конспект урока по русскому языку "Односоставные предложения"
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Осянина Ольга Геннадьевна

Полный конспект урока по теме "Односоставные предложения"  в 8 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_odnosostavnye_predlozheniya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Предмет - русский язык                                                                                                Класс –

Тема: Односоставные предложения (закрепление темы)

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Односоставные предложения»      Обучающие цели урока:

1) закрепить умения:

- различать двусоставные и односоставные предложения;

- определять виды односоставных предложений;

- различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные

  предложения, в состав которых входят односоставные предложения;

2) подготовить учащихся к контрольной работе.                                                                                                                                                                        Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:                                              - развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в

  самовыражении через различные виды работ;                                                                               - формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий

  характер;                                                                                                                                   - развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;                                                 - совершенствовать речевые навыки учащихся.                                                           Воспитательные цели:                                                                                                              

- воспитывать любовь к художественной литературе

- совершенствовать культуру речи учащихся

Тип урока – закрепление знаний

Методические  приемы: групповая  работа, взаимопроверка, самопроверка

Форма урока -  урок-путешествие

Оборудование урока:                                                                                                                          

    мультимедийный  проектор, Презентация, интерактивная доска, портрет А.С. Пушкина, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», листы  контроля, сигнальные карточки (красного и зеленого цветов)

 

Ход урока

Тебя приветствую, поэт!

В.Кюхельбекер

(Слайд №1)

 I. Организационный  момент

II. Сообщение темы и задач урока

1. Создание эмоционального настроя

- Изучение раздела «Односоставные предложения» подошло к концу. И каков наш багаж знаний, покажет путешествие вместе с А.С. Пушкиным в одну из стран Русского языка. Страна называется Односоставные предложения. Надпись на воротах страны гласит:

Мороз и солнце; день чудесный! ( Слайд № 2)

- Кому принадлежат эти строки? Кто прочитает стихотворение наизусть?

Попробуйте перенести вторую часть (день чудесный) в конец стихотворения (тексты стихотворения лежат на столах учащихся). (Приложение 1) Прочитайте, сравните. Изменился ли смысл?(Ответы учащихся)

- А.С.Пушкин восхищается зимним утром и этот восторг передает нам уже в начале стихотворения. Пусть и у вас будет хорошее настроение всегда!

        Мы узнаем о роли  односоставных предложений в стихотворениях А.С.Пушкина. Предоставится приятная возможность восхититься метким, ярким, точным, выразительным языком поэта.

А теперь прочитайте те четкие задачи, выполнение которых требует эта Страна.

2. Задачи урока: (Слайд №3)

- уметь различать виды односоставных и двусоставных предложений;

-определять виды односоставных предложений;

-различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входит односоставное предложение.

- Жители страны приготовили вам «путевой лист»(Знакомство с листом контроля). (Приложение 2)

III. Актуализация знаний

1. Работа с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Задание: найти односоставные предложения в 1 и 4 строфах стихотворения, записать их в тетрадь. Назвать сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения.

( 1 уровень – 3-4 предложения;

  2 уровень – 5-6 предложений;

  3 уровень – 7-8 предложений)

2. Тест « Тонкие вопросы» (ДА. НЕТ)

  Зеленая карточка – ответ «да», красная – «нет».

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)

10. Назывные - двусоставные предложения? (Нет)

- Молодцы! Ставим отметку в «путевом листе». Следующий  пункт – «толстые вопросы». Активность вашей работы оценят руководители групп.

3. Работа по таблице в группах постоянного состава (5 групп)

(Два ученика работают индивидуально по составлению схемы по теме «Односоставные предложения»)

Односоставные предложения

Ф.И. учащегося

                                                                   

Вопросы

Где найти?

Знаковый ответ ученика

Отметка руководителя

1.

На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения?

§ 180 (теория, практика)

2.

На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым?

§ 181-184

3.

Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы?

§181

4.

В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления?

§182

5.

Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях?

§183

6.

В чём особенность назывных предложений?

§ 184

Значение знаков:

   «+» -  знаю

   «-« -  не знаю

   «?» - не все понял(а)

   «П» -  не могу подобрать примеры

   «Т» - затрудняюсь в теории

   Проверка по таблице и схемам. (Ответ на первый вопрос дают все 5 групп, называется правильный ответ, а на остальные вопросы отвечают: I группа – 2 вопрос, II – 3 вопрос и т.д.

      - Какую схему вы  выбрали себе для работы по теме «Односоставные предложения»? (ответ учащихся)

       4. Пауза «Для любознательных»

Инсценирование.

-Посмотри-ка, - сказал  Дима своему другу Юре, - я нашёл интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида.

Вот оно:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

- Я тоже, - отозвался Юра, - знаю  отрывок, в  котором  все предложения  односоставные.

Возок несется  чрез  ухабы.

Мелькают  мимо  будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на  воротах

И стаи галок на  крестах. (Слайд №4)

Задание:  Чье утверждение верно? Какой из этих отрывков не принадлежит А.С.Пушкину? (ответы учащихся)

- Да, утверждение Юры ошибочно:оба  предложения  двусоставные, второе  предложение с  однородными  членами.  Второй текст принадлежит А.С.Пушкину, а первое кому? (Ответы учащихся)

 Физминутка для глаз. Встаем и идем на станцию. (Идут вокруг своего ряда – продолжение физминутки).

 - Мы будем проезжать «станции», и наша задача - определить ее название  (задание: записать  односоставные  предложения, определить их вид)

5.  Путешествие по «станциям» вместе с А.С.Пушкиным.

Станция « Определенно- личные»

1) В ваши мирные края через год опять заеду  и влюблюсь до ноября. (стихотворение  «Подъезжая под Ижоры»)

2)Храни меня, мой талисман, храни меня во дни гоненья, во дни раскаянья, волненья… («Храни меня, мой талисман…»)

3)Играйте, пойте, о друзья! («Друзьям»)

Станция « Неопределенно- личные»

1) В райке нетерпеливо плещут… («Евгений Онегин»)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно. («Осень»)

3) На юных ратников взирали, ловили брани дальний звук. («Воспоминания в Царском Селе»)

Станция « Безличные»

1)Страшно и скучно. Тесно и душно. Солнцу обидно. («Страшно и скучно…»)

2) Мне грустно  и легко. ( « На холмах Грузии…»)

3) Приятно думать у лежанки… («Зимнее утро»)

Станция « Обобщенно- личные»

1)Береги честь смолоду. («Капитанская дочка»)

2) Умную голову почитают смолоду. («Капитанская дочка») (Слайд №5)

          -   Какая станция нам не встретилась? («Назывная»). Сейчас на ней мы  выйдем и узнаем, чем она интересна.

          -  Определяющей особенностью назывных (номинативных) предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

           Вот как Пушкин видит эту «станцию»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Золотые дни! Уроки и забавы, и черный стол, и бунты вечеров, и наш словарь, и пляски мирной славы, и критики лицейских мудрецов.

Волшебный край! Очей отрада!

          В разные годы Пушкин много ездил  по России по своему желанию и по принуждению. Мы сейчас отправимся в творческую мастерскую и выполним задание.

6.  Творческая работа

Задание: распространить односоставные предложения согласованными и несогласованными определениями и записать их.

Дороги. Годы.

Примерные ответы:

Проселочные дороги.                              

Зимние дороги.

Дороги вечного странника

Годы трудов и вдохновенья.

Лицейские годы.

Годы изгнания.

- Молодцы! Мы дошли до последнего пункта нашего путешествия.

7.Контрольное списывание с грамматическим заданием. Самопроверка.

Задание:  списать предложения, вставляя  пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов.

1.В..лшебный край!

2.Б..реги платье (с)нову, а честь (с)молоду.

3.Бр..жу над морем, жду п..годы, маню ветрило к..раблей

4.Кому владеть меч..м?

5.Дни поз..ней осен.. бранят обыкнове…о.

Ответы (на интерактивной доске)

1-о, 2- е, слитно, слитно, 3- о, о, о, 4- о, 5- д, и, нн.

1-н; 2- об-л; 3- оп-л; 4-б; 5- н-л.

IV. Домашнее задание 

(появляется житель страны Односоставные Предложения (юноша, одетый, как ученый) и говорит:

 - Мы  с вами не прощаемся, на время прерываемся до завтрашнего дня. Задание интересное о нашей о сторонушке без лени, со старанием составьте вы  для нас (Слайд №6):

        написать  сочинение-миниатюру по  одной из тем: «Лесные  сокровища», «Зимний лес» с включением  в  него  односоставных  предложений  ИЛИ сказку об односоставных предложениях.

V. Рефлексия. Итог урока

- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране Односоставных Предложений. Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? (Ответы учащихся).

        Подведем итоги по «путевому листу» (выставляют баллы, ставят себе оценку).

- Впереди нас ждут еще много интересных путешествий. Но это уже другая история…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема урока "Простое предложение".

Разработк урока "Простое предложение"-первый урок по теме "Грамматическая основа предложения"....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...

План - конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: "Предложение".

Актуализация знаний учащихся о предложении: выражение законченной мысли в предложении; определение предложений в тексте; правило записи предложения. Развитие умения заканчивать мысль в предложении одн...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"

2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...