ОУД.01 Русский язык и литература: русский язык
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: русский язык разработана в соответствии с примерной программой ФГАУ «ФИРО» и ОПОП по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud_._01_russ._yaz.docx | 70.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф-02-ОСН-24
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык и литература: русский язык
по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
2017г.
Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол №______ от «___»______________20___г. Председатель ПЦК ________________ Бубекова И.С. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ________________О.В. Жакупова «___»_______________20__ г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: русский язык разработана в соответствии с примерной программой ФГАУ «ФИРО» и ОПОП по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
Организация-разработчик: ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»
Разработчики:
Лазарева Светлана Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»;
Шавалеева Илюся Мухаметовна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»
Технический эксперт: Бубекова И.С., председатель ПЦК
Эксперт-рецензент: Каляпина Е.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ 14
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 15
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.010 Русский язык и литература. Русский язык
1.1. Область применения программы
Рабочая программа ОУД.01Русский язык и литература :русский язык является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина ОУД.01Русский язык и литература: русский язык входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы ОУД.01 Русский язык и литература :русский язык направлено
на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского языка и других народов
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 133 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 89 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 44 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 133 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 89 |
В том числе: | |
практические занятия | 78 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 44 |
в том числе: | |
домашние работы | 44 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире | 2 | 2 | ||
Контрольная работа № 1 Входной диктант | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
История развития русского языка | |||||
Раздел 1Язык и речь. Функциональные стили речи | 12 | ||||
Тема 1.1Язык и речь | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста | 2 | 2 | ||
Тема 1.2 Функциональные стили речи. Текст | Практические занятия | 6 | 2 | ||
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный и научный стиль речи Официально-деловой и публицистический стиль речи стиль речи, их назначение Основы ораторского искусства. Художественный стиль речи и его признаки | |||||
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Язык и культура | |||||
Молодежный сленг и жаргон | |||||
Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 12 | ||||
Тема 2. 1 Фонетика. Орфоэпия и графика | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | 3 | |||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики | |||||
Тема 2. 3 Орфография | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з-/ с-. Правописание и/ы после приставок | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Сделать фонетический разбор слов | |||||
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация | |||||
Раздел 3 Лексикология и фразеология | 12 | ||||
Тема 3.1 Лексическая система языка. Активный и пассивный словарный запас | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Записать лексическое значение слов | |||||
Выразительные средства языка. Предупреждение и исправление ошибок в употреблении омонимов и синонимов | |||||
Тема 3.3Фразеология | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 4 | 3 | |||
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — вы- ведение алгоритма лексического анализа | |||||
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Написать мини-сочинение, используя 10-12 фразеологических оборотов | |||||
Контрольная работа № 2 по теме «Лексика и фразеология» | 2 | 3 | |||
Раздел 4 Морфемика, словообразование, орфография | 14 | ||||
Тема 4.1 Морфемика. Словообразование | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразовательный анализ | |||||
Тема 4. 2Орфография | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре- | |||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка | |||||
Раздел 5Морфология и орфография | 50 | ||||
Тема 5.1 Имя существительное | Практические занятия | 2 | 3 | ||
Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Право- писание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Составить словосочетания с разносклоняемыми существительными; вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, объяснить их написание | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Сделать морфологический разбор глаголов, причастий, деепричастий | |||||
Тема 5. 2 Имя прилагательное | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Сделать морфологический разбор прилагательных | |||||
Тема 5. 3 Имя числительное | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Простые и составные числительные | |||||
Тема 5. 4 Местоимение | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Определить подчинительную связь в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание | |||||
Тема 5. 5 Глагол | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте | |||||
Тема 5. 6Причастие и деепричастие | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Образование и правописание действительных и страдательных причастий. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Образование и правописание деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия | |||||
Практические занятия | |||||
Тема 5. 7 Наречие | Грамматические признаки наречия и степени сравнения наречий. Правописание наречий. Слова категории состояния | 4 | 3 | ||
Контрольная работа № 3 Р.р. Сочинение по картине | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | |||
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора | |||||
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, объяснить их написание | |||||
Тема 5. 8 Служебные части речи | Практические занятия | 4 | 2 | ||
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний | |||||
Р.р. Изложение | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||
Служебные части речи Выразительные возможности служебных частей речи Правописание НЕ и НИ с разными частями речи Различение частиц НЕ и НИ Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов Слитное, раздельное написание союзов | |||||
Раздел 6 Синтаксис и пунктуация | 28 | ||||
Тема 6. 1Основные единицы синтаксиса | Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Определить подчинительную связь в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание Объединять в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их сочетаемости | |||||
Тема 6. 2 Простое предложение | Практические занятия | 8 | 3 | ||
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему | |||||
Тема 6. 4 Сложное предложение | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Способы передачи чужой речи | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 9 | 3 | |||
Употребление сложносочиненных предложений в речи. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге | |||||
Контрольная работа № 4 | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа | 6 | ||||
Анализ постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях | |||||
ИТОГО ЗА ГОД | 133 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: русский язык требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2013.
- Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. – эл. ресурс
- Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый уровень: в 2 ч/Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. - эл. ресурс
- Ларионова Ю.А. Фразеологический словарь современного русского языка. – М.: Аделант, 2014. - эл. ресурс
- Русский язык: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/(Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – М., Академия, 2012
Дополнительные источники:
- Греков В.Ф. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
- Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум – М, 2006
- Кузнецова Н.В. Русский язык. – М.: Просвещение, 2010.
- Орфографический словарь русского языка для школьников. — М.: РИПОЛ классик, 2009. —704 с. — (Современные школьные словари). – эл. ресурс
- Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
- Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
- Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
- Сычева Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка 100% грамотность за 20 минут в день / Наталья Сычева. – М.: АСТ, СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2012. – эл. ресурс
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | устные сообщения обучающихся (доклад, реферат, сообщение); устный опрос обучающихся |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | выборочный диктант с языковым разбором; языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | карточки с заданиями; лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | построение монологов, диалогов разговорного стиля; создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | фонетический разбор слова; морфемный разбор слова; орфоэпический анализ слова; орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя |
Знания: | |
связь языка и истории, культуры русского языка и других народов | устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы |
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных занятий, наблюдений); восстановление деформированного текста повествовательного характера |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | осознание цели и ситуации устного общения; адекватное восприятие звучащей речи; понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий) |
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; рецензирование; создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата | Изменения | Подписи | ||
разработчика программы УД | председателя ПЦК | зам. директора по УР | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"
Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...
Информация о профессиональных достижениях за 2016-2021 годы учителя коми языка и литературы, русского языка и литературы МОУ Вочевская СОШ Морохиной Татьяны Григорьевны
Мои профессиональные достижения за последние 5 лет...
Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"
Уроки с приемами интеграции - это метод креативного образования, который даёт возможность не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....