Самостоятельная работа студентов по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому плану. В данной методической разработке рассматривается не только последовательность этапов проведения такой работы, но и программа действий преподавателя, критерии оценки результатов, виды самотоятельной работы обучающихся и формы контроля. В приложениях приведены методические рекомендации для студентов по составлению конспектов, написанию рефератов, использованию интернет-ресурсов для подготовки сообщений и выполнения практических работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

073401 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

073 403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

070214 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ

073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Преподаватель: Цветкова Е.А.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Согласно структуры Государственного образовательного стандарта и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом ОПОП Саратовского областного колледжа искусств на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Русский язык» предусмотрено 52 часа. 

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин.

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

Цели обучения:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

- подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

- разработку методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- выработку критериев оценки самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

- устный и комбинированный опрос;

- проверка на основе письменных, графических и практических работ (диктанты, грамматические задания, изложения, текстовые задания);

- тестирование;

- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– составление тестов для самоконтроля;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;


- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют  дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические  рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые  помещены в приложении.

        

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1. Язык и речь.

Функциональные стили речи

6

2. Лексика и фразеология

3

3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

7

4. Морфемика, словообразование, орфография.

4

5. Морфология и орфография.

9

6. Служебные части речи.

3

7. Синтаксис и пунктуация.

20

ИТОГО

52

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Темы рефератов

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» 

http://www.gramota.ru 

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала 

http://language.edu.ru 

Культура письменной речи 

http://www.gramma.ru 

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений 

http://www.philolog.ru/dahl/ 

Имена.org — популярно об именах и фамилиях 

http://www.imena.org 

Крылатые слова и выражения 

http://slova.ndo.ru 

Мир слова русского 

http://www.rusword.org 

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система 

http://www.ruscorpora.ru 

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка 

http://yamal.org/ook/ 

Основные правила грамматики русского языка 

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы 

http://gramota.ru/book/ritorika/ 

Рукописные памятники Древней Руси

http://www.lrc-lib.ru 

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН 

http://rusgram.narod.ru 

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник 

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ 

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты 

http://character.webzone.ru 

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку 

http://www.svetozar.ru 

Свиток — История письменности на Руси 

http://www.ivki.ru/svitok/ 

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык 

http://vedi.aesc.msu.ru 

Справочная служба русского языка 

http://spravka.gramota.ru 

Тесты по русскому языку 

http://likbez.spb.ru 

Центр развития русского языка 

http://www.ruscenter.ru 

Филологический портал Philology.ru 

http://www.philology.ru 

Электронные пособия по русскому языку для школьников 

http://learning-russian.gramota.ru 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ

(для подготовки сообщений и практических работ)

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

     При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Подготовка реферата. Согласно Словарю иностранных слов, реферат – это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:
  • почему он выбрал данную тему;
  • чем эта тема важна;
  • какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
  • какие источники информации использованы, их краткая характеристика.
  1. Основная  часть  реферата  должна быть поделена на пункты или разделы.
  2. В реферате  перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.

4.        В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.

5. В конце оформляется список использованной литературы.

6. Объём реферата – 10 -15 листов (формат А 4).

Критерии оценки:        

  • соответствие нормам русского языка;
  • новизна исследования;
  • соответствие аргументов проблеме / теме;
  • соответствие структуры заданным стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках русского языка (презентация)

Презентация о методах и приемах самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов по немецкому языку.

Данный материал вошел в сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования" и освещает ...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самос...