Информационно-модульный ресурс для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Русский язык"
методическая разработка по русскому языку по теме

Кравченко Лариса Николаевна

                 Важным вопросом в образовании на современном этапе является качество образования, которое основано на сохранении и фундаментальности и соответствия актуальным, перспективным потребностям личности и общества. Формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, стилистических навыков, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

                Цель создания данного информационно-модульного ресурса для самостоятельной работы по русскому языку заключается в обеспечении заданиями тех обучающихся, которые по определённым причинам отсутствовали на занятиях или желают повысить качество знаний по дисциплине.

               Информационно-модульный ресурс состоит из: информационно-дидактической части, включающей структурированные тематические модули, блок дополнительных заданий, блок разно уровневой системы закрепления и контроля знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информационно-модульный ресурс127.69 КБ

Предварительный просмотр:

НАН ЧОУ ВО АКАДЕМИЯ  МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ИМСИТ (г. Краснодар)

Информационно-модульный ресурс

Для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык»

Разработчик Кравченко Л.Н.-преподаватель русского языка и литературы.

Информационно-модульный ресурс для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык»

Аннотация.

                 Важным вопросом в образовании на современном этапе является качество образования, которое основано на сохранении и фундаментальности и соответствия актуальным, перспективным потребностям личности и общества. Формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, стилистических навыков, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Цель создания данного информационно-модульного ресурса для самостоятельной работы по русскому языку заключается в обеспечении заданиями тех обучающихся, которые по определённым причинам отсутствовали на занятиях или желают повысить качество знаний по дисциплине.

Информационно-модульный ресурс состоит из: информационно-дидактической части, включающей структурированные тематические модули, блок дополнительных заданий, блок разно уровневой системы закрепления и контроля знаний.

Дополнительные задания по дисциплине «Русский язык» носят вспомогательный характер, позволят студентам практиковаться в навыках грамотного письма. Задания созданы по принципу от простого к сложному, это дает возможность в течение определённого времени выполнить все упражнения. Задания по разделам вырабатывают чёткое представление о системе русского языка, что поможет выработать постепенное чувство языка, понять русский язык как важную составляющую современного образования. Главная особенность этого блока заключается в том, что он обеспечивает личностно-индивидуальный подход в обучении, кроме этого существует возможность постоянного пополнения, и дополнения его содержательной части.

Контроль знаний может осуществляться за счет прохождения многоуровневых тестовых заданий в режиме обучения, с корректирующими воздействиями, без и с ограничениями времени. Модульный контроль может также осуществляться за счет применения итогового теста, классического диктанта и комбинированных заданий.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: 

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • формирование обще учебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требования

 ЭВМ: Intel Celeron  1,80 ГГц

Память 3 МБ ОЗУ

Жесткий диск 430 ГБ

ОС: Windows 7

Система управления базой данных: Adobe Reader9

Объем базы данных: 1 МБ  

СОДЕРЖАНИЕ

I. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК        3

задание № 1. фонетика, орфоэпия        3

задание № 2. фонетика        12

задание № 3. орфография        15

задание № 4. морфология        18

задание № 5. пунктуация        20

задание № 6. орфография        22

задание № 7. морфология        23

задание № 8. лексика и фразеология        24

II. БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ        27

задание № 9. культура речи        27

задание № 10. морфология        29

задание № 11. пунктуация        31

задание № 12. пунктуация        32

III. БЛОК КОНТРОЛЯ        34

задание № 13. тест № 1        34

задание № 14. тест № 2        36

задание № 15. диктант        39

IV. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ        40

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        41

 

 

I. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

задание № 1. фонетика, орфоэпия.

Ответы на тесты №1 и №2  представьте в виде таблиц:

ТЕСТ №1

1

2

3

4

5

6

….

…. .

….

30

Ответ

ТЕСТ №2

1

2

3

4

5

6

….

…. .

….

30

Ответ

ТЕСТ №1. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.

1. В каком слове произносится звук [з]?

Сдача;

Позже;

Мороз;

Узкий.

2. В каком слове есть гласный [а]?

Частушка;

Пряник;

Тянуть;

Площадь.

3. В каком слове произносится согласный [д]?

Дело;

Отбросил;

Подкова;

Семнадцать.

4. В каком слове или сочетании нет звука [ы]?

Межинститутский;

К итогам;

Цирк;

Чисто.

5. В каком слове есть гласный [0]?

Обычай;

Яблоко;

Включенный;

Современное.

6. В каком слове все гласные пишутся в соответствии с произношением?

Циркуль;

Яблоко;

Овцы;

Море.

7. В каком слове нет звука [с]?

Освоить;

Перелез;

Безвкусица;

Сердится.

8. В каком слове нет согласного звука [j]?

Почтальон;

Полет;

Поет;

Вьется.

9. В каком слове произносится звук [ж]?

Мужчина;

Бедняжка;

Обжиг;

Фляжка.

10. В каком слове произносится звук [в’]?

Воевать;

Бровь;

Впадать;

Обвинять.

11. Выпишите из данного отрывка слово, в котором произносится согласный [с]:

Фрагменты книги Гинзбурга, как мне кажется, позволяют представить масштабы личности ученого и то, что он сделал в науке. Конечно, это лишь капля из великого океана, но и по ней можно судить, как велик и могуч этот океан.

12. В каком слове произносится звук [ч’]?

Счет;

Грузчик;

Песчаный;

Чемпионат.

13. В каком слове нет звука [т]?

Помощник;

Расчистить;

Подписчик;

Брусчатка.

14. В каком слове нет звука [ф]?

Лавка;

Буфет;

Впечатление;

Всюду.

15. В каком слове все согласные мягкие?

Щавель;

Веришь;

Живете;

Репетиция.

16. В каком слове все согласные твердые?

Часто;

Ружье;

Шарик;

Пушинка.

17. В каком слове произносится твердый шипящий согласный звук?

Чистый;

Целиком;

Вираж;

Жалость.

18. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

Обложка;

Школьный;

Лестница;

Сделка.

19. В каком слове (сочетании) все согласные глухие?

Из всех;

От десяти;

Под откос;

Свисток.

20. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

Гараж;

Записка;

Сделать;

Выставка.

21. В каком слове последний согласный звук – твердый?

Лыжи;

Дверь;

Плющ;

Май.

22. В каком слове первый звук – мягкий звонкий согласный?

Есть;

Жесть;

Цель;

Хитрый.

23. В каком слове последний звук – звонкий согласный?

Медь;

Нрав;

Сторож;

Мой.

24. В каком слове последний звук – твердый глухой согласный?

Обычай;

Сон;

Плов;

Ключ.

25. Укажите ошибку в характеристике звука, входящую в слово «сдаешь».

первый звук – согласный, звонкий, твердый;

второй звук – согласный, звонкий, твердый;

третий звук – гласный [а] , безударный;

четвертый звук – согласный, звонкий, мягкий;

пятый звук – согласный, звонкий, мягкий;

шестой звук – согласный, глухой, мягкий.

26. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

Юный;

Съешь;

Даль;

Йод.

27. В каком слове звуков больше, чем букв?

Семья;

Ёж;

Мёд;

Лень.

28. В каком слове четыре звука?

Шьёшь;

Лён;

Поют;

Ядро.

29. В каком слове букв больше, чем звуков?

Умывается;

Съестное;

Подъём;         

Бухгалтер.

30. Произведите фонетический разбор слова щука, дайте его фонетическую транскрипцию.

ТЕСТ № 2. ОРФОЭПИЯ.

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

Баловаться;

Добела;

Понял;

Создала.

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

Судно;

(речные) порты;

возбуждено;

квартал.

3. В каком слове ударение на третьем слоге?

Договор;

Красивейший;

Языковые (явления);

Христианин.

4. В каком слове ударение падает на последний слог?

Благовест;

Эксперт;

Дремота;

Исподволь.

5. В каком словосочетании ударение падает на предлог?

Из дома;

(раздать) по пять (штук);

(бросить) на пол;

(посмотреть) на дом.

6. В каком слове выделена буква, обозначающая безударный гласный.

Исподволь;

Навзничь;

Добела;

(задание) на дом.

7. В какой строке во всех словах ударение падает на один и тот же слог?

Сосредоточение, ворожея, запломбировать;

Сливовый, свекла, недуг;

Кедровый, кухонный, зубчатый;

Средства, красивее, облегчить.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

Посадить ирис;

Знамение;

Балованный;

Звонит.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделана верно?

Заняла;

Начала;

Клала;

Умерла.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделана верно?

Христианин;

Апостроф;

Генезис;

Танцовщик.

11. В каком слове буква, обозначающая ударный звук, выделана верно?

Торты;

донельзя;

Столяр;

Искра.

12. В каком слове ударение поставлено неправильно?

Средства;

Пуловер;

Мельком;

Обеспечение.

13. Найдите слово с вариантным ударением:

Осведомить;

Мышление;

Принудить;

Звонит.

14. Выберите правильный вариант произношения слова:

Конечно [чн] ;

Скучно [чн] ;

Девичник [чн] ;

Ничто [шт].

15. Выберите правильный вариант произношения слова:

Шинель [н’] ;

бизнес [н’] ;

энергия [н’] ;

бутерброд [т’].

16. Выберите правильный вариант произношения слова:

Антитеза [т’э] ;

Кофе [фэ] ;

Опека [п’о] ;

Декольте [дэ].

17. Выберите правильный вариант произношения слова:

Фонетика [н’] ;

Кортеж [тэ] ;

Рандеву [д’] ;

Интервью [т’].

18. Найдите слово, произношение которого указано правильно:

Це [р’] ковь;

Дермантин;

[д’] екларация;

Явства.

19. Найдите слово, в котором перед Е произносится твердый согласный:

Темп;

Неологизм;

Термин;

Шинель.

20. В каком слове ударение может быть разным в зависимости от значения:

Созыв;

Отзыв;

Призыв.

21. В каком из слов постановка ударения определяется контекстом?

Свекла;

Щавель;

Камбала;

Рожки.

22. В каком слове на месте выделенной буквы произносится твердый согласный?

Восемь;

пяТьсот;

сеМьдесят;

сеМьюдесятью.

23. В каком словосочетании произносится звук [и]?

к Игорю;

с Ирой;

до игры;

без идей.

24. Укажите номер слова, в котором, согласно орфоэпической норме, на месте буквы «г» произносится звук [х]:

«Анну Каренину» он читал по-немецки, «так как переводной язык (1) легче (2) оригинального».

25. Определите, в каком слове вместо пропуска следует вставить гласную Ё:

Аф…ра (не удалась);

(мелочная) оп…ка;

новорожд…нный (мальчик);

быти… (определяет сознан6ие).

26. Подберите существительное к прилагательному бронирОванные:

Места;

Номера;

Билеты;

Машины.

27. Подберите существительное к прилагательному языковАя:

Колбаса;

Система;

Начинка;

Нарезка.

28. Подберите существительное к прилагательному харАктерный:

Жест;

Поступок;

Актер;

Вид.

29. В каком слове ударение в кратких формах страдательных причастий прошедшего времени падает на последний слог?

Начата;

Начат;

Начато;

Начаты.

30. Укажите нормативное произношение слова «партер»:

Пар [тэ] р;

пар [тэ] р;

пар [т’] ер;

пар [т’]ер.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 2. фонетика

  1. Гласные E, Ё, Ю, Я. Выпишите слова, где гласные E, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Заячий, разъезд, съязвил, яркий, чёрный, платье, ялик, тельняшка, живётся, карьер, якорь, люди, пёс, объект, подтяжки, в бою, клятва, обезьяна, полюс, ёрничать, въедливый, устье, бьют, полюс, воля, интервью, инъекция, жёлтый, льётся.

  1. Слог. Перенос слов. Выпишите слова, правильно разделённые на слоги.

Двух-яърус-ный, двухъ-я-рус-ный, двухъ-яру-сный, двухъ-ярус-ный;

Бе-спо-кой-ная, бес-пок-ой-на-я, бес-по-кой-ная, бес-по-кой-на-я, бе-спо-кой-на-я;

Пре-вра-тить-ся, прев-ра-тить-ся, прев-ра-ти-ться, пре-вра-ти-ться, пре-врат-иться;

Грам-ма-ти-ческ-ий, гра-мма-ти-чес-кий, грам-ма-ти-чес-кий, грам-мат-ичес-кий, гра-ммат-ическ-ий;

 со-ло-вьи, со-ло-вь-и, сол-о-вьи, со-лов-ьи, со-ловьи;

 и-ску-сный, ис-ку-сный, ис-кус-ный, искус-ный.

  1. Правописание звонких и глухих согласных. Перепишите и вставьте пропущенные буквы.

Сильные заморо…ки, сладкая коври...ка,наглая ло…ь, жу…кий сон, беспло…ные усилия, постоянно тунея…ствовать, по…чевать гостей, наши гре..цы, ни..кий балл, ро…кий мальчик, смятая бума…ка, надеть варе…ку, дер…кий поступок, белая изморо…ь, чайное блю…це, жёлтая ку…шинка, горбу…ка хлеба, ручной тормо…, во…зальня площадь, отважный разве…чик, старая уса…ьба, беспло…ная тень, богатое насле…ство, некрашеная деревя…ка, грубый изво…чик, насе…ка на яйцах, мелкая изморо…ь, тонкая ре…ьба.

  1. Правописание непроизносимых согласных. Перепишите, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

      Странный инци…дент, сума…шедший преступник, интриган…ский поступок, учас…твовать в битве, искусс…во танца, громко свис…нуть, гиган…кий дом, дилетан…ский подход, здра…ствовать, чу…ствовать боль, окрес…ный вид, мрачное безмол…ствие, захолус…ный городок, наперс…ница правителя, тонкие я…ства, искус…но лгать, ус…ный ответ, ненавис…ный враг, високос…ный год, ужас…ный ответ, завис…ливый человек, плохой по…черк, белый извес…няк, аген…ство недвижимости, явная опас…ность, важно шес…вовать, ненас…ный день, комендан…ский час, чудес…ный вид, безжалос…ный враг, страс…ый человек, прелес…ный вид, доблес…ный воин, напрас…но стараться, чес…вовать юбиляра, русская словес…ность, полная неизвес…ность, мес…ная знаменитость, извес…ный факт.

  1. Обозначение мягкости согласных. Перепишите, вставьте, где необходимо Ь.

Энергич…ный человек, мелоч…ный напарник, сентябр…ский день, старый бакен…щик, маленькая булавоч…ка, молоч…ный пудинг, сердеч…ный друг, июн…ский дождик, грубый камен…щик, вос…мой день, тёмная ноч…ка, звонкий колокол…чик, игрушечный телефон…чик, октябр…ская слякоть, нет подароч…ка, январ…ский вечер.

Крошеч…ная грелочка, детский бидон…чик, опытный гон…щик, воз…ми в шкафу, ноябр…ский морозец, школ…ный двор, хороший помощ…ник, огромная кос…ть, вкусный блин…чик, облач…ное небо, декабр…ский экзамен, на вет…вях, сел…ский учител…, местный зелен…щик.

  1. Ь знак после шипящих. Перепишите, вставьте Ь, где это необходимо.

Сладкая пароч…ка, маленький оборвыш…, долго возиш…ся, русская печ…, нет зрелищ…, самая глуш…, уж… поздно, шепчеш… тихо, взять реванш…, туш… для ресниц, воин могуч…, полная чуш…, назнач…те время, стрич…ся наголо, сплош… ямы, соломенный шалаш…, съеш… салат, упасть навзнич…, долго возиш…ся, готовиш…ся к экзамену, отреж…те хлеба, всегда береч…ся, намаж…хлеб, лиш… несколько, выше туч…, настоящий палач…, везёш… в вагоне, конская упряж…, совсем невмоч…, выйти замуж…, глухая полноч…, ждёш… ответа, нестись вскач…, много училищ…, спряч… подальше, очень хорош…, ударить наотмаш…, кустарник колюч…, с плеч… долой, мало неудач…

  1. Правописание Ы, И после Ц. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

      Свежие огурц…, куц…ый хвост, старый ц…ган, птиц…но гнездо, мелкая ц…фра, крутые лестниц…, цариц…н шлейф, бледнолиц…й человек, жёлтый ц…плёнок, ц…ркуль чертёжника, ц…кнуть на кого-то, сильная ц…нга, уважаемая нац…я, неприступная ц…тадель, сильный ц…клон, дикорастущий ц…корий, ц…тата из книги, акц…я правительства, панц…рь черепахи, старый ц…ник, ц…стерна с нефтью, конституц…я государства, границ… страны, ц…ферблат часов, разнообразные ц…трусовые, стоять на ц…почках, местный ц…рк, красивые птиц…, синиц… на дереве, революц…онный лозунг, современная медиц…на, жёлтый нарц…сс, куц….й хвост, информац…оный выпуск, портативная рация, исчерпать инц…дент, необычный аукц…он, операц…онный стол, севильский ц…рюльник, ц…вилизованный человек, громкая овац…я, удалые молодц…, мощный мотоц…кл, фонетическая транскрипц…я, вредная бац…лла, номер гостиниц…, администрац…я театра, ц…гейковая шуба, лисиц…ны слова, железнодорожная станц…я.

  1. Гласные после шипящих. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

      Золотая рощ…, ш…повник цветёт, разноцветный параш…т, ч…ть-ч…ть подвинуться, большая площ…дь, диетическая пищ…, кислый щ…вель, тонкая брош…ра, маленький ж…ровик, сильно сощ…риться, красивая ч…шка, настоящие ч…деса, кач…ть воду, тугая пруж…на, хитрый ш…мпанзе, площ…дка для игр, аж…рные ч…лки, навещ…ть друга, долгое ож…дание, строгое ж…ри, плавить ч…гун, симпатичные зайч…та, мыш…ная нора, заж…точный человек, настоящий нач…льник, дорогие лыж…, породистая овч…рка, ч…десный вид, щ…чий омут, дож…даться ответа.

  1. Правописание О, Ё, Е после шипящих. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

Тонкая беч…вка, зелёный горош…к, вредная девч…нка, деш…вый товар, знаменитый дириж…р, полностью опусташ…н, парч…вый костюм, укутаться плащ…м, плюш…вый мишка, звонкая пощ…чина, крупный ж…лудь, затуш…вывать чертёж, крошечная распаш…нка, новая расч…ка, частая реш…тка, тёмный капюш…н, всё нипоч…м, он смеш…н, прекрасно танц…вать, короткая ноч…вка, ож…г руку, ож…г тяж…лый, отвратительный ш…винизм, маленькая руч…нка, вкусная туш…нка, длинная ч…лка, страшный ч…РТ, аккуратный ш…в, вкусный ш…колад, маленький пирож…к, ш…кировать публику, настоящий щ…голь, ш…лковые знамёна, камыш…вый навес, тихий ш…пот, странный ш…рох, писать карандаш…м, прож…рливый зверь, знакомый ш…фёр, орош…нный участок, высокая прич…ска, частое реш…то, зелёный лягуш…нок, песц…вый воротник, деш…вая вещь, ж…сткий стул, говорить общ….

        

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 3. орфография

1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О.

 1) ОСЛ__ЖНЕНИЕ

 2) ХВ__ТАТЬ

 3) К__РАТЕЛЬНЫЙ

 4) НАК__ПИТЬ ДЕНЬГИ

 5) НАСЛ__ЖДАТЬСЯ

2. Вставьте проверяемые безударные гласные (E, И, А, Я)

 1) ЗАЩ__ЩАТЬСЯ

 2) СТ__СНЁННЫЙ В СРЕДСТВАХ

 3) НАКР__НИТЬСЯ

 4) СТРАШНОЕ ПРИВ__ДЕНИЕ

 5) Ш__ПТАТЬСЯ

3. Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О.

 1) ДИ__ГОНАЛЬ

 2) АМ__РАЛЬНЫЙ

 3) УТР__МБОВАТЬ

 4) НЕГ__ДОВАТЬ

 5) ДИСЛ__КАЦИЯ

4. Вставьте непроверяемые безударные гласные (E, И, Я).

 1) МЕЛ__ОРАЦИЯ

 2) СТАЖ__РОВКА

 3) ДИЛ__ТАНТ

 4) ВИН__ГРЕТ

 5) СТ__ПЕНДИЯ

5. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О.

 1) СОПРИК__СНОВЕНИЕ

 2) ИЗЛ__ГАТЬ

 3) СОТВ__РЕНИЕ МИРА

 4) ПОР__ВНУ

 5) НЕПРИК__САЕМЫЙ

6. Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И.

 1) ОТБЛ__СК

 2) ПРИБ__РУ КОМНАТУ

 3) ПРИЧ__ТАЮЩИЙСЯ

 4) НАЧ__НАЮЩИЙ

 5) ПОДЖ__ГАТЬ

7. Вставьте О или Ё после шипящих.

 1) ПУШ__К

 2) Ш__КОВАЯ ТЕРАПИЯ

 3) ПИРОГ С АЛЫЧ__Й

 4) ИСКАЖ__ННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

 5) РЕЧ__НКА

8. Вставьте звонкие или глухие согласные.

 1) КИРГИ__КА

 2) РО__КОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 3) СИЛЬНАЯ БОМБЕ__КА

 4) КРОМЕ__НАЯ ТЬМА

 5) ПРО__ЬБА О ПОМОЩИ

9. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные.

 1) ТРОС__НИКОВЫЙ САХАР

 2) БЕЗЫСКУС__НОСТЬ

 3) ХЛЕС__НУТЬ ЛОШАДЬ

 4) КРУТАЯ ЛЕС__НИЦА

 5) ЖИВОПИС__НЫЙ ВИД

10. Вставьте в слова, где нужно, согласную.

 1) ГА__ЛЕРЕЯ

 2) ДИСКУ__СИЯ

 3) КО__ТЕДЖ

 4) ТО__НЕЛЬ

 5) КО__МЕНТАРИЙ

11. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ъ и Ь.

 1) ТРАНС__АТЛАНТИЧЕСКИЙ

 2) НЕПОД__ЁМНЫЙ ГРУЗ

 3) ИЗ__ЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

 4) ОП__ЯНЁННЫЙ

 5) РАЗ__ЯСНЕНИЕ

12. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих.

 1) СПЛОШ__

 2) РОСКОШ__

 3) СМЕРЧ__

 4) С ПЛЕЧ__ ДОЛОЙ

 5) ИЗВЛЕЧ__

13. Определите написание сложных слов.

 1) МИКРО__ХИРУРГИЯ

 2) ВИЦЕ__АДМИРАЛ

 3) МНОГО__СТОРОННИЙ

 4) ЛИТЕРАТУРНО__МУЗЫКАЛЬНЫЙ

 5) ЯРКО__ЗЕЛЁНЫЙ

14. Определите написание сложных слов с ПОЛ-.

 1) ПОЛ__ЗАРПЛАТЫ

 2) ПОЛ__ПОЛЬШИ

 3) ПОЛ__АРБУЗА

 4) ПОЛ__ШЕСТОГО

 5) ПОЛ__ЛОДЖИИ

15. Вставьте 3 или С в приставки.

 1) РА__ЖАЛОБИТЬ

 2) И__ЖАРИТЬ

 3) __ДУТЬ

 4) НИ__ПАДАТЬ

 5) БЕ__ПОДОБНО

16. Вставьте гласные в слова с ПРЕ и ПРИ.

 1) ПР__УВЕЛИЧЕНИЕ

 2) ПР__НИЖАТЬ

 3) ПР__ВОЗМОЧЬ

 4) ПР__КЛАДЫВАТЬ

 5) ПР__ЗРЕННЫЙ ТИП

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 4. морфология

1. Вставьте окончания Е или И в существительные в предложном падеже.

 1) О СВЕКРОВ__

 2) В РАЗМЫШЛЕНИ__

 3) В СИЯНЬ__

 4) ОБ АНАСТАСИ__

 5) В ЛОТЕРЕ__

2. Вставьте Е или И в суффиксы прилагательных.

 1) ВЛЮБЧ__ВЫЙ

 2) НАЗОЙЛ__ВЫЙ

 3) ДИАТОНАЛ__ВЫЙ

 4) ПОРШН__ВОЙ

 5) ЩАВЕЛ__ВЫЙ

3. Вставьте Е или И в суффиксы глаголов.

 1) РАЗВЕШ__АТЬ

 2) ЗАСТР__ВАТЬ

 3) ОДАЛЖ__ВАТЬ

 4) ПЕРЕНОЧ__ВАТЬ

 5)ОСКУД__ВАТЬ

4. Вставьте О или Ы в суффиксы глаголов.

 1) РАЗВЁРТ__ВАТЬ

 2) ПЕРЕОБОРУД__ВАТЬ

 3) ПОГЛЯД__ВАТЬ

 4) ВОЗДЕЙСТВ__ВАТЬ

 5) ПОПРОБ__ВАТЬ

5. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий.

 1) ОХРАНЯ__МЫЙ ОБЪЕКТ

 2) НЕДВИЖ__МОЕ ИМУЩЕСТВО

 3) ТЫ УБЕЖДА__ШЬСЯ

 4) ФИЛЬМ ДЕМОНСТРИРУ__ТСЯ

 5) МЫ НЕНАВИД__М

6. Вставьте гласные в окончания глаголов и суффиксы причастий.).

 1) ДУЩ__ЩИЙ КАШЕЛЬ

 2) ОНИ ХЛОПОЧ__Т

 3) ЗАДЕРЖ__ННЫЙ ДИВЕРСАНТ

 4)ОНИ ГОН__ТСЯ ЗА УСПЕХОМ

 5) ДРЕМЛ__ЩИЕ СИЛЫ

7. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные.

 1) РЬЯН__ЫЙ

 2) СТРУН__ЫЙ

 3) ЛИСТВЕН__ИЦА

 4) ПЬЯН__ИЦА

 5) КОНСТИТУЦИОН__ЫЙ

8. Вставьте, где нужно, букву Н в причастия, отглагольные

прилагательные и наречия.

 1) ИГРАН__АЯ МНОГО РАЗ ПЬЕСА

 2) НЕЗВАН__ЫЙ ГОСТЬ

 3) БЕШЕН__АЯ СКОРОСТЬ

 4) ТОЛКНУЛ НЕЧАЯН__О

 5) ПОДСТРИЖЕН__ЫЕ ВОЛОСЫ

9. Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями.

 1) НЕ__ГЛЯДЯ

 2) НЕ__ДОРОЖИТЬ

 3) НЕ__СДОБРОВАТЬ

 4) НЕ__ПРИНУЖДАТЬ

 5) ПОСТОЯННО НЕ__ДОСЫПАТЬ

10. Определите написание НЕ с прилагательными и причастиями.

 1) НЕ__УЛОВИМОЕ ДВИЖЕНИЕ

 2) НЕ__ЖЕЛАЮЩИЕ МИРИТЬСЯ
      СТОРОНЫ

 3) НЕ__СПОСОБЕН   СОПРОТИВЛЯТЬСЯ

 4) НЕ__ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА

 5) НИЧУТЬ НЕ__ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ

11. Определите написание частиц.

 1) ТО__ЛИ

 2) КОГО__ТО

 3) В ЧЁМ__НИБУДЬ

 4) ВОТ__БЫ

 5) КОЕ__КАК

12. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов.

 1) СДЕЛАТЬ НА__ЗЛО

 2) В__ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО

 3) БЕЗ__УДЕРЖУ

 4) В__ПРОДОЛЖЕНИИ РОМАНА

 5) В__СЛЕД ЗА ПИСАТЕЛЕМ

13. Определите раздельное и дефисное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов.

 1) ПО__НОВОМУ ПУТИ

 2) ПО__РУССКИ

 3) ПО__ДВОЕ

 4) В__ПЯТЫХ

 5) ЕДВА__ЕДВА

14. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний. Заштрихуйте клетки, соответствующие примерам со слитным написанием слов.

    1) От__того, кто много обещает, многого и ждут.

    2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле.

    3) Не берись за__то, чего не умеешь делать.

    4) Произошло то__же, что и вчера.

    5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 5. пунктуация

1. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами.

  1. Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
  2. Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона.
  3. Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье.
  4. На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
  5. Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.

2. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями.

  1. Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.
  2. Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.
  3. На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.
  4. Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.
  5. Море шумело__сожжённое лунным огнём.

3. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями.

  1. Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим уступала мужу в жестокости.
  2. Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.
  3. Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.
  4. Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?
  5. Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.

 4. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами.

  1. Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте.
  2. Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.
  3. В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.
  4. Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!
  5. Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.

 5. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях.

  1. Погода была тихая__и пруд словно заснул.
  2. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
  3. Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.
  4. Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.
  5. Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи, сувениры.

6. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях.

  1. Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
  2. Он не понял__одобряют ли его решение.
  3. Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.
  4. Да ты уж расскажи всё__как есть.
  5. Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.

7. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК.

  1. Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи.
  2. Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника.
  3. Я долго смотрел__как тлели угли костра.
  4. Голос у неё звенел__как у семилетней девочки.
  5. Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.

 8. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами.

  1. Прилетели зяблики__лес ожил.
  2. Я был готов любить весь мир__меня никто не понял.
  3. Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
  4. Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.
  5. Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.

9. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения.

  1. Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.
  2. Было__знаете__очень жарко.
  3. Всё получилось и__притом_замечательно.
  4. Ему никто__наверное__не был нужен.
  5. Счастье__казалось__таким огромным.

10. Поставьте, где нужно, запятые в предложении.

Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вecенним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 6. орфография

1. Переписать, подбирая проверочное слово, вставить безударную гласную корня.

О или А. Б..сиком, б..льной, в..рсистый, в..пиющий, зак..лоть, за..стрить, к..шевар,к..ренья, нак..сить, к..роткий, л..синый, л..ктевой, нагр..дной, огр..нённый, опр..вдаться, пок..яние, пор..дить, раскр..шить, упр..стить, фр..хтовать, хл..п..тливый.

Е или И. Б..гом, вып..лить, заз..ленеть, зав..нтить, ед..ничный, зас..лить, пом..рить ( друг с другом), л..кторий, м..блировать, пов..ртеть, коп..ровать, м..тодика, обд..лить, обл..ниться, поб..режье, поб..лить, пон..зовье, перем..стить, скр..вить, сп..на, скр..пление, тр..п..тать.

Вставьте нужную букву.  Кн..гиня, разм..гчить, изгл..дить, р..птание, ув..дание, загл..дение, об..дрить, обр..мление, взгл..нуть, за..вить, осл..жнять. нал..вать, поч..нить, похв..ла, уд..влять, цв..тной, пов..дырь, прит..гательный, р..бой, у..звлённый, тр.гичность, хв..стун.

2. Переписать, подбирая проверочные слова, вставить пропущенную букву.

С..ло, оп..здать, раздв..гать, зат..птать, в..сенний, выбр..сить, зв..зда, к..рмить, гн..здовье, б..р..да, ук..р..тить, бл..гов..ление, загр..ждение, зач..рованный, недок..зуемый, вопл..щённый, од..р..венеть, щ..дрота, от..ж..леть, поз..л..неть, подм..стерье, проп..сь, х..датайствовать, просв..щение, р..зарий, св..щенник, засв..тить, разл..чать, ут..пический, ш..рстяной.

Бельё пол..скать – ребёнка пол..скать; экономика разв..валась – флаг разв..  вался;  рассаду разр..дить – ружьё разр..дить; чьи-то достоинства ум..лять - о чём- то ум..лять; ветер обв..вал лицо – лиана обв..вала дерево; противников прим..рять – одежду прим..рять; травы нащ..пать – лучины нащ..пать;к старости пос..деть – на диване пос..деть; пищу прож..вать – в городе прож..вать; морские в..лы – усталые в..лы; книгу посв..тить – фонарём посв..тить; условия задачи сп..ши – к отправлению поезда сп..ши; растения ув..дали – нас друзья ув..дали.

3. Переписать, вставить букву Э или Е.

Ид..нтичный, кокт..йль, по..тический, м..рия, пюр.., ..кспр..ссия, нонс..нс, трёх..лементный, ..лектричество, ингреди..нт, пиру..т, про..кция, широко..кранный, грот..ск, ди..та, ду..ль, ду..т, лорн..т, мен..дж..р, ма..стро, мод..ль, киберн..тика, кар.., орфо..пия, тра..ктория. р..к..тир, ранд..ву, мен..стр..ль, ..фф..кт, фа..тон, д..т..ктор, с..кономить, ..кз..мпляр, ш..д..вр, ..пилог, ..ф..мерный.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 7. морфология

  1. Выпишите глаголы несовершенного вида.

Повторишь, сжечь, присоединишь, хвалить, повторить, достать, вставляешь, доставлять, достоять, достаться, укрепишь, забирать, решать, решить, написать, рекомендовать, тренировал, статься, вставить, встать, привести, решал, учится, запереть, осветил, взял, брать, перепишет, писать, летаешь.

  1. Выпишите глаголы в изъявительном наклонении.

Решили, вделал бы, решай, раскинет, помог бы, приляг, помоет, спрячь, помочь, снял, принес бы, занесли, мою, принес, вымой, клади, положат, положите, уснул бы, ехать, кривляться, заехал бы, жги, поедет, критиковал, помочь, снеси, прилягте, читаю, заснул.

  1. Вставьте пропущенную букву в суффиксах глаголов.

Заклад…вать основы, усва…вать материал, завед…вать кафедрой, преодол…вать препятствия, проповед…вать христианство, исповед…вать ислам, дочит…вать книгу, запа…вать банку, распрод…вать вещи, обусловл…вать написание книги, мотивир…вать поступок, быстро отта…вать, погляд…вать за соседом, ориентир…ваться на кого-то, совет…вать вернуться, подытож… раздел, наста…вать на своем, опазд…вать на урок, завид…вать другу, одол…вать врага, тихо бесед…вать, основ…вать университет, исслед…вать проблему, насвист…вать мотив, высме…вать глупца, слегка накрап…вать, выигр…вать матч, расхвал…вать певца, попроб…вать немного, растолк…вывать непонятное.

  1. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях глагола.

Ты во…шь, он колебл…тся, они кле…т, ты исправля…ешь, она верт…тся, ты разбуд…шь, он рассматрива…т, они брызж…т, вы трепещ…те, она гон…тся, ты отправ…шься, мы зарабатыва…м, штора поднима…тся, мы обид…м, ты постара…шься, он слыш…т, она замет…т, ты крикн…шь, вы дыш…те, они похвал…т, он откликн…тся, ты стел…шь, они ищ…т, ты пожале…шь, вы уч…те, он умо…тся, они продолж…т, ты ненавид…шь, он побре…тся, мы гре…мся.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 8. лексика и фразеология

  1. Подберите синонимы к  словам.

Бежать                                                        расплывчатый

Безупречный                                            реорганизовать

Важный                                                      рецензия

Воплощать                                                 ругать

Впечатление                                              самобытный

Гуманный                                                   свидетель

Дилетант                                                     своеобразный

Иносказательный                                     секретный

Исчерпывающий                                      старательный

Ландшафт                                                   таинственный

Мотивировать                                           тактичный

Негативный                                                тенденциозный

Описывать                                                  тождественный

Плодотворный                                           тревожиться

Превалировать                                          убедительный

Примечания                                                увлекательный

  1. Вычеркните лишнее слово в синонимическом ряду.

Выразить, сформулировать, назвать, придумать.

Воплотить, реализовать, привести, осуществить.

Употреблять, использовать, находиться, применять.

Храбрый, веселый, отважный, бесстрашный.

Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый.

Мысли, думы, размышления, чувства.

  1. Подберите антонимы к приведенным словам.

Вежливый                                                     надевать

Вечность                                                        находить

Возникать                                                      оптимизм

Гигант                                                             победа

Движение                                                      приближать

Естественный                                                свет

Забывать                                                        свобода

Завязывать                                                    создавать

Знание                                                             трагический

Искренность                                                   утверждение

Истина                                                              храбрый

Красивый                                                        цивилизация

Мирить                                                             частый

  1. Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары.

  1. Правда-ложь

Солдат-офицер

Добрый-злой

Говорить-молчать

Хлеб-булка

  1. Родной-чужой

Густой-редкий

Дерево-куст

Веник-швабра

Большой-маленький

  1. Белый-зеленый

День-ночь

Цветок-дерево

Плакать-смеяться

Единственный-многочисленный

  1. Солнце-земля

Хороший-плохой

Умный-глупый

Стол-стул

Паркет-линолеум

  1. Просторный-тесный

Берег-море

Высокий-низкий

Ранний-поздний

Люстра-бра

  1. Смешной-веселый

Утро-вечер

Радоваться-горевать

Ускакать-уехать

Ускорять-замедлять

  1. Подчеркните общеупотребительные слова в ряду устаревших.
  1. Совнархоз, брег, глаз, око
  2. Надчив, городовой, уста, рот
  3. Красноармеец, вояж, путешествие, перси
  4. Глаз, ведать, знать, чаять
  5. Вседневно, кафтан, пиджак, комиссар
  6. Гусар, рать, баскак, фонтан
  7. Виадук, мизгирь, персты, чаять

  1. Подчеркните заимствованные слова.

Авеню, жалюзи, ветрило, комментировать, можжевельник, фонтан, шоколад, пещера, акваланг, погубить, территория, календарь, император, зодчий,

Аннулировать, монитор, мышь.

  1. Подчеркните исконно русские слова.

Гренадер, кормило, спринтер, молоко, норов, брошюра, понятие, конвейер, прозаседавшиеся, штаб, созвездие, полнолуние, жюри, человечный, вундеркинд, стушеваться, партер, общественный, старание, круг, притяжение, шоколад, акварель, пальцы, посеять.

  1. Вычеркните лишние слова, оставив только синонимы фразеологизмов.

Кто наплакал – мало, вредно, глупо.

Куры не клюют – злобно, плохо, много.

Водить за нос – запоминать, требовать, огорчаться.

Как с гуся вода – нипочем, радостно, странно.

С горем пополам – грустно, еле-еле, одиноко.

В порядке вещей – аккуратно, нормально, беспорядочно.

Поставить крест – креститься, отказываться, унижать.

Прикусить язык – огорчиться, узнать, замолчать.

  1. Вычеркните лишние слова, оставив только антонимы фразеологизмов.

Рукой подать – быстро, далеко, хорошо.

Повесить нос – радоваться, узнавать, поднять.

Капля в море – мокро, много, удивительно.

Язык проглотить – вредно, болтать, униженно.

Под шумок – мешать, бегать, удовлетворять.

Вавилонское столпотворение – порядок.

СОДЕРЖАНИЕ

II. БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

задание № 9. культура речи

1. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Поставьте знак «+» напротив соответствующих предложений, которые вы считаете правильными.

  1. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
  2. В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
  3. Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.
  4. Создавая ценности, человек обновляет себя.
  5. Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.

2. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Поставьте знак «+» напротив соответствующих предложений, которые вы считаете правильными.

  1. Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.
  2. Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.
  3. Ее любовь к детям была подобна безумию.
  4. Артист был удостоен высокой наградой.
  5. Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.

3. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Поставьте знак «+» напротив соответствующих предложений, которые вы считаете правильными.

  1. Благодаря пожару сгорел большой участок леса.
  2. Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае, опоздаю минут на десять.
  3. К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.
  4. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  5. Я не смогу навестить тебя в будничный день.

4. Определите место ударения в словах. Поставьте знак «+» напротив соответствующих слов с ударением на втором слоге           

  1. ПРЕД—ЛО—ЖИТЬ
  2. ДИС—ПАН—СЕР
  3. МО—ЗО—ЛИ.
  4. СЛУ—ЧАЙ
  5. А—ГЕНТ—СТВО

5. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Поставьте знак «+» напротив соответствующих предложений, которые вы считаете правильными.

  1. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
  2. В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
  3. Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу

читателей.

  1. Создавая ценности, человек обновляет себя.
  2. Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.

6. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Поставьте знак «+» напротив соответствующих предложений, которые вы считаете правильными.

  1. Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.
  2. Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.
  3. Ее любовь к детям была подобна безумию.
  4. Артист был удостоен высокой наградой.
  5. Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.

 7. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Поставьте знак «+» напротив соответствующих предложений, которые вы считаете правильными.

    1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса.

    2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять.

    3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.

    4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

    5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 10. морфология

IV. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Вставить пропущенные буквы. Раскрыть скобки. Расставить знаки преминания.

  1. (Н…)кто другой (не)умел смеят…ся так заразительно как смеялся он.
  2. Конечно это дело следу…т поручить (н…)кому иному как наиболее опытному мастеру извес…ному всем своей ак…уратностью и проф…ес…ионализмом.
  3. (Н…)кому другому этого поручить было нельзя и все несомне…но это пон…мали.
  4. Я ц…лыми днями плав…л и заг…рал и (н…)чем иным зан…мат…ся (не)хотелось.
  5. В дверь стучал (н…)кто иной как мой стари…ный товарищ… с которым мы кажет…ся (не)виделись веч…нос…ть.
  6. Всем казалось что он а (н…)кто другой победит в схватке.
  7. Вероятно уже было извес…но что он а (н…)кто другой прибыл вчера в этот город.
  8. (Н…)что другое как это известие помогла нам в наших л…шениях и вселило надежду на лу…шее.

2. Вставьте пропущенные буквы.

А или О.

Ш…блон, ш…кал, ш…лаш, ш…нтаж, ш…рада, ш…рах…ться, ш…рнир, ш…р…вары, ш…тен, шк…тулка, шл…гбаум, ш…фер, шп…гат, шт…тив, щ…вель.

Е или И.

Шв…йцар, шв…я, ш…д…вр, ш…лест, ш…луха, ш…ренга, ш…ршавый, ш…мпанзе, ш…нель, шп…нгалет, щ…колда, щ…нок, щ…пцы, экв…валент, экзам…натор.

3. Раскрыть скобки. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

  1. Огромное тёмное небо в звёздах р…скинулось над ними и свежес…т…ю ве…ло из степи.
  2. Нед…леко от крайнего орудия был новый плетё…ный шалаш…к из которого слыш…лись оживлё…ные офицер…ские голоса.
  3. Стало слышно как под ногами ше…шего шуршала трава и потрес…вал бурьян но за светом костра н…кого (не)было видно.
  4. То пад…л (как)(буд)(то) туман то вдруг пр…пускал дождь косой и крупный.
  5. Ему по-вид…мому стало жарко и он р…спахнул (полу)шубок.
  6. И…муч…ный я ост…новился и опустился на сухую траву росш…ю вдоль д…рожки.
  7. Видны были заводы и верфи и мач…ты пар…ходов и дымы заст…лавшие г…ризонт.
  8. И над всем над домами и над пожарной каланч…й над старым горо…ким садом и над прудом над всем синело чистое пред…утр…нее небо обещ…вшее яс…ный летний день.
  9. Долго ещё ехал молодец по дороге разлуч…н…це.
  10. Переселенцы выходцы из дальних губерний устро…лись …десь лет пять назад.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 11. пунктуация

1.Раскрыть скобки. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

  1. Чтен(е,и)е и учен(е,и)е вечн…е питан…е мысли её бе…конечн…е р(а,о)(з,с)вит(е,и)е.
  2. Вла…ств…вать значит д…верять.
  3. Глас…ность есть меч который сам и…целя…т нан…сённые им раны.
  4. Гне(в,ф) это страсть а страсть и…ключа…т ра…судок и логику.
  5. Т…оретическая физика детские игрушки по сравн(е,и)ю с детской игрой.
  6. Инт…л…игентность это сп…собность п…нимать.
  7. Красота есть обещ…ние сч…ст…я.
  8. (Не)говорить всей правды значит лечить больно…о.
  9. Любовь источник по…зии добра и (не)нависти.
  10. Молодость единственный недостаток который пр…ход…т с годами.
  11. Толпа и народ это не одно и то(же).
  12. Помнить значит пре…видеть.
  13. П…знание и жизнь нео…делимы.
  14. Политика это ис…кус…тво во…можного.
  15. Умение ве…ти ра…говор это т…лант.

2. Вставить пропущенные буквы (Е или И).

Пр…кословить, пр…езжий, пр…льстить, пр…мьера, пр…йти, пр…лежание, пр…сечь, пр…вычка, пр…личный, пр…митивный, пр…стиж, пр…нцесса, пр…тить, пр…охотиться, пр…родоведение, пр…увеличение.

3. Вставить пропущенные буквы.

Фантас…магория, фашис…ский, фель…шер, хлес…нуть, хрус…нуть, целос…ный, час…ный, чес…ность, чу…ствовать, чудес…ный, ше…ствовать (идти), ше…ствовать (быть шефом), э…скаватор (землеройная машина), э…калатор (движущаяся лестница), я…ственный, ярос…ный.

4. Вставить пропущенные буквы (А или О, И или Е).

Кв…танция, к…нгуру, к…рамика, к…ссон, к…фир, к…б…рнетика, к…п…рис, к(е,и)с(е,и)я, клав(е,и)(а,о)тура, кл…рнет, клев…р, кл…ент, к(а,о)(а,о)лиция, к…бура, к…вбой.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 12. пунктуация

1. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами.

  1. Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
  2. Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона.
  3. Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье.
  4. На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
  5. Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.

2. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями.

  1. Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.
  2. Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.
  3. На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.
  4. Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.
  5. Море шумело__сожжённое лунным огнём.

3. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями.

  1. Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим         уступала мужу в жестокости.
  2. Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.
  3. Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.
  4. Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?
  5. Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.

 4. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами.

  1. Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте.
  2. Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.
  3. В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.
  4. Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!
  5. Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.

 5. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях.

  1. Погода была тихая__и пруд словно заснул.
  2. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
  3. Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.
  4. Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.
  5. 5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи,
            сувениры.

6. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях.

  1. 1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
  2. Он не понял__одобряют ли его решение.
  3. Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.
  4. Да ты уж расскажи всё__как есть.
  5. Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.

7. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК.

    1) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи.

    2) Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника.

    3) Я долго смотрел__как тлели угли костра.

    4) Голос у неё звенел__как у семилетней девочки.

    5) Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.

 8. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами.

    1) Прилетели зяблики__лес ожил.

    2) Я был готов любить весь мир__меня никто не понял.

    3) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

    4) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.

    5) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.

9. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения.

    1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.

    2) Было__знаете__очень жарко.

    3) Всё получилось и__притом_замечательно.

    4) Ему никто__наверное__не был нужен.

    5) Счастье__казалось__таким огромным.

10. Поставьте, где нужно, запятые в предложении.

Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вecенним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.

СОДЕРЖАНИЕ

III. БЛОК КОНТРОЛЯ

задание № 13. тест № 1

  1. Гроза ш..рилась и наступала на нас.
  2. Не успели мы оглянуться, как туча, почти не двигающаяся, казалась, с самого г..ризонта, неожиданно ок..залось перед нами.
  3. Вот бл..снула огненная нить, и густой смеш..нный лес, через который мы пробр..лись, мгновенно оз..ряется зл..вещим светом (кроваво) красного пламени. 4. Сразу же обиженно прор..котал гром, ещё нер..шительный, но как(будто) тр..вожный и угр..жающий, (тот)час же по листьям забар..банили капли дождя.    5. Вряд(ли) знает грозу человек, (не)встр..чавшийся с нею в лесу.
  1. Мы бросились искать убеж..ще, пока ливень (не)пустился (во)всю.

7.Но было уже поздно: дождь хлынул на нас бешеными, (не)укр…тимыми потоками.

8Оглушительно гр…хотал гром, а молнии, все время (не)перестававшие вспыхивать серебряными отблесками, только осл…пляли.

  1. Лишь на какую(то) долю с..кунды можно было рассм..треть почти (не)пр..ходимые  зар..сли, едва незатопл..нные водой, и крупные листья, обваш..нные масл..нистыми каплями.
  2. Скоро мы поняли (а) что (б) несмотря на все наши старания (в) мы так и останемся (г) совершенно не защищ..нными от дождя.
  3. Дождь лил как из ведра в продолжение целого дня, но впоследствии погода про...снилось.
  4. Послеполуденное солнце безм..тежно забл..стало, и наступила ни..посланная благодать.

1) Выпишите слова, в которых пишется буква А.

С г..ризонта; ок..залась; оз..ряется; неукр..тимымми.

2) Какое написание соответствует традиционному принципу (1-й абзац)?

Смеш..нный; ш..рилась; угр..жающий; (тот)час.

3) Выпишите слова, которые пишутся через дефис:

(во)всю; (кроваво)красного; (тот)час; какую(то); как(будто).

4) Выпишите слова, в которых пропущена проверяемая ударением гласная.

С..кунды; проб..рались; осл..пляли; масл..нистыми; гр..хотал.

5) В каком предложении есть слово (слова) с орфограммой «Гласные в корнях с чередованием»?

6) В каких предложениях есть слова с непроверяемыми безударными гласными в корне?

2;                                       3;                               11.

7) На какой принцип опирается написания пропущенной гласной в слове убеж..ще?

Морфологический; фонетический; традиционный; условный.

8) Укажите верное объяснение написания слова бешеный?

  1. Это прилагательное, образовательное с помощью суффикса –ен-, поэтому пишется н;
  2. Это слово-исключение, пишется н;
  3. Это отглагольное прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида, поэтому пишется н;
  4. Это полное причастие, поэтому пишется н.

9) Укажите в предложении 12 слово, соответствующее схеме.

         

10) Выпишите слова в которых имеется орфограмма-пробел (абзац 2).

Вряд(ли); (не)встр..чавшийся; (не)пустился; (не)укр..тимыми.

11) Выпишите слова в которых можно использовать в качестве проверочных к слову рассм..треть.

Смотр; рассматривать; рассматривание; посмотрит.

12) Укажите верное объяснение О/Ё после шипящих в слове не защищ..ными

  1. О – в суффиксе под ударением;
  2. Ё – в суффиксе под ударением;
  3. Ё – в корне слова, есть родственное слово с буквой Е в корне;
  4. Ё – в суффиксе причастия.

13) Укажите верное объяснение написания (не)пр..ходимые:

  1. Слитно – нет зависимого слова;
  2. Слитно – без не не употребляется
  3. Раздельно – есть противопоставление;
  4. Раздельно – есть зависимое слово.

14) Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой «Гласные в суффиксах причастий прошедшего времени».

15) Из предложения 12 выпишите сложные слова.

16) Укажите простые предложения?

  1. 1;                                  3) 5;
  2. 2;                                  4) 12.

17) Укажите предложения, осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. 2;                                     3) 8;
  2. 3;                                     4) 10

18) На месте каких букв в предложении 10 надо поставить запятые?

19) Предложение 11:

  1. Простое, осложненное однородными членами;
  2. Сложное бессоюзное;
  3. Сложносочиненное;
  4. Сложноподчиненное.

20) Укажите сложноподчиненное предложение

  1. 4;                                  3) 7;
  2. 6;                                  4) 8.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 14. тест № 2

  1. На самой окраине села, (не)под..леку от шоссе, на песчаном пригорке стоит сосна.
  2. Выр..сшая на приволье, она когда(то) пор..жала своей мощью.
  3. И теперь еще, сорок..летняя или, может быть, девяност..летняя, она не пот..ряла остатки былой силы.
  4. Т..лстенный, (в)двоем не охватишь, ствол весь в чудов..щных узлах и сплетениях – ни дать ни взять окаменевшие в сверх..естественном напр..жении мускулы гиганта.
  5. толстая бугристая кора (а) напом..нающая шероховатый бок выветренной скалы (б) местами обвалилась (в) обн..жив (г) изъеденное (коро)едами  (д) тело сосны.
  6. Ветви ра..кинулись в стороны, словно гигантские костлявые руки, св..денные (на)мертво в какой(то) загадочный страстной  мольбе.
  7. Дереву уже не в радость приволье, солнце, дожди.
  8. Только на самой в..рхушке клоч..к жёлтой старческой хвои.
  9. Но и с этого клочка сыпл..тся крошечными п..ргаментными мотыльками семечки.
  10. Напом..нает эта сосна (не)что иное, как священное дерево, которое, говорят, было в древности у каких(то) народов.
  11. А вокруг шумит рожь.
  12. Сорвите колосок, рассмотрите его повн..мательнее.
  13. Не ради ль такого колоса ум..рали бунтующие мужики, целые деревни, скрипя (не)мазаными телегами, тащились на ч..бину?
  14. Шуми, шуми, рожь!
  15. Что(бы) ни нап..минал твой колос, шум его все равно успокаивает и радует!

1) Выпишите слова в которых пишется буква А.

  1. Нап…минал;                3) Пор…жала;
  2. Непод…леку;               4) Выр…сшая.

2) Выпишите слово в котором написание соответствует морфологическому принципу.

  1. На в..рхушке;                3) т..лстенный;
  2. Г..ганта;                         4) сыпл..тся.

3) Выпишите слова которое пишутся через дефис:

  1. (В)двоем;                       4) (коро)едами;
  2. В какой(то);                   5) когда(то)
  3. (на)мертво.

4) Выпишите слова в которых пропущена проверяемая ударением гласная.

  1. Сорок..летняя;                 4) Напом..нающая;
  2. Объ..диненные;                5) чудов..щных.
  3. Обн..жив;

5) В каких предложениях есть слово (слова) с орфограммой «Гласные в корнях с чередованием»?

6) В каких предложениях есть слова с непроверяемыми безударными гласными?

         1;                                              4;

         3;                                              9.

7) На какой принцип опирается написание пропущенной гласной в слове в напр..жении?

  1. Морфологический;         2) традиционный;
  2. Фонетический;                 4) условный.

8) Укажите слово в предложении 6, соответствующее схеме

                                                 

9) Объяснить написание слова ра…кинулись можно с опорой на следующий принцип:

  1. Морфологический;                                  3) традиционный;
  2. Фонетический;                                       4) условный.

10) В каких словах имеется орфограмма-пробел?

  1. Что(бы)                                               3) у каких(то);
  2. (не)что (предл. 10)                                    4) (не)под..леку.

11) Какие слова можно использовать в качестве проверочных к слову рассм..трите?

  1. Смотр;                                               3) рассматривание;
  2. Рассматривать                                       4) посмотрит.

12) Укажите верное объяснение написание О/Ё после шипящих в слове ключ..к

  1. О – в суффиксе отглагольного существительного под ударением;
  2. Ё – в суффиксе отглагольного существительного под ударением;
  3. Ё – в корне слова, есть родственное слово с буквой  Е в корне;
  4. Ё – в суффиксе причастия.

13) Укажите верное объяснение написания слова (не)мазаными в предложении 13:

  1. Слитно – нет зависимого слова;
  2. Слитно – без не не употребляется;
  3. Раздельно – есть противопоставление;
  4. Раздельно – есть зависимое слово.

14) В каком предложении есть слова с орфограммой «Непроизносимые согластные»?

15) Из предложения 3 выпишите сложные слова.

16) Укажите простые предложения?

                1;                                                 10;

                5;                                         15.

17) Укажите предложения, осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

               2;                                           6;

               3;                                           13.

18) На месте каких букв в предложении 5 надо поставить запятые?

19) Предложение 13:

  1. Простое, осложненные однородными членами;
  2. Сложное бессоюзное;
  3. Сложносочиненное;
  4. Сложноподчиненное.

20) Укажите сложноподчиненное предложение

                   3;                                         6;

                   4;                                         8.

СОДЕРЖАНИЕ

задание № 15. диктант

        Тарас плыл стоя на ногах и ловко упр…влял веслом. Настоящие рыбаки все так плавают на своих лодках ( одн…)деревках. Когда он подплыл ближе я заметил к уд…влению плывш…го перед лодкой лебедя.

        Ступай домой гуляка пр…крикивал старик подгоняя (красиво)плывущую птицу.

        Лебедь красиво подплыл выше на берег встряхнулся и тяжело перевал…ваясь на  своих чёрных ногах отправился к избушке. Ок…залось что это был пр…руч…ный стариком лебедь которого тот назвал Пр…ёмыш…м.

        Старый Тарас был высокого роста с оклад…стой  седой бородой и строг…ми больш…ми серыми глазами. Он всё лето ходил б…сой и без шляпы. Заг…релое широкое лицо было и…борожд…но глубокими м…рщинами.

        Здра…ствуй Тарас

        Здра…ствуй барин

        (От)куда ты

        А вот за Пр…емыш…м плавал за лебедем. Всё тут вертелся в протоке а потом вдруг и пропал. Я сейчас за ним. Выехал в озеро нет. По заводям пр… плыл нет. А он за островом плавает.

        От(куда) достал(то) его лебедя

        А Бог послал да Охотники лебедя с лебёдушкой пр…стрелили  а вот этот остался. Забился в камыш…вые зар…сли и сидит. Лететь(то) (н… )умеет вот и спрят…лся конечно. Я его поймал что(бы) ястребы (н…)заели пр…вёз и держу. И он то(же) пр…вык.  Теперь вот уж… скорм месяц будет как живём (в)месте. Утром на з…ре подн…мается поплавает в протоке а потом и домой . Знает когда я вставлю и ждёт  что(бы) покормили. Умная птица одним словом и свой порядок знает.

        Старик говорил (н…)обыкнове…но любовно как о бли…ком человеке.

Лебедь пр…ковылял к самой избушке и очевидно жд…дал какой(нибудь) подачки.  Он точно пон…мал слова старика и посматр…вал на него своими умными глазами.

        А как он с собакой спросил я.

        Сперва(то) боялся а потом пр…вык.

        Теперь лебедь в другой(то) раз и кусок отнимает. А то гулять вместе отправят…ся лебедь стоял по воде а Соболько по берегу. А как лебедь уплывёт сядет на бережку и воет. Деск…ть ску…но мне друг серде…ный. Вот и сейчас они раз…грались посмотри(ка)!

        Де…ствительно стоило полюбоват…ся ор…гинальной картиной. Лебедь стоял ра…крыв крылья а Соболько с ви…гом и ла…м нападал на него. Умн…я птица вытяг…вала шею и ш…пела на собаку как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой как ребенок.

СОДЕРЖАНИЕ

IV. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗАДАНИЕ № 10.  

Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как имеют значение противопоставления, поэтому в них пишется отрицательная частица не. Ударение не играет в данном случае роли при выборе буквы е в частице. Частица пишется раздельно, хотя предлога между ней и следующим словом нет. Подобные сочетания возможны в предложениях, в которых отрицание выражено только этой частицей, других отрицательных слов нет. Противопоставление же выражается союзом как или союзом а. Если употреблен союз как, то оборот с этим союзом обособляется.

Не кто иной как (другой)

Не что иное как (другое)

Как и никто иной (другой)

Ничто иное (другое)

Не с кем, ни с кем, не у кого. Это противопоставление встречается, когда нет другого отрицания.

Не кто иной, как мой друг, посетил нас. Никто иной не сделал. Ничто другое нам не поможет.

Сочетание никто иной (другой) и ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением. Они употребляют в предложениях, в которых имеется отрицание, усиливая его. Ни пишется только слитно и только с буквой и.

Никто иной этого не сделает.

Ничто другое нам не поможет.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. – М., 2010.
  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009.
  3. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2009.
  4. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2009.
  5. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2009.
  6. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2010
  7. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2013.

Начало документа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...

Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

Использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов по немецкому языку.

Данный материал вошел в сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования" и освещает ...

Самостоятельная работа студентов по русскому языку

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому плану. В данной методической разработке рассматривается не только ...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самос...