Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Горелова Тамара Александровна

Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект мероприятия16.45 КБ
Office presentation icon презентация 493 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по русскому языку в 5 – 6 классах  «Лингвистическое путешествие к Лукоморью».

Провела               Горелова Т.А.

Цели и задачи: Развивать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы, учить применять на практике знания, полученные на уроках, закрепить понятие о сказке как жанре, закрепить понятие о синонимах, антонимах, омонимах. Сплотить ребят, развивать чувство взаимопонимания, взаимовыручки, развивать навыки общения.

Предварительные задания ученикам:

  1. Вспомнить, что знают о русской народной сказке.
  2. Создать 2 команды, придумать название команды, девиз.

Оборудование: компьютер, проектор, Словари, в том числе этимологические, костюм бабы яги, призы и подарки.

Ход мероприятия.

(Мероприятие сопровождается показом слайдов)

Ведущий. Мы заучивали наизусть сказку А.С.Пушкина: «У Лукоморья дуб высокий, Златая цепь на дубе том…» Там было много сказочных чудес. Я вам предлагаю отправиться туда. Есть, правда, одна проблема. Что это за «Лукоморье» и где его искать?

-Что такое ЛУКОМОРЬЕ, что означает это слово? Какие есть синонимы в русском языке? Может, они нам помогут? (Дети называют ЛУК…)

-Где можно узнать значение слова? В каком словаре? (В Толковом) – дети находят определение слова.

-Кроме того, есть ещё один словарь – этимологический – в котором можно узнать происхождение слова, его жизнь а языке.(Дети находят значение слова ЛУКОМОРЬЕ в этимологическом словаре и сравнивают его с предыдущим определением. Выясняется, что это слово действительно по значению связано с ЛУКОМ, но не с тем, что едят, а с другим словом.)

-Как называются такие слова? – омонимы. 

Ведущий  Молодцы! Теперь мы знаем, где искать тот дуб, по которому ходит Кот учёный. И поплывём мы туда на двух кораблях. Сейчас разделимся на 2 команды. Капитаны, постройте свои команды. (Каждая команда говорит своё название, девиз). Теперь можно отправиться в путь.

(Меняется слайд)  «Там ступа с бабою ягой идёт-бредёт сама собой…) Ребята, а вы хотите встретиться с Бабой Ягой? Сейчас встретитесь, вот только сначала ответьте, что означает ЯГА? Где можно об этом узнать? (Закрепляется понятие «Этимологический словарь». Дети в словаре ищут определение слова ЯГА: это злая старуха, которая приходила обычно по ночам и пугала детей.)

-Ну а теперь хотите встретиться с Бабой Ягой? Не испугаетесь? Тогда отправляемся в путь.

(Ведущий уходит и возвращается в костюме Бабы Яги.)

-Здравствуйте, ребятишки. Читаете, читаете вы свои книжки,

А вот то вам невдомёк,

Что умных и послушных ребятишек

Я даже очень люблю,

Особенно если их посолить

Да в печке русской на лопатке изжарить.

Ну-ка вот ты, мальчишка, ( какой румяненький, толстенький, упитанный) покажи, как ты умеешь загадки отгадывать. Скажи, как можно войти в мою избушку?

(Ученик говорит «волшебные слова).

Это была только присказка, сказка будет впереди!

Б.Я.: Вот вам мои испытания. Мой сказочный язык полон разных мудрёных слов. Я уж и сама забыла, что они значат.

(задания – на слайдах) Каждая команда даёт ответы на листочках.

 Б.Я. зачитывает вопросы, делает к ним комментарии.

Б.Я.: Вы задания выполните да перешлите ответы по почте на моё имя. А уж я проверю и награжу всех по заслугам. Кто-то получит медовый пряник за сказку,      а кто-то бубликов связку.

(Ребята сдают листочки с ответами жюри.)

Б.Я.: А теперь мы совершим путешествие в прошлое на машине времени.

(Слайды возвращаем к заданию №1,2…. . Опять прочитываются задания, жюри по ключам проверяет ответы ребят и начисляет баллы, попутно даётся правильный ответ.)

Б.Я.: Подходит к концу наше путешествие. Но чтобы оно закончилось, не хватает сказочной концовки. Как обычно заканчивается сказка?

(Концовкой:       Вот и сказка вся, больше врать нальзя.

                              Вот вам сказка, а мне бубликов связка.

                              Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

(Баба Яга прощается с ребятами и уходит, возвращается ведущая)

Ведущая: Дорогие сказочники! Нелегко было определить самую сказочную команду. Все показали себя любознательными исследователями, многие тайны открылись перед вами. Поэтому решено вручить призы обеим командам: как и обещано, одной команде(называется проигравшая команда) – бубликов связка (вручается связка баранок), а другой – медовый пряник (вручается связка пряников).

(Заканчивается мероприятие общим чаепитием).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Лингвистическая экспедиция к Лукоморью. У Лукоморья дуб высокий. Златая цепь на дубе том…

Слайд 3

Там ступа с Бабою Ягой Идёт-бредёт сама собой… Что такое СТУПА ? И кто такая Баба Яга? Что значит её имя: ЯГА? В каком словаре можно узнать ответ на этот вопрос?

Слайд 4

1 В сказках часто встречаются устаревшие слова. «Переведите» их на современный язык посулить поведать грош над златом чахнет дол

Слайд 5

2 Объясните лексическое значение выделенных слов 1 Не стали старик со старухой Ивана удерживать да отговаривать. Снарядили они его в путь-дорогу . 2 - Что ты, мой конь, споткнулся? Или чуешь , что Иван-Крестьянский сын здесь? 3 - Спасибо,-говорит,- прохожему человеку. С мечами нам куда сподручнее биться будет!

Слайд 6

3 Вспомните «сказочные» выражения, синонимичные подчёркнутым: Что, Иванушка, кручинишься , а мне правды не сказываешь? Царевна была красоты невероятной . Здравствуйте, молодцы! Куда едете ? Отправился Иван-царевич за Василисой Премудрой очень далеко . Ехал Иванушка по лесу какое-то время и набрёл на избушку.

Слайд 7

4 Какое значение имеет слово красный в следующих предложениях: Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. Стали жёны кликать мамушек, нянюшек да красных девушек. Стоит дуб, вершиной в облака упирается, корни во сто вёрст в земле раскинул, ветками красно солнце закрыл. В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос?

Слайд 8

5 Кто вспомнит больше постоянных эпитетов, характерных для сказки: молодец – добрый девица – красная поле – чистое ночь – камень – трава – конь – Продолжите этот список!

Слайд 9

6 К выделенным словам подберите синонимы: - Ква-ква, Иван-Царевич, - говорит лягушка-квакушка. – Что ты так печален ? Или услышал от своего отца слово неласковое ? Не тужи . Ложись почивать . Утро вечера мудренее .

Слайд 10

7 Пузырь, соломинка и лапоть. Можно ли это произведение назвать сказкой? Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки. Не знают, как через реку перейти. Лапоть говорит Пузырю: Пузырь, давай на тебе переплывём! Нет, Лапоть, пусть лучше соломинка с одного берега на другой перетянется, а мы перейдём по ней. Соломинка перетянулась. Лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Слайд 11

Выигравшим - сказка, а проигравшим – бубликов связка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Путешествие в сказку"

Внеклассное мероприятие по английскому языку разработано с целью активизации диалогической и монологической речи, а также повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьни...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Путешествие по морю лексики и грамматики"

Внеклассное мероприятие " Путешествие по морю лексики и грамматики"Актуально :в  рамках предметной неделиКласс: 5-6УМК: любой...

РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....

Внеклассное мероприятие по математике: «Математическое путешествие»

Внеклассноа мероприятие по математике,проводимое в неделю математике...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...