оформляют в форме определённой модели проектного продукта. | Задание : работа с текстом «Письмо маме» ( приложение 1) Практическая работа по заполнению конверта
| Слайд 3 «Композиция письма» Бумага, ручки Раздаточный материал (карточки с обращениями) Слайд 4 «Конверт» | Группы по 4 человека Индивидуально Группы по 4 человека | Разработанные модели проектных продуктов Письмо маме |
Организация и участие в представлении моделей проектных продуктов группами, обсуждении. | Представление группами своих моделей проектных продуктов. | Группы по 4 человека | Представленные модели проектных продуктов Заполненные оценочные карты | |||
Оценка и рефлексия | Организация рефлексии урока (организация заполнения оценочных карт, высказываний групповых решений) Подводит итоги , обобщает результаты оценки моделей | Заполнение оценочных карт. Корректировка действий, которые будут осуществляться вне урока. | Задание: написать эссе «Что нового я узнал на уроке?» | индивидуально | Оценка уровня проявления проектных действий | |
Домашнее задание | Объявляет домашнее задание | Написать письмо (другу, подруге, президенту ит.д.) | §43, упр.215 | учебник | индивидуально |
Приложение 1
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
Любящий тебя сын.
Слайд 3
Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Вступление | 1.Приветствие 2.Обращение 3.Место написания 4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом | Здравствуйте! Привет! Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д. Имя и все его формы |
Основная часть | Изложение информации, с которой хочет поделиться автор. Сообщение интересующей адресата информации | Рад сообщить… Хотел бы рассказать… Новостей немного… Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д. |
Заключение | 1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать. 2.Дата написания письма, подпись (имя автора). 3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме. | С уважением… Уважающий Вас… Всегда Ваш… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего доброго! Передавай привет… Прощай!
|
Слайд 4
«Заполнение конверта»
Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать следующим образом:
в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);
в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):
наименование адресата(для граждан это фамилия, имя, отчество);
название улицы, номер дома, номер квартиры;
название населённого пункта(города, посёлка и т.д.);
название района;
название края, республики;
название страны,
почтовый индекс.
Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.
Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Приложение 2.
Задание «Маршрутная карта»
Цель: формирование компетентностей по планированию учебной деятельности
Задание :
1. Определить шаги по созданию проектного продукта
2. Проверить правильность шагов («подсказка» у педагога а раздаточном материале)
3. Последовательность действий в плане («подсказка»)
3.1 Собрать необходимую для создания продукта информацию:
3.1.1 Определить круг источников,
3.1.2. Найти в источниках нужную информацию,
3.1.3. Выбрать необходимую информацию
3.2Разработать модель подачи информации
3.3.Создать и оформить проектный продукт
3.4.Подготовить презентацию проектного продукта
Приложение 3.
Задание «Критерии оценки модели продукта»
Цель: формирование компетентностей по определению критериев оценки результатов деятельности.
Задание : Разработать критерии, по которым можно оценить созданные модели проектных продуктов:
Возможные критерии («подсказка»):
1.Качество отобранного материала:
*полнота содержания
*доступность изложения
2. Структура проекта:
*в работе плохо просматривается структура,
* в работе присутствует большинство структурных элементов
3.Оформление модели проектного продукта:
* работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки,
* работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно,
* работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно
Приложение 4.
Задание «Оценка моделей»
Цель: формирование компетентностей по оценке проектного продукта и аргументации своего мнения
Задание :
1. В процессе проведения представлений моделей проектных продуктов в группе оценить их качество, использую таблицу:
Критерий | Группа№1 | Группа№2 | Группа№3 | Группа№4 |
1.Качество отобранного материала | ||||
полнота содержания-1б | ||||
доступность изложения-1б | ||||
2.Структура проекта | ||||
в работе плохо просматривается структура-0б | ||||
в работе присутствует большинство структурных элементов -1б | ||||
3.Оформление модели продукта | ||||
работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки -1б | ||||
работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно -2б | ||||
работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно-3б | ||||
Итого: |
2. После презентаций озвучить свою оценку и аргументировать групповое мнение
Карточка личного контроля
1 этап | Я знаю все композиции части письма и речевые формулы, используемые в письме. |
2 этап | Я умею определить тон обращения и писать основную часть письма. |
3 этап | Я знаю правило заполнения конверта и умею его подписывать. |
4 этап | Мое письмо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Умеем ли мы писать письма
Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».
Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....
Конспект и презентация по развитию речи (Как писать письмо. Как писать поздравление)
Для учащихся 2 класса....
Письмо. Как писать письма?
Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма....
Урок письма на тему: "Учимся писать письма"
Урок письма...