Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок подготовки к сочинению-описанию внешности. Завершает тему "Причастие".
Аннотация.
Место урока в учебном процессе: урок развития речи в 7 классе, завершающий изучение темы «Причастие».
Тема: Описание внешности человека.
Цели:
• обучающая - подготовить учащихся к сочинению – описанию внешности человека по личным впечатлениям; совершенствовать умение учеников описывать внешность человека;
• развивающая – развивать навык монологической речи; культуру ведения дискуссии; умение конструировать текст – описание, развивать творческое мышление; орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать у учеников собственное мнение и умение аргументировать его
• воспитывающие - воспитание навыков коллективного труда, коллективного содружества; навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности; культуры взаимоотношений между одноклассниками
Задачи:
• активизировать работу всех учеников класса;
• повторить сведения о типе, стиле речи, плане сочинения; изобразительно-выразительные средства
• продолжить работу над умениями составлять план сочинения и отбирать нужный для работы материал;
• отрабатывать умение создавать текст в художественном стиле;
• продолжить работу над умением редактировать свой и чужой текст
Тип урока: урок развития речи
Форма: заседание редакции газеты.
Технологии и доминирующие методы: технология сотрудничества, игровая технология, деятельностный метод обучения.
Ожидаемые результаты: более осознанный подход к написанию сочинения, повышение уровня активизации мыслительной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подготовка к сочинению-описанию внешности | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Место урока в учебном процессе: урок развития речи в 6 классе, завершающий изучение темы «Причастие».
Тема: Описание внешности человека.
Цели:
- обучающая - подготовить учащихся к сочинению – описанию внешности человека по личным впечатлениям; совершенствовать умение учеников описывать внешность человека;
- развивающая – развивать навык монологической речи; культуру ведения дискуссии; умение конструировать текст – описание, развивать творческое мышление; орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать у учеников собственное мнение и умение аргументировать его
- воспитывающие - воспитание навыков коллективного труда, коллективного содружества; навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности; культуры взаимоотношений между одноклассниками
Задачи:
- активизировать работу всех учеников класса;
- повторить сведения о типе, стиле речи, плане сочинения; изобразительно-выразительные средства
- продолжить работу над умениями составлять план сочинения и отбирать нужный для работы материал;
- отрабатывать умение создавать текст в художественном стиле;
- продолжить работу над умением редактировать свой и чужой текст
Тип урока: урок развития речи
Форма: заседание редакции газеты.
Технологии и доминирующие методы: технология сотрудничества, игровая технология, деятельностный метод обучения.
Ожидаемые результаты: более осознанный подход к написанию сочинения, повышение уровня активизации мыслительной деятельности учащихся.
Ход урока:
№ этапа урока, продолжительность | Деятельность учителя | Методы, приёмы, средства | Деятельность учащихся | Развиваемые умения и навыки, приобретаемые знания знания |
I. Мобилизация. (2 мин.) | 1. Приветствие. -Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого» - Запись числа и классной работы. | Слово учителя | Делают запись в тетради. | Умение сосредоточиться Навык аккуратного ведения записей |
II. Формулирование темы, постановка целей урока. ( 5 мин) | 2. Проблемное задание. - Сформулировать тему урока нам помогут пословицы. Не всяк красив, кто в красно наряжен. Кому что идет, то и красиво. (попутно объясняются орфограммы и пунктограммы) - Начало темы звучит так: «Подготовка к сочинению…», а дальше опираясь на пословицы подумайте как продолжить и обоснуйте почему. - Какие цели мы поставим на уроке перед собой? | Игровой приём «Собери пословицу» (раздаточный материал) Проблемный вопрос Фронтальная работа | Записывают собранные пословицы Формулируют тему и записывают её Формулируют цели | Знание пословиц Орфографическая и пунктуационная зоркость Умение формулировать тему Доказывать свою точку зрения Навык целеполагания |
III. Актуализация знаний по теме (8 мин) | 3. Дополнить таблицу. // - Сегодня вы не одноклассники, а коллеги –журналисты. У нас 5 редакций. 4. Викторина «Узнай героя по портрету» - Описание внешности, скажите одним словом. В редакции пришли телеграммы с описанием людей, вам нужно вспомнить о ком идёт речь, назвать героя, автора и произведение. (ПОРТРЕТ Федя, «Бежин луг», Левша, Татьяна «Муму», Дина «Кавказский пленник») - К какому типу речи и стилю принадлежат - Вы прочли описание самых разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев? (самое яркое во внешности, присущее только этому человеку) | Индивидуальная работа (таблица на доске) Игровой приём Групповая работа | 2 человека у доски дополняют таблицы ТИПЫ ТЕКСТА и СТИЛИ ТЕКСТА Читают и отвечают на вопросы | Знание терминологии Умение работать в группе. Знание изученных произведений Навык выразительного чтения Умение находить главное, сопоставляя |
IV. Реализация творческого задания (5мин) (1 мин) (2 мин) (7 мин) (5 мин) (5 мин) . V. Рефлексия урока. Самоанализ и анализ. (5 мин) | 5. Групповая работа. - В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность и умение описать внешность человека (надо помочь найти кого-то) -Составить объявление о потерявшемся ребёнке по «фотографии» (слушаем) 6. Эмоциональная разрядка. 7. «Аукцион» - В каком стиле написан ваш текст? Что его отличает от текста в художественном стиле? (замысел автора, яркое эмоциональное описание) 8. Коррекция текста (работа с текстом) - В какой последовательности описана внешность Ассоль? 9. Беседа - Вам предстоит написать сочинение в художественном стиле. С чего начинать? (заглавие, план, отношение к человеку) «Формула хорошего сочинения» 10. Редактирование текста. - Перед вами 2 сочинения, вам нужно выбрать одно для печати в своей газете. Обоснуйте свой выбор, опираясь на «Секреты хорошего сочинения» 11. Беседа. - Какую оценку за работу вы поставите своей группе? - Кто внёс самый больший вклад в общую работу? - Что помогло, помешало добиться лучших результатов? - Какие ранее полученные знания вам пригодились сегодня? - Чему вы сегодня учились? - Это где-нибудь пригодиться в жизни? . | Работа в группе (раздаточный материал: иллюстрации) (раздаточный материал) Фронтальная работа Групповая работа | Составляют текст «объявления» Подбирают эпитеты, сравнения и метафоры по теме «глаза, взгляд» Выполняют письменно задание. Взаимопроверка Формулируют законы «хорошего» сочинения Редактируют тексты, сравнивают Оценивают результаты работы | -навык составления текста в деловом стиле - умение использовать в речи ИВС - умение сравнивать - развитие орфографической и пунктуационной зоркости - умение составлять план - умение формулировать, развитие речи - умение анализировать чужой текст, сопоставлять 2 текста - навык самоанализа |
Используемая литература:
- Материалы сайта http://www.proshkolu.ru/
- Материалы сайта http://nsportal.ru/
- Статья «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода» http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
- Русский язык. Поурочные планы. 7 класс/ авт.-сост. Шадрина С. Б.- Волгоград: Учитель,2007.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина [и др.].- Волгоград: Учитель, 2011.
1. Приветствие. -Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого» - Запись числа и классной работы. |
2. Проблемное задание. - Сформулировать тему урока нам помогут пословицы. Не всяк красив, кто в красно наряжен. Кому что идет, то и красиво. (попутно объясняются орфограммы и пунктограммы) - Начало темы звучит так: «…», а дальше опираясь на пословицы подумайте как продолжить и обоснуйте почему. - Какие цели мы поставим на уроке перед собой? |
3. Дополнить таблицу. // (тип и стиль) - Сегодня вы не одноклассники, а коллеги –журналисты. У нас 5 редакций. 4. Викторина «Узнай героя по портрету» - Описание внешности, скажите одним словом В редакции пришли телеграммы с описанием людей, ам нужно вспомнить о ком идёт речь, назвать героя, автора и произведение. (ПОРТРЕТ Федя, «Бежин луг», Левша,Верейский, Татьяна «Муму», Дина «Кавказский пленник») - К какому типу речи и стилю принадлежат - Вы прочли описание самых разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев? (самое яркое во внешности, присущее только этому человеку) |
5. Групповая работа. - В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность и умение описать внешность человека (надо помочь найти кого-то) -Составить объявление о потерявшемся ребёнке по «фотографии» (слушаем) 6. Эмоциональная разрядка. 7. «Аукцион» - В каком стиле написан ваш текст? Что его отличает от текста в художественном стиле? (замысел автора, яркое эмоциональное описание) 8. Коррекция текста (работа с текстом) - В какой последовательности описана внешность Ассоль? 9. Беседа - Вам предстоит написать сочинение в художественном стиле. С чего начинать? (заглавие, план, отношение к человеку) «Формула хорошего сочинения» 10. Редактирование текста. - Перед вами 2 сочинения, вам нужно выбрать одно для печати в своей газете. Обоснуйте свой выбор, опираясь на «Секреты хорошего сочинения» 11. Беседа. - Какую оценку за работу вы поставите своей группе? - Кто внёс самый больший вклад в общую работу? - Что помогло, помешало добиться лучших результатов? - Какие ранее полученные знания вам пригодились сегодня? - Чему вы сегодня учились? - Это где-нибудь пригодиться в жизни? . |
Эмоциональная разрядка:
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница.
- улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
- устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
- отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин
использование групповой работы учащихся в творческом процессе подготовки
Сформулируйте свой замысел.
Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении и тон (серьезный, шутливый, грустный).
Озаглавьте свое сочинение(«Мне нравится его собранность», «Он очень добрый и умный», «А все-таки он большой чудак», «Настоящий друг»
Помните! Написать надо обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека, выделить те компоненты портрета, которые помогут раскрыть внутренний мир описываемого вами человека.
Сопоставьте внешность с нравственными качествами описываемого человека.
При описании человека обратите внимание на изменение его лица, выражения глаз, улыбки, позы в разные моменты жизни.
Покажите внешность в динамике.
Структура методической разработки должна содержать аннотацию, схему урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список литературы, которая использована т.д..
В аннотации необходимо изложить значение и роль открытого урока, педагогические цели, стоящие перед преподавателем, ожидаемые результаты. Особое внимание в аннотации следует уделить педагогической технологии или методике, по которой проводится открытое занятие.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатывается после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, полученное в процессе проведения открытого занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими учителями.
МОУ Межозёрная СОШ
Открытый урок в 7 классе.
Подготовка к сочинению-
описанию внешности человека.
Мешковская Е.Ю.
учитель русского языка,
литературы и МХК.
2014 г.
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"
Творческие мастерские Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека
Разработка урока развития речи для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....
Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека
Разработка урока развития речи для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....
Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.
Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....