Рабочая программа кружка "Русская словесность"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по кружку «Русская словесность» для 7 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, с. 138 – 141.)
Изучение данного курса в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Формировать умение самостоятельно постигать идейно- художественный смысл прочитанного произведения через его языковую ткань.
2. Учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. Учить использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств; учить творческому употреблению родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkoy_slovesnosti_7_klass_umk_r.i._albetkovoy.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Русская словесность» для 7 класса основной общеобразовательной школы разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с последующими изменениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- с образовательной программой МАОУ СОШ №4 г.Ишима;
- с учебным планом МАОУ СОШ №4 г.Ишима на 2017-2018 учебный год;
- на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, с. 138 – 141.)
Изучение данного курса в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- Формировать умение самостоятельно постигать идейно- художественный смысл прочитанного произведения через его языковую ткань.
- Учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- Учить использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств; учить творческому употреблению родного языка.
Для достижения данных целей необходимо реализовать следующие задачи:
- Учить различать роды и жанры устной народной словесности и литературных произведений.
- Вырабатывать умения находить словесные средства изображения героев в произведениях разных видов и жанров.
- Формировать умения, исходя из особенностей языка, оценивать произведение в соответствии с его жанрово-родовой природой.
- Продолжить работу с различного рода словарями.
- Учить создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей.
- Формировать умение выразительно читать произведения разных видов народной словесности.
- Учить писать сочинения-эссе, сочинения-рассуждения, анализировать эпизоды произведений.
Авторская программа реализуется без изменений.
Для работы по данной программе используется учебное пособие:
Альбеткова. Р.И. «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс: учебное пособие». – М.: Дрофа, 2012.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок,
интегрированный урок, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: выразительное чтение, тесты, сочинения-миниатюры с использованием средств выразительности и лексических средств, практические работы «Играем со словами», устные и письменные задания, в том числе и творческого характера.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Уметь работать со словарями.
- Уметь определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать произведения.
- Уметь различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление; создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей; понимать роль употребления разновидностей языка в художественном произведении.
- Уметь выразительно читать тексты типа повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении; рассказывать о событии с использованием диалога; выразительное читать сказ; создавать собственный сказ (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи); выразительно читать стихи и прозу; создавать устный монолог в научном стиле.
- Уметь употреблять стилистически окрашенные слова; понимать стилистическую выразительность различных средств языка и уметь передать своё понимание в выразительном чтении произведения; создавать стилизации и пародии.
- Уметь различать роды словесности; определять вид и жанр произведения.
- Уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимать их идейно- художественное своеобразие; выразительно читать произведения разных видов народной словесности.
- Уметь читать Библию; понимать библейские тексты в соответствии с их жанровой спецификой; понимать обобщённый смысл библейского повествования; уметь видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах; использованные жанры и стиль Библии в различных произведениях словесности.
- Понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения; выразительно читать и пересказывать эпизод с употреблением различных средств изображения характера; уметь писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев; использовать в нём различные средства словесного выражения содержания.
- Понимать смысл лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания; уметь передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения; уметь писать сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о
стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
- Понимать характер героя драматического произведения с учётом различных языковых средств его изображения; уметь выразительно читать драматическое произведение; создавать режиссерский план эпизода; создавать сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности; уметь писать сочинение: анализ эпизода пьесы.
- Понимать смысл произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения; уметь писать сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
- Понимать смысл использования чужого слова в произведениях словесности; уметь передать это понимание в выразительном чтении произведений; использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Ча сы уч еб но го вр ем ен и | Плано вые сроки прохож дения | Примеча ние | |
Слово и словесность – 2 ч. | |||||
1. | Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово. | 1 | 09.09.2017 | ||
2. | Словесность. Русская словесность, её происхождение и развитие. | 1 | 16.09.2017 | ||
Разновидности употребления языков – 6 ч. | |||||
3. | Разговорный язык, его особенности. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе | 1 | 23.09.2017 | ||
4. | Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные диалекты, жаргоны, арго. | 1 | 30.09.2017 | ||
5. | Литературный язык и его разновидности. Признаки литературного языка и его стили | 1 | 07.10.2017 | ||
6. | Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни | 1 | 14.10.2017 | ||
7. | Разновидности литературного языка: официально- деловой, научный и публицистический стили | 1 | 21.10.2017 | ||
8. | Язык художественной литературы как особая | 1 | 28.10.2017 | ||
разновидность употребления языка. Язык как материал словесности и результат художественного творчества | |||||
Формы словесного выражения – 4 ч. | |||||
9. | Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах | 1 | 11.11.2017 | ||
10. | Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности | 1 | 18.11.2017 | ||
11. | Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ | 1 | 25.11.2017 | ||
12. | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл | 1 | 02.12.2017 | ||
Стилистическая окраска слова. Стиль – 5 ч. | |||||
13. | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений | 1 | 09.12.2017 | ||
14. | Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол | 1 | 16.12.2017 | ||
15. | Стиль как разновидность употребления языка и стиль. Художественной литературы как идейно- художественное своеобразие произведений | 1 | 23.12.2017 | ||
16. | Стилизация как воспроизведение чужого стиля | 1 | 13.01.2018 | ||
17. | Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмысления | 1 | 20.01.2018 | ||
Роды, виды и жанры произведений словесности – 1 ч. | |||||
18. | Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра | 1 | 27.01.2018 | ||
Устная народная словесность, ее виды и жанры – 3 ч. | |||||
19. | Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот. Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности. | 1 | 03.02.2018 | ||
20. | Лирические виды и жанры народной словесности: песня, частушка. Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности | 1 | 10.02.2018 | ||
21. | Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности | 1 | 17.02.2018 | ||
Духовная литература, её жанры – 3 ч. | |||||
22. | Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения | 1 | 03.03.2018 | ||
человечества и как произведение словесности | |||||
23. | Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом | 1 | 10.03.2018 | ||
24. | Своеобразие стиля Библии. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе | 1 | 17.03.2018 | ||
Эпические произведения, их виды – 3 ч. | |||||
25. | Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. Литературный герой в рассказе и повести | 1 | 24.03.2018 | ||
26. | Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение- монолог героя и автора, диалоги героев | 1 | 07.04.2018 | ||
27. | Сюжет и композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь. Автор и рассказчик в эпическом произведении | 1 | 14.03.2018 | ||
Лирические произведения, их виды – 2 ч. | |||||
28. | Виды лирики. Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике | 1 | 21.04.2018 | ||
29. | Лирический герой. «Ролевая лирика». Композиция лирического стихотворения. Образ-переживание в лирике | 1 | 28.04.2018 | ||
Драматические произведения, их виды – 2 ч. | |||||
30. | Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма | 1 | 05.05.2018 | ||
31. | Герои драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении | 1 | 12.05.2018 | ||
Лиро-эпические произведения, их виды – 3 ч. | |||||
32. | Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе | 1 | 19.05.2018 | ||
33. | Черты эпического рода словесности и лирики в балладе и поэме. Повести в стихах и стихотворения в прозе | 1 | 26.05.2018 | ||
34. | Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу | 1 | 30.05.2018 |
- Содержание программы учебного курса
«Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс (34 ч.)
Материал словесности Слово и словесность (2 ч.)
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений – книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, её происхождение и развитие.
Разновидности употребления языка (6 ч.)
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные, профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Формы словесного выражения (4 ч.)
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении.
Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Стилистическая окраска слова. Стиль (5 ч.)
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности (1 ч.)
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Устная народная словесность, ее виды и жанры (3 ч.)
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Духовная литература, ее жанры (3 ч.)
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Эпические произведения, их виды (3 ч.)
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Лирические произведения, их виды (2 ч.)
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения. Образ-переживание в лирике.
Драматические произведения, их виды (2 ч.)
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Лиро-эпические произведения, их виды (3 ч.)
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2012.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебному пособию
«Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2008.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013.
- Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: около 1500 иллюстраций. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
- Иллюстрированный словарь иностранных слов: ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – М.: Дрофа, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
рабочая программа русская словесность 6 класс
Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана на основе программы основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательной школ...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Рабочая программа "Русская словесность"
Цели и задачи изучения учебного курса1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общен...