Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок подготовки к сочинению-описанию внешности. Завершает тему  "Причастие". 

Аннотация.

Место урока в учебном процессе: урок развития речи  в 7 классе, завершающий изучение темы «Причастие».

Тема: Описание внешности человека.

Цели:

•       обучающая - подготовить учащихся к сочинению – описанию внешности человека по личным впечатлениям; совершенствовать умение учеников описывать внешность      человека;

•       развивающая – развивать навык монологической речи; культуру ведения дискуссии; умение конструировать текст – описание, развивать творческое мышление; орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать у учеников собственное мнение и умение аргументировать его

•       воспитывающие - воспитание навыков коллективного труда, коллективного содружества; навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности; культуры взаимоотношений между одноклассниками

Задачи:

•       активизировать работу всех учеников класса;

•       повторить сведения о типе, стиле речи, плане сочинения; изобразительно-выразительные средства

•       продолжить работу над умениями составлять план сочинения и отбирать нужный для работы материал;

•       отрабатывать умение создавать текст в художественном стиле;

•       продолжить работу над умением редактировать свой и чужой текст

Тип урока:  урок развития речи

Форма: заседание редакции газеты.

Технологии и доминирующие методы: технология сотрудничества, игровая технология, деятельностный метод обучения.

Ожидаемые результаты: более осознанный подход к написанию сочинения, повышение уровня активизации мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

Место урока в учебном процессе: урок развития речи  в 6 классе, завершающий изучение темы «Причастие».

Тема: Описание внешности человека.

Цели:

  • обучающая - подготовить учащихся к сочинению – описанию внешности человека по личным впечатлениям; совершенствовать умение учеников описывать внешность      человека;
  • развивающая – развивать навык монологической речи; культуру ведения дискуссии; умение конструировать текст – описание, развивать творческое мышление; орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать у учеников собственное мнение и умение аргументировать его
  • воспитывающие - воспитание навыков коллективного труда, коллективного содружества; навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности; культуры взаимоотношений между одноклассниками

Задачи:

  • активизировать работу всех учеников класса;
  • повторить сведения о типе, стиле речи, плане сочинения; изобразительно-выразительные средства
  • продолжить работу над умениями составлять план сочинения и отбирать нужный для работы материал;
  • отрабатывать умение создавать текст в художественном стиле;
  • продолжить работу над умением редактировать свой и чужой текст

Тип урока:  урок развития речи

Форма: заседание редакции газеты.

Технологии и доминирующие методы: технология сотрудничества, игровая технология, деятельностный метод обучения.

Ожидаемые результаты: более осознанный подход к написанию сочинения, повышение уровня активизации мыслительной деятельности учащихся.

Ход урока:

№ этапа урока, продолжительность

Деятельность учителя

Методы, приёмы, средства

Деятельность учащихся

Развиваемые умения и навыки, приобретаемые знания знания

I. Мобилизация.

(2 мин.)

1. Приветствие.

-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:

 «Умеешь сам - научи другого»

- Запись числа и классной работы.

Слово учителя

Делают запись в тетради.

Умение сосредоточиться

Навык аккуратного ведения записей

II. Формулирование темы, постановка целей урока.

 ( 5 мин)

2. Проблемное задание.

- Сформулировать тему урока нам помогут пословицы.

Не всяк красив, кто в красно наряжен.

Кому что идет, то и красиво.

(попутно объясняются орфограммы и пунктограммы)

- Начало темы звучит так: «Подготовка к сочинению…», а дальше опираясь на пословицы подумайте как продолжить и обоснуйте почему.

- Какие цели мы поставим на уроке перед собой?

Игровой приём «Собери пословицу»

(раздаточный материал)

Проблемный вопрос

Фронтальная работа

Записывают собранные пословицы

Формулируют тему и записывают её

Формулируют цели

Знание пословиц

Орфографическая  и пунктуационная зоркость

Умение формулировать тему

Доказывать свою точку зрения

Навык целеполагания

III. Актуализация знаний по теме

(8 мин)

3. Дополнить таблицу. //

- Сегодня  вы не одноклассники, а коллеги –журналисты. У нас 5 редакций.

4. Викторина «Узнай героя по портрету»

- Описание внешности, скажите одним словом.  В редакции пришли телеграммы с описанием людей, вам нужно вспомнить о ком идёт речь, назвать героя, автора и произведение.

(ПОРТРЕТ Федя, «Бежин луг», Левша, Татьяна «Муму», Дина «Кавказский пленник»)

-  К какому типу речи и стилю принадлежат

- Вы прочли описание самых разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев?

(самое яркое во внешности, присущее только этому человеку)

Индивидуальная работа

(таблица на доске)

Игровой приём

Групповая работа

2 человека у доски дополняют таблицы ТИПЫ ТЕКСТА и СТИЛИ ТЕКСТА

Читают и отвечают на вопросы

Знание терминологии

Умение работать в группе.

Знание изученных произведений

Навык выразительного чтения

Умение находить главное, сопоставляя

IV. Реализация творческого задания

(5мин)

(1 мин)

(2 мин)

(7 мин)

(5 мин)

(5 мин)

.

V. Рефлексия урока. Самоанализ и анализ.

(5 мин)

5. Групповая работа.

- В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность и умение описать внешность человека (надо помочь найти кого-то)

-Составить объявление о потерявшемся ребёнке по «фотографии» (слушаем)

6. Эмоциональная разрядка.

7. «Аукцион»

- В каком стиле написан ваш текст? Что его отличает от текста в художественном стиле? (замысел автора, яркое эмоциональное описание)

8. Коррекция текста (работа с текстом)

- В какой последовательности описана внешность Ассоль? 

9. Беседа

- Вам предстоит написать сочинение в художественном стиле. С чего начинать? (заглавие, план, отношение к человеку)

«Формула хорошего сочинения»

10. Редактирование текста.

- Перед вами 2 сочинения, вам нужно выбрать одно для печати в своей газете. Обоснуйте свой выбор, опираясь на «Секреты хорошего сочинения»

11. Беседа.

- Какую оценку за работу вы поставите своей группе?

- Кто внёс самый больший вклад в общую работу?

- Что помогло, помешало добиться лучших результатов?

- Какие ранее полученные знания вам пригодились сегодня?

- Чему вы сегодня учились?

- Это где-нибудь пригодиться в жизни?

.

Работа в группе (раздаточный материал: иллюстрации)

(раздаточный материал)

Фронтальная работа

Групповая работа

Составляют текст «объявления»

Подбирают эпитеты, сравнения  и метафоры  по теме «глаза, взгляд»

Выполняют письменно задание.

Взаимопроверка

Формулируют законы «хорошего» сочинения

Редактируют тексты, сравнивают

Оценивают результаты работы

-навык составления текста в деловом стиле

- умение использовать в речи ИВС

- умение сравнивать

- развитие орфографической и пунктуационной зоркости

- умение составлять план

- умение формулировать, развитие речи

- умение анализировать чужой текст, сопоставлять 2 текста

- навык самоанализа

Используемая литература:

  1. Материалы сайта http://www.proshkolu.ru/
  2. Материалы сайта http://nsportal.ru/
  3. Статья «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода» http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
  4. Русский язык. Поурочные планы. 7 класс/ авт.-сост. Шадрина С. Б.- Волгоград: Учитель,2007.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006.
  6. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина [и др.].- Волгоград: Учитель, 2011.

1. Приветствие.

-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:

 «Умеешь сам - научи другого»

- Запись числа и классной работы.

2. Проблемное задание.

- Сформулировать тему урока нам помогут пословицы.

Не всяк красив, кто в красно наряжен.

Кому что идет, то и красиво.

(попутно объясняются орфограммы и пунктограммы)

- Начало темы звучит так: «…», а дальше опираясь на пословицы подумайте как продолжить и обоснуйте почему.

- Какие цели мы поставим на уроке перед собой?

3. Дополнить таблицу. // (тип и стиль)

- Сегодня  вы не одноклассники, а коллеги –журналисты. У нас 5 редакций.

4. Викторина «Узнай героя по портрету»

- Описание внешности, скажите одним словом В редакции пришли телеграммы с описанием людей, ам нужно вспомнить о ком идёт речь, назвать героя, автора и произведение.

(ПОРТРЕТ Федя, «Бежин луг», Левша,Верейский, Татьяна «Муму», Дина «Кавказский пленник»)

-  К какому типу речи и стилю принадлежат

- Вы прочли описание самых разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев?

(самое яркое во внешности, присущее только этому человеку)

5. Групповая работа.

- В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность и умение описать внешность человека (надо помочь найти кого-то)

-Составить объявление о потерявшемся ребёнке по «фотографии» (слушаем)

6. Эмоциональная разрядка.

7. «Аукцион»

- В каком стиле написан ваш текст? Что его отличает от текста в художественном стиле? (замысел автора, яркое эмоциональное описание)

8. Коррекция текста (работа с текстом)

- В какой последовательности описана внешность Ассоль? 

9. Беседа

- Вам предстоит написать сочинение в художественном стиле. С чего начинать? (заглавие, план, отношение к человеку)

«Формула хорошего сочинения»

10. Редактирование текста.

- Перед вами 2 сочинения, вам нужно выбрать одно для печати в своей газете. Обоснуйте свой выбор, опираясь на «Секреты хорошего сочинения»

11. Беседа.

- Какую оценку за работу вы поставите своей группе?

- Кто внёс самый больший вклад в общую работу?

- Что помогло, помешало добиться лучших результатов?

- Какие ранее полученные знания вам пригодились сегодня?

- Чему вы сегодня учились?

- Это где-нибудь пригодиться в жизни?

.

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница.
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

использование групповой работы учащихся в творческом процессе  подготовки

Сформулируйте свой замысел.

Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении и тон (серьезный, шутливый, грустный).

Озаглавьте свое сочинение(«Мне нравится его собранность», «Он очень добрый и умный», «А все-таки он большой чудак», «Настоящий друг»

Помните!  Написать надо обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека, выделить те компоненты портрета, которые помогут раскрыть внутренний мир описываемого вами человека.

                Сопоставьте внешность с нравственными качествами описываемого человека.

                При описании человека  обратите внимание на изменение его лица, выражения глаз, улыбки, позы в разные моменты жизни.

                 Покажите внешность в динамике.

Структура методической разработки  должна содержать аннотацию, схему урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список литературы, которая использована т.д..

В аннотации необходимо изложить значение и роль открытого урока, педагогические цели, стоящие перед преподавателем, ожидаемые результаты. Особое внимание в аннотации следует уделить педагогической технологии или методике, по которой проводится открытое занятие.

Методическая разработка  может дополняться и частично перерабатывается после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, полученное в процессе проведения открытого занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими учителями.

МОУ Межозёрная СОШ

Открытый урок в 7 классе.

Подготовка к сочинению-

описанию внешности человека.

Мешковская Е.Ю.

учитель русского языка,

литературы и МХК.

2014 г.

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В. Удалось ли:

решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

избежать перегрузки и переутомления учащихся;

сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"

Творческие мастерские         Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...

Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека

Разработка урока развития речи  для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....

Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека

Разработка урока развития речи  для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....

Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.

Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....