конспект урока по русскому языку "Односоставные предложения"
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Полный конспект урока по теме "Односоставные предложения" в 8 классе с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_odnosostavnye_predlozheniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
Предмет - русский язык Класс – 8а
Тема: Односоставные предложения (закрепление темы)
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Односоставные предложения» Обучающие цели урока:
1) закрепить умения:
- различать двусоставные и односоставные предложения;
- определять виды односоставных предложений;
- различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные
предложения, в состав которых входят односоставные предложения;
2) подготовить учащихся к контрольной работе. Цели, ориентированные на развитие личности учащихся: - развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в
самовыражении через различные виды работ; - формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий
характер; - развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу; - совершенствовать речевые навыки учащихся. Воспитательные цели:
- воспитывать любовь к художественной литературе
- совершенствовать культуру речи учащихся
Тип урока – закрепление знаний
Методические приемы: групповая работа, взаимопроверка, самопроверка
Форма урока - урок-путешествие
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, Презентация, интерактивная доска, портрет А.С. Пушкина, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», листы контроля, сигнальные карточки (красного и зеленого цветов)
Ход урока
Тебя приветствую, поэт!
В.Кюхельбекер
(Слайд №1)
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и задач урока
1. Создание эмоционального настроя
- Изучение раздела «Односоставные предложения» подошло к концу. И каков наш багаж знаний, покажет путешествие вместе с А.С. Пушкиным в одну из стран Русского языка. Страна называется Односоставные предложения. Надпись на воротах страны гласит:
Мороз и солнце; день чудесный! ( Слайд № 2)
- Кому принадлежат эти строки? Кто прочитает стихотворение наизусть?
Попробуйте перенести вторую часть (день чудесный) в конец стихотворения (тексты стихотворения лежат на столах учащихся). (Приложение 1) Прочитайте, сравните. Изменился ли смысл?(Ответы учащихся)
- А.С.Пушкин восхищается зимним утром и этот восторг передает нам уже в начале стихотворения. Пусть и у вас будет хорошее настроение всегда!
Мы узнаем о роли односоставных предложений в стихотворениях А.С.Пушкина. Предоставится приятная возможность восхититься метким, ярким, точным, выразительным языком поэта.
А теперь прочитайте те четкие задачи, выполнение которых требует эта Страна.
2. Задачи урока: (Слайд №3)
- уметь различать виды односоставных и двусоставных предложений;
-определять виды односоставных предложений;
-различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входит односоставное предложение.
- Жители страны приготовили вам «путевой лист»(Знакомство с листом контроля). (Приложение 2)
III. Актуализация знаний
1. Работа с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Задание: найти односоставные предложения в 1 и 4 строфах стихотворения, записать их в тетрадь. Назвать сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения.
( 1 уровень – 3-4 предложения;
2 уровень – 5-6 предложений;
3 уровень – 7-8 предложений)
2. Тест « Тонкие вопросы» (ДА. НЕТ)
Зеленая карточка – ответ «да», красная – «нет».
1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные - двусоставные предложения? (Нет)
- Молодцы! Ставим отметку в «путевом листе». Следующий пункт – «толстые вопросы». Активность вашей работы оценят руководители групп.
3. Работа по таблице в группах постоянного состава (5 групп)
(Два ученика работают индивидуально по составлению схемы по теме «Односоставные предложения»)
Односоставные предложения
№ | Ф.И. учащегося
| |||
Вопросы | Где найти? | Знаковый ответ ученика | Отметка руководителя | |
1. | На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения? | § 180 (теория, практика) | ||
2. | На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым? | § 181-184 | ||
3. | Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы? | §181 | ||
4. | В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления? | §182 | ||
5. | Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях? | §183 | ||
6. | В чём особенность назывных предложений? | § 184 |
Значение знаков:
«+» - знаю
«-« - не знаю
«?» - не все понял(а)
«П» - не могу подобрать примеры
«Т» - затрудняюсь в теории
Проверка по таблице и схемам. (Ответ на первый вопрос дают все 5 групп, называется правильный ответ, а на остальные вопросы отвечают: I группа – 2 вопрос, II – 3 вопрос и т.д.
- Какую схему вы выбрали себе для работы по теме «Односоставные предложения»? (ответ учащихся)
4. Пауза «Для любознательных»
Инсценирование.
-Посмотри-ка, - сказал Дима своему другу Юре, - я нашёл интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида.
Вот оно:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
- Я тоже, - отозвался Юра, - знаю отрывок, в котором все предложения односоставные.
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (Слайд №4)
Задание: Чье утверждение верно? Какой из этих отрывков не принадлежит А.С.Пушкину? (ответы учащихся)
- Да, утверждение Юры ошибочно:оба предложения двусоставные, второе предложение с однородными членами. Второй текст принадлежит А.С.Пушкину, а первое кому? (Ответы учащихся)
Физминутка для глаз. Встаем и идем на станцию. (Идут вокруг своего ряда – продолжение физминутки).
- Мы будем проезжать «станции», и наша задача - определить ее название (задание: записать односоставные предложения, определить их вид)
5. Путешествие по «станциям» вместе с А.С.Пушкиным.
Станция « Определенно- личные»
1) В ваши мирные края через год опять заеду и влюблюсь до ноября. (стихотворение «Подъезжая под Ижоры»)
2)Храни меня, мой талисман, храни меня во дни гоненья, во дни раскаянья, волненья… («Храни меня, мой талисман…»)
3)Играйте, пойте, о друзья! («Друзьям»)
Станция « Неопределенно- личные»
1) В райке нетерпеливо плещут… («Евгений Онегин»)
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно. («Осень»)
3) На юных ратников взирали, ловили брани дальний звук. («Воспоминания в Царском Селе»)
Станция « Безличные»
1)Страшно и скучно. Тесно и душно. Солнцу обидно. («Страшно и скучно…»)
2) Мне грустно и легко. ( « На холмах Грузии…»)
3) Приятно думать у лежанки… («Зимнее утро»)
Станция « Обобщенно- личные»
1)Береги честь смолоду. («Капитанская дочка»)
2) Умную голову почитают смолоду. («Капитанская дочка») (Слайд №5)
- Какая станция нам не встретилась? («Назывная»). Сейчас на ней мы выйдем и узнаем, чем она интересна.
- Определяющей особенностью назывных (номинативных) предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
Вот как Пушкин видит эту «станцию»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Золотые дни! Уроки и забавы, и черный стол, и бунты вечеров, и наш словарь, и пляски мирной славы, и критики лицейских мудрецов.
Волшебный край! Очей отрада!
В разные годы Пушкин много ездил по России по своему желанию и по принуждению. Мы сейчас отправимся в творческую мастерскую и выполним задание.
6. Творческая работа
Задание: распространить односоставные предложения согласованными и несогласованными определениями и записать их.
Дороги. Годы.
Примерные ответы:
Проселочные дороги.
Зимние дороги.
Дороги вечного странника
Годы трудов и вдохновенья.
Лицейские годы.
Годы изгнания.
- Молодцы! Мы дошли до последнего пункта нашего путешествия.
7.Контрольное списывание с грамматическим заданием. Самопроверка.
Задание: списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов.
1.В..лшебный край!
2.Б..реги платье (с)нову, а честь (с)молоду.
3.Бр..жу над морем, жду п..годы, маню ветрило к..раблей
4.Кому владеть меч..м?
5.Дни поз..ней осен.. бранят обыкнове…о.
Ответы (на интерактивной доске)
1-о, 2- е, слитно, слитно, 3- о, о, о, 4- о, 5- д, и, нн.
1-н; 2- об-л; 3- оп-л; 4-б; 5- н-л.
IV. Домашнее задание
(появляется житель страны Односоставные Предложения (юноша, одетый, как ученый) и говорит:
- Мы с вами не прощаемся, на время прерываемся до завтрашнего дня. Задание интересное о нашей о сторонушке без лени, со старанием составьте вы для нас (Слайд №6):
написать сочинение-миниатюру по одной из тем: «Лесные сокровища», «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений ИЛИ сказку об односоставных предложениях.
V. Рефлексия. Итог урока
- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране Односоставных Предложений. Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? (Ответы учащихся).
Подведем итоги по «путевому листу» (выставляют баллы, ставят себе оценку).
- Впереди нас ждут еще много интересных путешествий. Но это уже другая история…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема урока "Простое предложение".
Разработк урока "Простое предложение"-первый урок по теме "Грамматическая основа предложения"....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
План - конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: "Предложение".
Актуализация знаний учащихся о предложении: выражение законченной мысли в предложении; определение предложений в тексте; правило записи предложения. Развитие умения заканчивать мысль в предложении одн...
Конспект урока по русскому языку "Простое предложение.. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении."
Определение ПП. Стилистические функции и роль порядка слов в ПП....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"
2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...