"Лингвистическое путешествие" в 6 классе
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистическое путешествие». 6-й класс
Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников
Задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
- формирование умения работать в команде, сотрудничать;
- формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
- развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
- совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие, (слайд 1) а по какой стране мы будем путешествовать вам необходимо отгадать. Для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”
Ответ: слайд 2
Л | И | Н | Г | В | И | С | Т | И | К | А |
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке) Слайд 3
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
Отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои знания и умения.
Путешествие нам предстоит непростое. Посмотрите на карту нашего путешествия слайд 4), сколько удивительных мест нам предстоит пройти, чтобы получить ключ знаний.
Представление жюри: Писарева Е.Ю, Катальникова Н. В.
Представление команд .А сейчас поприветствуем команды.
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Бобрята”. Наш девиз:
«Нам сегодня не до скуки –
Мы грызем гранит науки!»
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “Знайки”. Наш девиз:
«Смекалки и находчивости нам не занимать!
Все, чему учились, мы будем вспоминать!»
Жюри оценивает приветствие. Максимальная оценка – 5 баллов.
Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
Разминка (немножко разомнемся перед игрой). Слайд 5
- Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)
- Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
- Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
- Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)
- В каком слове сорок гласных? (сорок – а)
- Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)
- Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
- Что стоит в середине земли? (буква м)
- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)
- Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
- Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
- Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)
- Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент?(кочегар – кочерга)
- Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)
- Какую часть сова можно в земле найти? (корень)
- Какую сточку не может прочесть ни один учёный? (сточка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”)
- Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог – “внешний повод к чему-нибудь”, наречие – “совокупность диалектов какого-либо языка”)
- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (точка – “след от прикосновения, укола”, “место в пространстве”, “место, пункт, где что-либо происходит”)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
- Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
- Слово “белый” по отношению к слову “чёрный” (антонимы).
- Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
- Неопределённая форма глагола (инфинитив).
- Изменение глагола по лицам и числам (спряжение) .
- Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
- Часть слова без окончания (основа).
- Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
- Предложение с двумя грамматическими основами (сложное) .
- Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика) .
Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий правильное произношение. Что это за станция?
- СТАНЦИЯ – ОРФОЭПИЯ. (слайд 6)
Сценка «Ударение»
Мальчик: Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама:
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
-А я лекарство принял. А здесь написано…(читает): «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».
-Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
-Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Предлагаю разгадать загадки, поставив правильно ударения в словах.
***
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету.(ИРИС-ИРИС)
***
Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу- преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (АТЛАС-АТЛАС)
****
Скорей ,сестра ,на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руки окуни.
Не бойся это …(ОКУНИ-ОКУНИ)
Ребята, а кто знает, как называются данные слова, которые вы отгадали? (омографы). Это слова, совпадающие по написанию, но не по произношению. Замок(дворец), замок(на двери). Слайд 7
Вывод : Необходимо правильно произносить слова. А если не знаете точно как произносится слово, то нужно обратиться к орфоэпическому словарю( показываю словарь).
Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
2. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА .Слайд 8
Вступит. слово учителя.
Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля.
Часто при возникновении вопросов о языке, можно услышать “посмотрим у Даля”, “встречается у Даля”, “обратимся к Далю”. При этом имеется одно то же “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.( команды приготовили Д/З, давайте послушаем их, небольшие сообщения). Я думаю ребята поработали достойно, и двум командам можно поставить по 5 баллов. А давайте вспомним какие слова называются заимствованными? (слова, вошедшие в русский язык из других языков) Слайд 9
Замените заимствованные слова русскими:
1) брошюра – небольшая книжечка 2) финал – завершение, конец 1) инструкция – указание 2) антракт - перерыв 1) шоссе – дорога 2) контролировать - проверять 1) агрессивный – враждебный 2) анонс – предварительное объявление 1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение 2) директор – руководитель учреждения 1) колоссальный – очень большой, огромный (успех) 2)стабильный – прочный, постоянный.
Третья наша станция. Итак! Внимание!!!! Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
3. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
“Отгадай фразеологизм и объясни его значение” Слайд 10
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, пуп земли, вешать лапшу на уши, зарубить на носу. Слайды 11,12,13, 14, 15, 16_
Но это еще не все задания на этой станции.
Раскрыть смысл фразеологизмов ( можно одним словом).
- Рукой подать (близко) мозолить глаза (надоедать)
- Через час по чайной ложке (медленно) точить лясы (болтать)
- Морочить голову (обманывать) клевать носом (засыпать)
- Во весь дух (быстро) бить баклуши (бездельничать)
- Работать, засучив рукава (усердно) хоть глаз выколи (темно)
- Прикусить язык (замолчать) Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)
Следующую станцию вы узнаете ,если назовете раздел лингвистики, изучающий части речи.
4. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ Слайд 17
Раздаю кроссворды. Время выполнения 5 минут. Затем кроссворды сдаются на проверку жюри.
Отгадайте кроссворд ( раздаточный материал “Морфология”)
Кроссворд.
- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
- Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
- Как называется изменение имен существительных?
- Какая часть речи может быть одушевленной и неодушевленной?
- Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
После того, как сдали листочки жюри, показать слайд 18. Можете взглянуть, кто допустил ошибки?
А теперь хочу дать полезные советы ученикам. Команды по очереди вставляют орфограммы, раскрывают скобки. Слайд 19
Ребята, на следующей станции капитаны команд будут исправлять пунктуационные ошибки . Как же называться будет наша станция? (станция-пунктуация) . Что изучает пунктуация? (систему знаков препинания и правила их построения)
5 Станция-пунктуация
Прошу капитанов остановиться на данной станции, выполнив задание. (раздаточный материал по пунктуации). Пока капитаны выполняют задания, мы с вами не будем терять времени и попробуем разгадать ребусы. (Слайд 20,21,22)
Белка – запасливое животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево, а при необходимости может спуститься на землю. Свой длинный, пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжках.
Обыкновенная белка приносит потомство два раза в год – весной и летом. В одном выводке от трех до десяти бельчат. Малыши рождаются голыми, слепыми и практически беспомощными. Примерно через месяц после рождения у бельчат прорезываются глазки, а уже через год это полноценная взрослая особь.
Она запасает в дуплах или у корней различный корм и использует его в голодный сезон года. Рацион белок обширен: древесные семена, фрукты, орехи и ягоды, грибы, кора и лишайники. Помимо растительной пищи, белка питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, охотно поедает птичьи яйца, ящериц и змей, птенцов.
Заключительная часть.
Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу.
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Слово жюри. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"
Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...
Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса
Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...
"Презентация "Лингвистическое путешествие"
Внеклассное мероприятие...
Лингвистическое путешествие
Лингвистическое путешествие...
Презентация "Лингвистическое путешествие" для 5 класса
Презентация содержит задания по русскому языку для 5 класса...