Исследовательская работа по русскому языку "Роль знаков препинания"
проект по русскому языку (5 класс) по теме

Мушта Валентина Ивановна

 

 Актуальность темы:

Наверное, каждый человек хоть один раз в жизни задумывался над тем, правильно ли он написал свою мысль, верно ли выразил ее с помощью знаков препинания. Ведь стоит поменять местами одну маленькую запятую и смысл может измениться. Возможно, стоит поставить тут многоточие, чтобы было понятно, что автор задумался... или прибавить к вопросительному знаку в конце предложения еще и восклицательный, чтоб подчеркнуть важность вопроса?!

До сих пор среди учёных-лингвистов нет однозначного ответа на вопрос о количестве знаков препинания в русском языке. Одни назовут десять, другие – двенадцать.

3. Гипотеза

Знаки препинания не сильно сказываются на смысле текста, можно расставлять их на свое усмотрение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chumak_aleksandr.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

   

Роль знаков препинания в тексте

исследовательская работа

                                   

Выполнил:

 Чумак Александр Андреевич,

обучающийся 5 «Б» класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

Бутурлиновская  средняя общеобразовательная школа

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Бутурлиновка  2017

Оглавление

I. Введение ........................................................................................................................... 3

1. Обоснование выбора темы: ....................................................................... 3

2. Актуальность темы: ................................................................................... 3

3. Гипотеза ...................................................................................................... 4

4. Новизна исследования ............................................................................... 4

5. Цель работы: ............................................................................................... 5

6.Задачи: .......................................................................................................... 5

7. Методы исследования: ............................................................................... 5

II. Первая глава. .............................................................................................. 6

1. Из истории знаков препинания ................................................................. 6

III. Вторая глава. ........................................................................................... 29

1Описание исследования ..............................................................................29

2. Обработка результатов................................................... ………………..32

3. Выводы. ..................................................................................................... 34

 IV. Третья  глава. ..........................................................................................29

1. История одной запятой из читательского опыта ...................................12

2. История одной запятой из жизни ............................................................12

3. Бессловесная переписка........................................................................... 14

V. Заключение .............................................................................................. 37

VI. Список используемых источников .......................................................39

Литература .................................................................................................... 39

Сайты в Интернете: ...................................................................................... 40

I. Введение

1. Обоснование выбора темы:

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена, казалось бы, простой теме "знаки препинания". Мне всегда было интересно, почему же тогда люди так часто ошибаются при расстановке знаков препинания, если это столь распространенный и большой раздел в изучении русского языка. Неужели дело только в изучении правил постановки знаков препинания и все зависит только от них?

Я заинтересовался данной темой после того, как  обнаружил, что очень много ошибок  допускаю именно в пунктуации. На уроках русского языка в знаках препинания возникают затруднения у большинства ребят. Во время написания контрольной работы или диктанта неверно поставленный знак препинания может превратить заветную «5» в «4», поэтому мы и уделим внимание знакам препинания.

2. Актуальность темы:

Наверное, каждый человек хоть один раз в жизни задумывался над тем, правильно ли он написал свою мысль, верно ли выразил ее с помощью знаков препинания. Ведь стоит поменять местами одну маленькую запятую и смысл может измениться. Возможно, стоит поставить тут многоточие, чтобы было понятно, что автор задумался... или прибавить к вопросительному знаку в конце предложения еще и восклицательный, чтоб подчеркнуть важность вопроса?!

До сих пор среди учёных-лингвистов нет однозначного ответа на вопрос о количестве знаков препинания в русском языке. Одни назовут десять, другие – двенадцать.

3. Гипотеза

Знаки препинания не сильно сказываются на смысле текста, можно расставлять их на свое усмотрение.

4. Новизна исследования

Мы решили изучить эту тему и на примере пункутационных правил, которые надо знать, и на интересных случаях постановки знаков препинания и их смысловом значении.

5. Цель работы:

Обратить внимание ребят на то, как важно знать правила пунктуации,  и ответить на вопрос, можем ли мы обойтись без знаков препинания или использовать их по своему усмотрению?

6.Задачи: Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

• Составить историческую справку.

• Дать характеристику разным знакам препинания.

• Привести примеры текстов разных авторов.

• Провести опрос среди разных возрастных групп

• Сделать выводы.

7. Методы исследования:

изучение источников информации по теме

• опрос

• сравнительно – сопоставительный метод

II. Первая глава

1. Из истории знаков препинания

Вначале обратимся к истории вопроса. Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его "черта", а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — "молчанкой". Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась "полуточием", восклицательный знак — "удивительным" знаком, кавычки — "пресекательным" или "отменительным" знаком, знак переноса— "единительным" знаком (или "единитным"), скобки — "вместительным" знаком (который "слово или целый разум в речь вмещает").

В 1755 году в Петербурге была напечатана "Российская грамматика" М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении втором был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.

III.  Вторая глава

  1. Описание исследования

Я проверял  тетради две недели с 5 по 10 класс и там были ошибки. Но некоторые не допускали.

  1.         5 класс  78%
  2.               6 класс   75%
  3.               8 класс    92,3%                    
  4.               9 класс    85%
  5.               10 класс   71,5%

Однородные-19

Обращения-7

Сложное-5

Прямая речь-6

Общий вывод: пунктуация подчиняется трём принципам: структурному (официальные правила), смысловому (авторский контекст) и интонационному (естественные речевые паузы). Структурный принцип придает пунктуации определённую стабильность, а два других дают возможность передать всё богатство и разнообразие смысловых оттенков и эмоций.

2. Выводы по результатам работы

Представьте такую ситуацию, которую описывает писатель А. Каневский:

«Жил-был один человек, который человек потерял запятую. Он стал бояться сложных предложений и начал искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!» [Арсирий, 1997: 23]

Эта своеобразная притча очень точно показывает, что найденные и проанализированные в данной работе примеры позволяют выявить следующую закономерность: невозможно представить русский язык без знаков препинания. Они играют важнейшую роль.

IV. Третья  глава

1. История одной запятой из читательского опыта  

Наверное, каждый знает знаменитый пример употребления знаков препинания, когда от постановки одной единственной запятой зависела жизнь человека?

Казнить нельзя, помиловать

Казнить, нельзя помиловать

Этот пример восходит к историческому факту:

Английский король Эдуард II различными притеснениями и сильными налогами, настроил против себя большинство своих подданных. Против него составили заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был заключен в замок, в котором ожидал решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое письмо, сформулированное без запятых: "Эдуарда убить не смейте бояться". Все зависело от того, как прочитать текст.

1) Эдуарда убить не смейте, бояться

2) Эдуарда убить, не смейте бояться

Тюремщики поняли уловку королевы и прочитали письмо так, как ей хотелось. Получилась "кровавая" запятая.. Эдуард был убит.

Известен случай, когда один врач в рецепте поставил Запятую не там, где следовало, а когда ночью спохватился и представил, какую непоправимую беду может принести больному неправильно понятая дозировка лекарства, то разбудил своего брата, взяли они извозчика и помчались к больному. По счастью, тот не успел ещё воспользоваться рецептом. Обошлось. Но понервничали все изрядно. А врача звали Антон Павлович Чехов.

Запятая многое может и порой дорого стоит. Очень дорого. Журналист и писатель Олег Рисс повествует, какой рекорд по части убытков поставил однажды этот знак препинания в Соединённых Штатах Америки. Из-за неверно поставленной Запятой в таможенном тарифе английские фабриканты выгадали на пошлинах за семьдесят лет 49 995 776 долларов.

Произошло это так. В 1864 году, когда в США вводился новый таможенный тариф, нескольким английским фабрикантам удалось подкупить корректоров вашингтонской типографии, читавших оттиски текста этого тарифа. Корректоры должны были только переставить запятую в графе о листовом железе, чтобы за него взималась пошлина как за обыкновенное железо. Эта махинация была раскрыта лишь через семнадцать лет. За истекшее время США и потеряли такую громадную сумму.

2. История одной запятой из жизненного  опыта  

Приведем пример из нашего времени, о котором упоминалось в самом начале работы. К Новому году в прокат вышел ремейк легендарного фильма «Джентльмены удачи» – одного из самых популярных советских фильмов, снятого в 1971 году Александром Серым. Название адаптировали: добавили всего лишь два знака препинания, звучит по-прежнему, но смысл совершенно иной – «Джентльмены, удачи!».

3. Бессловесная переписка

А иногда мы читаем знаки препинания даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!» Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания. Как вы думаете, что имели в виду писатель и издатель, когда отправили друг другу такие письма? Гюго своим восклицательным знаком спрашивал понравился ли издателю его роман, а тот, поставив восклицательный знак, как бы ответил, что "да, очень" [www.lib.nspu.ru].

V. Заключение

Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к тому, что не стоит относиться к расстановке знаков препинания только, как к скучным правилам, обязательным при изучении русского языка. Хотелось, чтобы они увидели эту тему с другой стороны, отнеслись к ней с интересом и поняли, что пунктуация гораздо многообразнее по своей сути, что она очень четко может передавать смысловое и интонационное выражение мысли.

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные."

Урок имеет несколько важных целей:1) показать, что знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи;2) рассказать о делении знаков препинания по своей функции на группы;3) описать...

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....

Интерактивный тест по русскому языку "Знаки препинания в сложносочинённом предложении"

Интерактивный тест (на основе шаблона А. А. Баженова) для обучающихся 5-го класса «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»Целевая аудитория: обучающиеся 5-го класса.УМК, авторы образовательно...