Технологическая карта урока Не с именами существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Не с именами существительными»
Ф.И.О. педагога: Мельникова Вера Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок добывания новых знаний | ||
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу. Задачи урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение); воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: презентация, текст, пословицы, тест, алгоритм написание сказки и синквейна, лото, оценочные листы. УМК: Учебник русского языка 6 класс. Методические рекомендации к учебнику по русскому языку 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку. «Верь в себя, в свои силы, в возможность бесконечного творчества, и тогда всё получится» Аристотель | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Организация рабочего места. Демонстрируют готовность к уроку. | |
II. Актуализация знаний и этап мотивации. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия. | Задание . Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов. Какая мысль объединяет эти пословицы. Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей. (Не)имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь. Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит. Работа с текстом. (Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко. Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса! — Что перед нами? — Назовите стиль речи. — Тип речи Ребята, внимательно посмотрите на текст. Мы можем помочь частице -НЕ-? Как будет звучать тема нашего урока? | Работа в парах. Пары обсуждают правописание выделенных слов, отвечают на вопрос, участвуют в определении темы урока. Не кланяйся, не имей, не разрубишь – пишем раздельно, потому что это глаголы; ненавидит – раздельно, так как этот глагол без НЕ не употребляется. Работа в парах. Чтение текста. Текст. Художественный. Повествование с элементом описания. Нет. Мы не знаем, когда частица –НЕ- пишется слитно, а когда – раздельно с существительными. Не с именами существительными. | Обсуждают, осуществляют контроль и оценку Извлекают нужную информацию, Выполняют логические операции, делают умозаключение |
III. Этап целеполагания и планирования | Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. - Что необходимо для того, чтобы научиться писать существительные с НЕ? | Пары участвуют в постановке цели урока. Научиться писать НЕ с существительными Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких – раздельно. | Умеют слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Высказывают и аргументируют свое мнение по заданию. |
IV. Проблемное объяснение нового материала Цель: Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. | Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С». -Относящийся невнимательно к своей работе ( небрежный). -Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (невзлюбить) . -Не очень много, в некоторой степени, слегка(немножко) . -В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (небылица). -Неизвестный человек(незнакомец). -Оставшийся неповреждённым (невредимый) . -Неаккуратный человек (неряха). -Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться(неугомонный) . -Грубый, невоспитанный человек (невежа) . -Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области(невежда) . -Растение с мелкими голубыми цветками (незабудка) -Горе, несчастье (невзгода) . -Неожиданный, случайный; гость, например(неожиданно-негаданно) . -Непривлекательный с виду, некрасивый (невзрачный) . -Находиться в недоумении (недоумевать) . -Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (недотрога) . Что объединяет слова в ваших карточках? Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь -К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы. О б р а з е ц : друг – недруг (враг) Счастье – несчастье (горе.) Внимательность – невнимательность (рассеянность). Воля – неволя (рабство). Погода – непогода (слякоть). Противник – неприятель (враг). Правда – неправда (ложь). Уверенность – неуверенность (сомнение). - Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно? 3. Работа в парах Игра «Собери пословицы». Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать. (Не) работа сушит, а забота. (Не) печь кормит, а руки. Глупость (не) порок, а беда. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. - Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах? - Когда –НЕ- приставка, часть корня, частица? Начертите схему правила: правописание не с существительными. | Игра «Лото». По лексическому значению определяют значение слова и закрывают его фишкой, а существительные закрывают с фишкой С. Знакомятся с результатами работы. Взаимопроверка.
Ребята обсуждают в парах вопросы, отвечают на них. - Не Записывают в тетрадях Рисуют схему. Таким образом выводят правило правописания НЕ с существительными | Извлекают необходимую информацию из различных источников. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Осуществляют логические действия |
V. Первичное закрепление изученного Цель: закрепление предметных умений, универсальных действий ( решение предметных задач) | Физкультминутка Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с НЕ раздельно, вы хлопаете в ладоши над головой. Игра «Веришь ли ты…» Веришь ли ты, что НЕ является в существительном приставкой, частью корня, просто частицей?» Веришь ли ты, что не с именами существительными всегда пишется слитно? Почему?» …..
Работа по учебнику. Предлагает выполнить упражнение | Выполняют элементарные физические упражнения, соглашаясь или опровергая сказанное. Отвечают на вопросы Выполняют упражнения 285 | Формулируют ответы на вопросы. Логически мыслят. Извлекают нужную информацию |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: контроль знаний. | Предлагает выполнить задание теста | Выполняют тест. Самопроверка теста | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания на уроке. | 1 группа составляет синквейн по теме урока. 2 группа отвечает на вопросы. – Над какой темой мы работали? – Каких успехов вы достигли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? - Кого и за что хотели бы вы поблагодарить после уроков? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: 1. выполнить упражнение 291; 2. из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в которых не с существительными употребляется раздельно; 3.написание сказки «Не с существительными» Дерзайте! Творческих вам успехов! | Выполняют предложенное задание. Формулируют ответы на вопросы. Учащиеся выбирают из предложенного материала домашнее задание.Записывают задания, задают уточняющие вопросы. Знакомятся с алгоритмом написания сказки. | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск способов их решения |
Раздаточный материал :
1. Игра «Лото»
НЕБРЕЖНЫЙ | НЕВЗЛЮБИТЬ | НЕВЕЖА | НЕМНОЖКО |
НЕЖДАННО- -НЕГАДАННО | НЕБЫЛИЦА | НЕУГОМОННЫЙ | НЕЗНАКОМЕЦ |
НЕВЕЖДА | НЕВЗРАЧНЫЙ | НЕВЗГОДА | НЕРЯХА |
НЕДОТРОГА | НЕЗАБУДКА | НЕДОУМЕВАТЬ | НЕВРЕДИМЫЙ |
2. Тест
1. «НЕ» с существительными пишется слитно:
1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;
3) если слово без «НЕ» не употребляется.
2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:
1) Он всё время рассказывал (не)былицы.
2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.
3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.
3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:
1) В (не)счастье важна поддержка друга.
2)На его лице было написано (не)годование.
3) (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.
4. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:
1) Он никогда (не)видел моря.
2) (Не)приятель был разгромлен.
3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.
5. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:
1) Дурное слово друга делает его (не)другом.
2) В небесах туча – на земле (не)счастье.
3) (Не)знание ценны, а умение их использовать.
6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:
1) Не вежливость вызывает возмущение.
2) В сочинении надо было отметить недочёты.
3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.
3. Алгоритм написания сказки:
1.Выберите объект, о котором будете писать.
2.Найдите литературу, желательно выйти за рамки учебника. Порой мимоходом прочитанный отрывок о живом существе или природном объекте наталкивает на тему сказки.
3.В сказке полагается быть зачину, кульминации и развязке. Не забывайте о связи зачина и развязки.
4.Продумайте сказочный сюжет:
4.1.Используйте термины;
4.2.Не забудьте о волшебных предметах и волшебных превращениях ;
4.3. Не забудьте, что в сказке всегда торжествует добро, а зло бывает наказано.
5.Продумайте жанр вашего произведения. Это может быть сценарий, стихотворение, баллада, музыкальное шоу и т.д.
6.Продумайте характеры героев и постарайтесь быть последовательными в их изображении.
Предупреждение об ошибках:
1.Не заменяйте сказку простым пересказом правила или описанием объекта.
2. Не забывайте, что имена героев пишутся с заглавной буквы.
Дерзайте! Творческих вам успехов!
4. Памятка для составления синквейна
Классический синквейн — это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:
1. Первая строка содержит одно двуслоговое слово. Это может быть термин, фамилия, понятие.
2. Вторая строка содержит четыре слога, может быть из одного — двух слов — определения предмета, темы стихотворения.
3. Третья строка — шесть слогов — глагол (глаголы), определяющий возможности деятельности «героя» синквейна.
4. Четвертая строфа содержит восемь слогов (предложение, раскрывающее смысл главного слова синквейна).
5. Последняя строка — одно слово из двух слогов, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное"
Тема урока: Имя существительное как часть речиУрок «открытия» нового знания Форма урока: дистанционныйЦели урока: Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия опре...
Технологическая карта урока "Орфограммы в именах прилагательных". 6 класс
Технологическая карта урока русского языка "Орфограммы в именах прилагательных". УМК "2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...
Технологическая карта урока "Орфограммы в именах прилагательных". 6 класс
Технологическая карта урока русского языка "Орфограммы в именах прилагательных". УМК "2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....
Технологическая карта урока " Три склонения имен существительных", 5 класс (с презентацией)
Цель урока :систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, повторить правила написания падежных окончаний имен существительных в единственн...
Технологическая карта урока. Тема: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...