Урок в 9 классе "Понятие о сложноподчиненном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
На первом уроке по разделу "Сложноподчиненное предложение" ученики узнают основные признаки сложноподчиненного предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_slozhnopodchinennom_predlozhenii_urok_otkrytiya_novogo_znaniya.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Учитель Мурхусаева Галина Михайловна
Технологическая карта урока
ТЕМА | «Понятие о сложноподчиненном предложении» | |
ЦЕЛЬ УРОКА | сформулировать определение сложноподчиненного предложения; научиться узнавать сложноподчиненное предложение по выделенным признакам | |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ | сложноподчиненное предложение, подчинительная связь, главное и придаточное предложение, союзные слова, подчинительные союзы | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | научатся видеть/понимать опознавательные признаки сложноподчиненного предложения; научатся отличать сложноподчиненное предложение от других сложных и выражать свое отношение к миру посредством сложноподчиненных предложений | |
Личностные УУД | научатся устанавливать связь между целью и мотивами и результатами своей деятельности, оценивать результаты своего труда, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, быть терпеливыми, внимательными | |
Познавательные УУД | будут учиться отбирать необходимую информацию в учебниках, обрабатывать, представлять в виде таблицы и связного высказывания; читать для достижения цели «здесь и сейчас», устанавливать связи между изучаемыми объектами | |
Регулятивные УУД | будут учиться определять известное и неизвестное и ставить перед собой учебную задачу; оценивать полученный результат, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления | |
Коммуникативные УУД | будут учиться сотрудничать в парах и с учителем, слышать и понимать позицию других, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
литература
| индивидуальные: слушание, включение в общее обсуждение, формулирование выводов, построение речевого высказывания, чтение таблицы, поиск и отбор нужной информации в паре: обсуждение, объяснение | учебник, рабочая тетрадь, презентация Power Point, карточки с заданием |
Уровень познавательной самостоятельности | частично-поисковый, исследовательский | |
Применение нового знания | таблица, чтение таблицы, создание определения сложноподчиненного предложения, решение поставленной задачи |
Описание урока
этапы урока | деятельность учителя | деятельность обучающихся |
I этап. Мотивация к деятельности Цель: пробудить интерес к деятельности на уроке | Каждая пара учеников получает задание, подобное экзаменационному: Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. (Приложение №1) | Следует легкое возмущение: «Но мы не изучали сложноподчиненное предложение!» |
А задание выполнить надо! Предлагайте выход из ситуации. | предлагают выход: узнать, что такое сложноподчиненное предложение, выявить основные признаки. Формулируют тему урока | |
Запись темы урока: Понятие о сложноподчиненном предложении. | записывают тему, определяют цели своей деятельности | |
II этап. Актуализация знаний с переходом к исследованию Цель: организация исследовательской деятельности | Презентация. Слайд 1 Укажите сложносочиненные предложения, назовите их признаки.
Помните это произведение? Кто назовет автора и название? | указывают 1 и 3 предложения, называют признаки: наличие не одной основы; каждая предикативная часть может быть употреблена самостоятельно; их связывают сочинительные союзы же, а. Вспоминают, называют |
А в предложении №2 разве одна основа? Почему же оно не может быть сложносочиненным? | Нет, две. Варианты ответа: здесь не сочинительный союз; одна часть этого предложения не может быть употреблена самостоятельно: Лидия Михайловна сказала мне - здесь нельзя поставить точку, оно не завершено. | |
Можно сказать, что эти части связаны друг с другом не только по смыслу? Какая же ещё связь есть между ними? Попробуйте установить. Вспомните словосочетание с его типами связи. | Ответы: можно. | |
Слайд 2. Разберите словосочетания Сказала мне Сказала следующее Сказала о занятиях | Ученики разбирают словосочетания: находят главное слово, зависимое, устанавливая смысловую связь с помощью вопросов и определяя тип связи. | |
Из каких частей состоит словосочетание? Как вы определяете главное слово? К какому типу связи относится управление? Почему подчинительной связи? | - главное слово и зависимое. – от главного задается вопрос к зависимому. - это вид подчинительной связи. – потому что зависимое подчиняется главному слову | |
Попробуйте установить смысловую связь между частями предложения №2.
Можно назвать ту часть, от которой вы задавали вопрос, главной, а к которой задали вопрос – зависимой? Какой тип связи здесь использован? Какой союз соединяет части этого предложения? Какие союзы вы знаете? Продолжите предложение: сочинительные союзы связывают части сложносочиненного предложения, а подчинительные …. | Ответы: Что сказала Лидия Михайловна? Что придется заниматься! - Да. Как в словосочетании.
- подчинительный! – что. - сочинительные и подчинительные. - части сложноподчиненного предложения | |
Значит, предложение №2 какое? Сформулируйте вывод: В сложноподчиненном предложении …. | - сложноподчиненное строят высказывание | |
III этап. Самостоятельная исследовательская деятельность Цель: расширение знаний и закрепление полученных сведений | Изучите параграфы 18,20. Составьте таблицу/кластер «Признаки сложноподчиненного предложения». Дайте полное определение СПП, указав все его признаки. | Самостоятельная работа учащихся: изучение теории в учебнике, составление таблицы, составление и запись определения. Работают в парах: составив таблицу/кластер, объясняют друг другу, редактируют |
слушает, смотрит, просит уточнений, оценивает ответы нескольких пар (оценки за работу получают оба ученика, работающие в паре) оценивает составленное определение СПП | 1-2 ученика показывают таблицу/ кластер и поясняют записи, слушающие дополняют ответ, если ответ неполный. Добавляют, что зависимого предложения нет – есть придаточное; используются не только союзы, но и союзные слова; указывают отличительную черту союзных слов – являются членами предложения. составляют речевое высказывание «Определение СПП» и озвучивают его | |
Слайд 3. Таблица как образец правильного ответа (Приложение 2). Если указаны все признаки, каждый получает оценку «отлично». Физкультминутка | Сверяют с таблицей на экране. упражнение на расслабление глаз. | |
IV этап. Решение практических задач Цель: закрепление нового знания и оценка результатов своего труда и труда одноклассников
| Теперь вы сможете выполнить задание?
| Выполнение задания на карточках, данных в начале урока. Самопроверка по образцу. Оценивание себя. |
Слайд 4. Выберите признаки сложноподчиненного предложения:
Кто обнаружил у себя ошибки? Почему допущены ошибки? | выбирают признаки сложноподчиненного предложения, оценивают свои знания размышляют, делятся сомнениями | |
V этап. Рефлексия Цель: самооценка своей деятельности | Зная все признаки сложноподчиненного предложения, вы теперь с легкостью можете употреблять их в своей речи. Поделитесь своими впечатлениями от работы. Закончите предложения так, чтобы они получились сложноподчиненными: Презентация. Слайд 5
учитель слушает, поправляет, хвалит, оценивает | составляют сложноподчиненные предложения по данному началу или составляют «свои», потому что есть что сказать по теме урока. Зачитывают, исправляют ошибки, слушают |
VI этап. Домашнее задание Цель: объяснить домашнее задание, подготовить учащихся к работе на следующем уроке | Презентация. Слайд 6 Домашнее задание: знать признаки СПП, приготовить карту «подчинительные союзы», написать рассказ «Как я искал сложноподчиненное предложение»/ или упр.93. | выбирают задание по силам и записывают, уточняют. |
Приложение 1.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Он так ничего и не понял,1 и мы вынуждены были уйти,2 не исполнив бабушкиной просьбы.
Мы остановились,3 чтобы отдохнуть.
Потом я слышал,4 как на террасе пили чай.
Первый снег – это чистый снег,5 и он вызывает удивление,6 восторг и надежду на лучшее.
Не то это было раннее утро,7 не то наступал вечер.
Учитель сказал,8 что нужно прочитать стихотворения Б.Пастернака.
Пока не взошло солнце,9 дышать было легко.
Мир осинам,10 что,11 раскинув ветви, 12загляделись в розовую даль.
Образец ответа на экране: 3 4 8 9 10 для самооценки
Приложение 2.
Наименование признака | Описание признака |
Состав СПП | |
Средства связи | |
Способы отношения между частями СПП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления по теме "Сложноподчиненное предложение" в 9 классе.
Урок для закрепления основных признаков сложноподчиненного предложения, содержит материал для подготовки к ГИА в 9 классе в новой форме. Сопровождается мультимедийной презентацией....
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...
Презентация к уроку "Повторение по теме "Сложноподчиненное предложение.Виды ССП по союзам". 9 класс.
презентация к уроку в 9 классе. СПП...
Разработка урока по теме: "Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных"
Урок предназначен для повторения и обощения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"....