Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложносочиненное предложение и его особенности"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Кастерина Татьяна Ивановна

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложносочиненное предложение и его особенности". Задания, представленные в конспекте, отвечают современным требованиям. Для достижения цели урока используется разнообразная форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_9_klass.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кулеватовская СОШ»

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

                                                          Подготовила: учитель русского языка

                                                                и литературы

                                                                  Кастерина Т.И.

2017-2018 учебный год

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение и его особенности.

Цели: 1) сравнение сложносочинённого предложения  с простыми предложениями, осложненными однородными членами; 2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений; 3) развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 4) воспитание коммуникативности, самостоятельности.

Задачи: - уметь отличать ССП от простого; строить схемы предложений;

- развивать навык постановки запятых в ССП;

- формировать умение работать в группе.

Материал для урока: учебный текст на отдельном листе и распечатка упражнений каждому ученику.

Формы работы обучающихсяфронтальная, групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА.

  1. Актуализация знаний

Приём «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами.

А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.

Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.

В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.

Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.

Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.

  1. Совместное определение темы и целей урока.

- Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?

- Какие цели мы можем перед собой поставить?

  1. Изучение нового материала

Понятие сложносочинённого предложения

1.Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин.)

Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений:

Сердито бился дождь в окно; 2) ветер дул, печально воя.

Во-вторых, простые предложения, входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

2. Связь простых предложений в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов; б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:

Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

3.Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Не всегда ставится запятая между простыми предложениями, связанными союзом И.  Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.

Тире ставится, если передаётся быстрая смена событий или их внезапность:

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)

4.Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Например:

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.

- Какие группы сочинительных союзов вы знаете? (соединительные, разделительные противительные)

 Работа с учебным текстом.

- Какая информация из текста вам была известна?

- Вернёмся к первой части и кратко запишем признаки сложносочинённого предложения

ССП:

  • Два и более простых предложения.
  • Части ссп не зависят друг от друга.
  • Сочинительные союзы.
  • Интонация.
  • Единое смысловое целое.

4. Закрепление материала.

А. Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.

1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.

2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.

3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.

4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.

  Взаимопроверка, коррекция.

- Какие предложения вызвали затруднение?

Б. Работа по тексту.

1 – ая группа выписывает ССП с соединительными союзами;

2 – ая группа выписывает ССП с противительными союзами;

3 – я группа выписывает ССП с разделительными союзами.

Задание: выписать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, начертить схемы предложений.

А) Мельник предложил мне переночевать в избе но я предпочел остаться на открытом воздухе. Б) Закипел самовар и мы принялись пить чай. В) Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет. Г) Вот идет Ермил к лошади а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет. Д) То слишком морозит  то моросит дождь. Е)  Не то тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки обойдёт. Ж) Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою. З) Сыпались звезды да иглы звенели . И) Или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.

Самопроверка, самооценка.

На что мы обращаем внимание, анализируя ССП?

  1. Количество грамматических основ.
  2. Определить, какой союз по значению соединяет части ССП.
  3. Правильно расставить знаки препинания.

В.Мини – сочинение на тему «Гроза» с использованием сложносочиненных предложений разных видов.

5.Рефлексия:

«Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Какие возникли вопросы по теме?

6.Домашнее задание

Выберите любой уровень задания:

1 – упражнение 60;

2 – выписать из текста художественной литературы 5 сложносочиненных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...

конспект урока по русскому языку "Односоставные предложения"

Полный конспект урока по теме "Односоставные предложения"  в 8 классе с использованием ИКТ...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Конспект урока по русскому языку: "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными" входит в раздел "Сложноподчинённые предложения".  Основная задача - систематизировать материал по синт...

конспект урока по русскому языку "Простое предложение. Повторение"

Урок - повторение  по теме "Простое предложение. Повторение"  (для обучающихся коррекционной школы)...