Антонимы
план-конспект урока по русскому языку на тему

Артамонова Ольга Викторовна

Работа со словами антонимами. Развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Антонимы

Цель:

Учить находить противоположные понятия.

Формировать внимание, память и мышление.

Расширять словарный запас.

Развивать связную речь.

Орг.момент.                                                                                                                   «Друзья мои, я очень рада                                                                                    Войти в приветливый наш класс,                                                                                                И для меня уже награда,                                                                                                                    Вниманье ваших умных глаз». 

 - Сегодня на уроке мы с вами продолжаем путешествие по морю слов.                   - Напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении: 

гагнгтгогнгигмгы                                                                                 - Что интересного заметили? (повторяется буква Г)                                                 - Какое слово зашифровано в цепочке букв? (антонимы)                                              - Запишите это слово на второй строчке. - Знакомо вам это понятие? – Вспомните, что такое антонимы?

Запишите в тетрадь. Найдите антонимы.

Думай медленно, работай быстро.

Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя.

В греческом языке анти обозначает «против».

Сформулируйте правило, что такое антонимы. Обратите внимание «Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».

- Назовите антонимы.

 Маленький – (большой),                                     сидеть – (стоять),                                   мир – (война),                                                        пожилой человек – (молодой), хороший – (плохой),                                              грустный – (веселый),                                начало – (конец),                                                                                                   нашел(потерял).                                                                                                              Верные – неверные утверждения (даны слова):                                           

День – ночной, добрый – зло, работать- отдых.                            -это антонимы? Нет.  Докажите. (Не являются антонимами, т. к. отвечают на разные вопросы). 

- Исправьте ошибки, подберите и запишите пары слов правильно:

– К какой части речи относятся слова?

Вывод: антонимы – это слова противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи

«Противоположные слова» 

1 группа: 

бездельничать – …

огорчаться –

вставать –

идти –

плакать...

 2 группа:

враг – …

холод –

лето –

пол –

вход –

3 группа: 

старый –

медленный-

холодный –

морозный –

веселый –

Проверка: 1группа Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться, вставать – садиться, идти – стоять, плакать - смеяться. - Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) 

2 группа: Враг – друг, холод – жара, лето – зима, пол – потолок, вход - выход. - К какой части речи относятся данные слова? (имена существит.) 

3 группа: Старый – новый, медленный- быстрый, холодный – теплый, морозный – жаркий, веселый - грустный.

 - А эти слова, какой части речи? (имена прилагательные)

 - Какой можно сделать вывод? (антонимы могут быть существит., прилагат., глаголами, но обязательно они должны быть одной частью речи) 

- Как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? (делают речь образной, выразительной) 

- Где мы можем встретить антонимы? (на уроках математики: сложение-вычитание, умножение-деление; в сказках: «Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли» « Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом»; в названиях произведений художественной литературы ( А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий») 

Динамическая пауза - игра «Наоборот»  

Шаг вперёд - шаг назад

Присесть – встать 

Руки в стороны-руки вместе 

Руки вверх - руки вниз.

Зарядка для рук. 

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз - два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

- Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Прочитайте текст, замени подчёркнутые слова антонимами.

Сегодня холодный  хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

Подбери антонимы к словам 

красиво –_______________, мороз – _________________, рассвет – _______,

родина – _______________, устный –________________ ,хорошо – __________,

чёрный – ______________ ,здоровый - _______________, сахар -____________, жадность - _____________, медленный - _____________ до свидания - ________, чёрный - … 

Допишите  пословицы. - В каждой пословице подчеркни  антонимы.

Мягко стелет, да _____________  спать.

Легко сказать, да ____________ сделать. 

Ученье – свет, а неученье _________ .

Труд человека кормит, а ________  портит.

Лето припасает, а зима ______________ . 

Ложь стоит на одной ноге, а __________ – на двух. 

Маленькое дело лучше _______________  безделья. 

Глупый киснет, а ________________ мыслит.

Ответ: жёстко, тьма, лень, подъедает, правда, большого, умный.

Подбери антонимы в пословицы и запиши. Объясните смысл пословиц.

Болен – лечись, а … - берегись.

От малой искры, да … пожар. 

Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит. 

Меньше говори, да … делай. 

Кто больше знает, тот … спит. 

Доброе слово дом построит, … слово дом … .

Не дорого начало , похвален …конец.  

Упражнение в нахождении антонимов в тексте.

Отгадайте загадки.            Запишите пары слов антонимов.

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.                барабан

Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.

Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.            
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

- Я буду называть слова, а вы подберите к ним антонимы:  В МЯЧ

горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Многозначные слова могут иметь разные антонимы (в зависимости от значения) и каждая такая пара антонимов существует самостоятельно (мягкий – твёрдый, мягкий – резкий отказ).

Подберите к выделенным словам антонимы (при необходимости используйте словарь антонимов) (выполняется на доске):

Будничный день,                                        весёлая история,                                 интересный рассказ,                                  скрытный характер,                  первый шаг,                                                   быстрое движение,                                  большой оптимист, материнская любовь,                                предстоящий отъезд,                                 исчезать за горизонтом.

Подбери антонимы к выделенным словам.

(Задание выполняется на индивидуальных картах.)

Надо делать людям не зло , а _____ .

Добро помни, а зло ______.

Мы уважаем в людях _______ , презираем трусость.

Маленькое дело лучше ______ безделья.

Новых друзей наживай, а ______ не теряй.

От радости старики молодеют, а от печали молодые ______

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...