Разработка урока по теме: "Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Шевченко Наталья Петровна

Урок предназначен для повторения и обощения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_._shevchenko_n.p.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

           Разработка  урока русского языка в 9 классе.

Тема: «Повторение сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных».

Разработка урока представлена учителем русского языка Шевченко Н.П.

Цель урока: закрепить знания, умения, навыки по  теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».

Задачи урока:

1) устранить пробелы в знаниях учащихся по изученной теме;

2) формировать умение конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам;

3) воспитывать интерес к предмету, прививать положительные   качества личности.

 Оформление доски к уроку: запись трёх предложений для анализа:

  1. Окна в сад подняты,  и оттуда веет бодрой прохладой.
  2. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
  3. Нынче, в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.

Запись предложения из сказки В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»:

Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

           На партах для учеников разложены конверты с  игровым лото.

                                   

                                                Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы повторим и систематизируем знания,  полученные вами на предыдущих занятиях,  и постараемся устранить пробелы и  преодолеть  трудности, возникшие у вас при выполнении тестов, проверочных работ  по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».

Перейдем к выполнению первого задания. На доске записаны три предложения, вам должны  расставить знаки препинания, аргументировать свой ответ и определить типы данных предложений.

1)Окна в сад подняты,  и оттуда веет бодрой прохладой.

2)Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

3)Нынче, в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.

(Ответы учащихся: первое предложение – сложносочиненное, т.к. в нем просматриваются две грамматические основы, два простых предложения, равноправных по отношению друг к другу, связанных интонацией и  сочинительным союзом (запятая ставится перед союзом и). Второе предложение – сложное, бессоюзное, в нем три грамматические основы, три простых предложения, связанных между собой интонацией, без помощи союзов и союзных слов (две запятых). Третье предложение - сложноподчиненное, две грамматические основы, на первом месте главное предложение, ему по смыслу подчиняется придаточное (стоит на втором месте), связаны данные предложения  интонацией и подчинительным союзом когда.  Главное предложение разбито придаточным. В главном предложении есть  уточняющее обстоятельство времени, поэтому в предложении  необходимо поставить три знака препинания.

- Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

(1 ученик разбирает предложение у доски, остальные – в тетрадях)

- Повторим правописание союзов и союзных слов. Небольшое исследование по данной проблеме провела  Маша,  дадим ей слово.

- Я проанализировала тесты, письменные работы и устные ответы одноклассников по изученной теме и пришла к выводу, что написание некоторых и сочинительных и подчинительных союзов вызывают трудности у части учащихся нашего класса. Я подготовила подборку этих союзов и хотела бы ещё раз обратить ваше внимание  на правописание этих слов. Для работы на доске приглашаю  Ваню и Аню, Ваня  будет выписывать сочинительные союзы, Аня – подчинительные.

(Маша диктует слова: потому что, так как, несмотря на то что, чтобы, благодаря тому что, вследствие того что, для того чтобы, как будто; не то-не то,  то ли-то ли, зато, также, тоже. Дети выполняют задание и  исправляют ошибки.)

- Следующим этапом урока станет конструирование  сложноподчиненных предложений по предложенным схемам,  запись в тетрадь, пунктуационный анализ и определение вида придаточных.

1.

Примерный вариант: Я быстро уснул, потому что сильно устал (причины).

2.      

Примерный вариант: Когда рассветет, двинемся в путь (времени).

3.    

Я попросил, чтобы мне принесли чай с лимоном (изъяснительное).

4.    

Примерный вариант: Я купил тот альбом, о котором давно мечтал (местоимённо-определительное).

Устный опрос по теме.

  1. На какие группы по значению  делят придаточные предложения?

(местоименно-определительные, изъяснительные, обстоятельственные)

  1. Какие придаточные относятся к существительному или местоимению в главном предложении и отвечают на вопросы: какой? какая? какие?

(местоимённо-определительные)

  1. Что вы знаете о придаточных изъяснительных?
  2. Какие виды придаточных обстоятельственных вы помните? Расскажите о них.

А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная и интересная работа. На некоторое время вы станете  корректорами и устраните грамматические ошибки, связанные с построением сложноподчиненных предложений.

  1. Если человек не занимается спортом, и он быстро старится.

Ошибка: употребление сочинения и подчинения для связи частей предложения.

  1. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.

Ошибка: отрыв определительного от определяемого слова в главном предложении.

  1. Мама всегда меня ругает, что я не поливаю цветы в своей комнате.

Ошибка: пропуск необходимого указательного слова с предлогом – за то.

  1. Самодельные подарки лучше. Потому что если подарить купленную в магазине вещь, то она может не понравиться.

Ошибка: использование лишних союзов – потому что.

  1. Входишь в гостиную, то сразу бросается в глаза большое зеркало.

Ошибка: пропущен союз – когда.

Игровая разминка.

На партах у вас, ребята, лежит грамматическое лото, разложены номерки, листы, на которых записаны предложения, с которыми вы будете работать. Ваша задача -  соотнести эти предложения с   клетками  лото. Читаем предложение и закладываем единичкой соответствующую клетку. Всего предложений девять, а клеток лото восемь. Одно предложение остается лишним (какой-то из номеров не будет задействован в игре). Работаем в парах.

Приложение №1

Листы с раздаточным материалом (предложения для работы)

  1. Там, где кончалось поле, сплошной стеной вставал лес.
  2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
  3. Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне.
  4. Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч в краю родном, чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нем.
  5. Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова – поэзии.
  6. Когда все ещё в доме спят, я  поднимаюсь пораньше и готовлю вкусный завтрак.
  7. Часть пути им пришлось ползти, так как местность была неровная.
  8.  В лесу что-то треснуло, будто сломалось дерево.
  9. Солнце уж спряталось в свинцовой туче, застывшей  над нашим домом.

Приложение №2

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

Сложноподчиненное предложение с придаточным условным

[ , ( где ) , … ]

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины

       

[      ] ,  (        ) ,   (         )

Простое предложение, осложненное причастным оборотом

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Ключ: 6-5, 1-2, 7-4, 9-3.

Проверка выполнения задания.

Сегодня для вас прозвучит изумительная сказка известного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей».

После прослушивания текста вам надо будет ответить на вопросы: О чем эта сказка?  Чему она вас учит? Понравилась ли вам сказка В.А. Сухомлинского? Какая из дочерей вам понравилась и почему? Какое отношение имеет эта сказка к сегодняшнему уроку? Итак, внимательно слушаем сказку.

                                                   Сказка.

                                             Семь дочерей.

    Было у матери семь дочек. Вот поехала однажды мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась домой  через месяц.
   Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

- Я соскучилась по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая дочь.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет за птичкой, - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

- Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядит соловья, - сказала шестая.

     А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с ног матери обувь  и принесла ей воды в тазу  - помыть ноги.

 (Сказка о семье, о маме - самом дорогом для каждого из нас человеке. Часто мы выражаем свою любовь к маме словами и поступками.  Но все-таки вместо красивых слов лучше выразить свое отношение к  ней искренней заботой, конкретной помощью.  О глубине чувств к матери  красноречиво говорит поступок младшей дочери. Именно она нам понравилась больше остальных дочерей.  Нельзя не отметить то, как изящно, образно, поэтично дочери выразили свои чувства к матери.)

 (Эта прекрасная, добрая, мудрая  сказка звучит сегодня на уроке потому, что связана с темой нашего занятия. В сказке много сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными.)

Вернемся ко второму  предложению текста: Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери. Что вы заметили необычного в этом предложении? Чем оно отличается от остальных сложноподчиненных предложений?

(В нем два придаточных:  1- времени, 2 – изъяснительное)

Подведём итоги урока. Ответьте на вопросы:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какие  пробелы в знаниях ликвидировали?
  3. Какие этапы урока вам показались интересными?

Домашнее задание: подобрать из художественных произведений фрагменты текста, в которых преобладают сложноподчиненные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне ...

Урок-обобщения для учащихся 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"

Урок закрепляет знания учащихся о СПП с различными видами придаточных....

Методические рекомендации к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

Обобщение и закрепление знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"....

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных. Тест

Мини-тест для быстрой промежуточной проверки усвоения знаниий по теме СПП с разными видами придаточных....