«Лингвистическое путешествие»
статья по русскому языку (6 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_russkiy_yazyk.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коломоец Татьяна Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №29 г. Георгиевска Ставропольского края
Класс: 6В
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Лингвистическое путешествие»
Цели:
- стимулировать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы учащихся, их способности;
- увеличить словарный запас учеников;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение учащихся работать в группах.
Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор;
- презентация Microsoft Power Point.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию. (Слайд 2).
Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык (от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. (Слайд 3)
На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.
Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).
Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри). (Слайд 4)
А теперь проведем лингвистическую разминку.
Лингвистическая разминка.
- Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
- Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила?
- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
- Как большой дом превратить в маленький?
- В каких словах по сто согласных?
- Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
- Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Слайд 5)
Итак, отправимся в путь, капитаны команд, получите ваши маршрутные листы.
(Слайд 6)
1. Станция «Фонетическая»
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
1)из слова ЛЁН – цифру,
2) из слова ЛЕЙ – название дерева
3) из слова ЛОБ – название настила
4) из слова ЛЮК – большой мешок,
5) из слова ТОК – домашнее животное,
6) из слова ШЕЛ – неправду,
7) из слова ШЕЙ – просьбу,
8) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,
9) из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,
10) из слова ЛЁД – материал для крыши.
(Слайд 7)
2. Станция «Орфоэпическая»
- Расставьте ударения в следующих словах:
Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.
- Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.
(Слайд 8)
3. Станция «Орфографическая»
Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.
(Слайд 9)
4.Станция «Словообразовательная»
Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень. А вы попробуйте найти корень в следующих словах:
БЕСЕДКА, БЕСТОЛОЧЬ, БЕЗДЕЛКА, БЕЗДНА, БЕСЁНОК, БЕСКОЗЫРКА, БЕСТИЯ
(Слайд 10)
5.Станция «Лексическая»
Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:
А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
(Слайд 11)
6. Станция «Фразеологическая»
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означает фразеологизмы: а) делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.
2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
Куры денег не клюют
Язык чешется
Галопом по Европе
Делать из мухи слона
(Слайд 12)
7.Станция «Морфологическая»
Вы читали сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, войся Бармаглота,сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастый Брандашмыг!
(Слайд 13)
8.Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
1 команда К
2 команда Л
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
(Слайд 14)
9. Станция «Пунктуационная»
О каких знаках препинания идет речь?
1.Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
2.Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
3.Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Стихи С.Пивоварова
(Слайд 15)
2.Расставьте недостающие запятые.
Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
(Слайд 16)
Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"
Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...
Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса
Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...
"Лингвистическое путешествие" в 6 классе
Внеклассное мероприятие...
"Презентация "Лингвистическое путешествие"
Внеклассное мероприятие...
Лингвистическое путешествие
Лингвистическое путешествие...