Работа над ошибками как средство формирования метапредметных УУД на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

При организации работы над орфоргафическими и пунктуационными ошибками очень важны дифференцированный подход и умения учащихся самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Валентина Алексеевна.

Учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ СОШ №10

«Успех», г. Самара.

Работа над ошибками как средство формирования правописной компетенции учащихся.

При организации работы над орфографическими и пунктуационными ошибками очень важны дифференцированный подход и умение учащихся самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях.

Уже в 5-ом классе учитель должен дать ребятам две памятки:

  1. Как работать над орфографическими ошибками:
  1. Выписать слово с орфографической ошибкой, графически выделить орфограмму и кратко объяснить ее письменно.
  2. Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.
  3. Обязательно придумать и записать свое собственное предложение с этим словом. Орфограмма в слове выделяется графически.
  1. Как работать над пунктуационными ошибками:
  1. Выписать предложение, в котором допущена ошибка. Подчеркнуть правильно поставленный знак препинания. Если нужно, составить схему предложения.
  2. Кратко объяснить письменно, почему нужен именно этот знак препинания.
  3. Придумать собственное предложение с этой пунктограммой.

Применяя эти памятки, при работе над ошибкой ученик совершает несколько мыслительных операций, что позволяет ему прочно восполнить пробел в знаниях. Одновременно происходит и развитие речи учащихся, так как надо требовать, чтобы предложения, придуманные ими, были образными, разнообразными по синтаксическим конструкциям.

Чтобы и сильные, и особенно, слабые учащиеся могли успешно выполнить работу над ошибками по данным памяткам, при проверке диагностической работы, контрольного диктанта, сочинения или изложения надо не просто подчеркнуть ошибку,  но вместе с ее условным обозначением вынести на поля работы номер орфограммы или пунктограммы, указать, учебник какого класса надо использовать при работе над ней.

К 9-ому классу не у всех учащихся имеются учебники за предыдущие годы обучения. Если работа над ошибками проводится на уроке, сложно эти книги иметь на парте, много времени уходит на поиски нужной страницы с правилом.

Из этого положение найден очень простой выход: из старых учебников сделаны карточки, на которых находится само правило и простейшее упражнение на его закрепление. Надо вложить эти карточки в тетради учеников, чтобы они могли справиться с работой над ошибками самостоятельно, без помощи учителя.

Сильным учащимся предложить дополнительные карточки для домашней работы из «Дидактического материала» (к каждому учебнику разработан специалистами такой материал). Это позволяет им не только ликвидировать пробелы в знаниях, но и сделать их глубокими, прочными.

На первый взгляд, вышеизложенная система работы над ошибками очень проста и доступна. Это действительно так, если иметь ввиду ее теоретическую сторону. Сложность заключается в том, что в ее применение надо вложить много систематического труда. В первые годы работы приходилось огромное время тратить на ведение тетрадей, в которых фиксировались ошибки учеников и номера карточек, выполненных ими на закрепление орфограмм. Но после того как МОУ СОШ №10 «Успех» включилась в мониторинговые исследования по системе Н.Н. Решетникова, учитель стал иметь одну диагностическую карту на весь класс, где отражены пробелы в знаниях каждого ученика, и необходимость в этих тетрадях отпала. Благодаря диагностической карте учителю, чтобы качественно подготовить урок работы над ошибками, стало требоваться в два раза меньше времени.

В этой статье излагается еще один эффективно зарекомендовавший себя на практике вариант работы над ошибками. В ней содержатся и оригинальные пути решения проблемы, и опора на достижения последних лет в современной методике преподавания русского языка.

Литература

1. Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. – М.: «Просвещение», 1974.

2. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. – «Вопросы психологии», 1969. №2.

3. Кудрявцева С.В., Серова Г.Л. Организация и проведение мониторинговых исследований качества обучения по математике и русскому языку. Самара. Изд-во СИПКРО, 1998.

4. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка -  актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения....

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

Игра как средство повышения мотивации на уроках русского языка

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль....

Презентация как средство систематизации знаний на уроке русского языка

Материал включает документ с описанием работы в 5 классе по систематизации знаний при изучении суффиксов -чик, -щик , а также презентацию....

Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).

Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....