Контрольное изложение текста «Могила Пушкина»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Мамутова Эльвира Мидатовна

План-конспект урока "Контрольное изложение текста «Могила Пушкина»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык 8 класс40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

8 класс

План-конспект урока

Тема: Контрольное изложение текста «Могила Пушкина»

Цель:

Образовательная: проверить уровень сформировнности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков обучающихся;

Развивающая: расширить и углубить предметную компетенцию обучающихся;

Воспитательная: содействовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний. 

Оборудование: текст изложения, портрет А. С. Пушкина, цветная фотография могилы поэта, памятники. 

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

«Микрофон»

Что, по вашему мнению, означает выражение «памятник нерукотворный»?
III. Постановка учебной задачи

Мотивация учебной  деятельности

Учитель Изложение – традиционная форма учебной деятельности.

Популярность изложения объясняется, прежде всего, тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. В этом отношении изложение занимает как бы промежуточное положение между сочинением и диктантом, по отдельным позициям уступая им, но — как синтетическая форма — во многом их превосходя.

Во-первых, изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.
Во-вторых, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без всякого сомнения, способствует формированию определённых речевых навыков и — шире — того, что мы называем культурой речи.

IV. «Открытие нового знания»

  1. Вступительное слово учителя

Имя Александра Сергеевича Пушкина вам знакомо с раннего детства. Вы знаете многие его произведения, его биографию. Вам известно, что он родился в Москве, жил в Петербурге, был в ссылке на юге и в имении своих родителей – в селе Михайловском. Живя в Михайловском, он много и плодотворно работал.

Но знаете ли вы, где похоронен Пушкин? Его похоронили не в шумной Москве и не в великолепном Петербурге – могила Пушкина вдали от столиц, в глухой стороне, где живет простой народ, в тех местах, которые поэт очень любил, – это опсковская земля, «теплица юных дней поэта». Земля псковская неотделима от биографии Пушкина, неразрывно связана  с его творчеством.

Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию Пушкин пронес в своей душе немеркнущую любовь к этим родным его сердцу местам.

Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически  каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил. Няня Арина Родионовна Яковлева, по мужу Матвеева (вообще-то будущего поэта пестовали несколько нянек ), не сегодня стала «историческим» лицом. Стократно был прав И. С. Аскаков, утверждая: «Этим няням и дядькам должно быть отведено почетное место в истории русской  словесности». Уже при жизни своего воспитанника она приобрела достаточно широкую известность среди пушкинских друзей, которые посвящали ей стихи.

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне А. С. Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем –

Мастерица ведь была

И откуда что брала…


Сам поэт в своих поризведениях создал романтический образ любимой няни. Возможно, поэтому А. Пушкин говорил: « Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
2. Чтение учителем текста изложения

    На древней псковской земле есть уголок , куда люди приходят с большим душевным трепетом. Здесь хотят сохранить нетронутой каждую ветку на старой липе, здесь нельзя сдвинуть, даже чуть-чуть, старую скамью или убрать поросший мхом валун, здесь стоит какая-то особенная тишина,которую боятся спугнуть громким голосом, криком.

    Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от биографии             А. С. Пушкина и овеянная его поэтическим гением.

  Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акаций и жасмина. Кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький зеленый флигелёк. Флигелёк этот был построен еще Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с большим господским домом. В нем помещались баня и светёлка. В баньке Пушкин принимал ванну, когда снаступлением холодов он не мог купаться в Сороти. При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна.

   Пушкин в светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у бога за пазухой, сюда он шёл отдохнуть , послушать её чудесные сказки. Здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное… Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено… В углу – русская печь с лежанкой, пучками душистых трав. Напротив печи на полке – медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки для домашних наливок. На комоде -  заветный ларец няни.

   Шкатулка эта прямоугольной формы, дубовая, с отделкой из вишневого дерева, с откидной крышкой, в центре которой – небольшое, ныне заделанное отверстие «для копилки». Ларец закрывался на замок, сохранность его довольно хорошая.

   Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней.

    Эту шкатулку Арина Родионовна подарила поэту Языкову,посетившему Пушкина летом 1826 года. Языков хранил в ней свои сувениры из Тригорского, письма к нему Пушкина и подаренный ему поэтом автограф стихов «У лукоморья дуб зелёный…». Спустя много-много лет потомок Языкова передал эту реликвию в Михайловское.

3.Частичный лингвистический анализ текста

     Найдите осложненные предложения. Укажите, чем они осложнены.

     Определите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения; объясните знаки препинания при них.

     Какие слова и словосочетания явлются ключевыми для понимания основной мысли прочитанного текста?

     Прокомментируйте пунктограммы в простых предложениях (тире в неполных предложениях, пунктуация при однородных членах, вводных компонентах).

4.Частичный стилистический анализ текста

Дать общую характеристику текста (тип и стиль речи, тема, идея).

Комментарий-подсказка. Данный текст относится к описанию, так как  автор описывает флигелёк Осипа Ганнибала, в котором жила Арина Родионовна. Для этого типа речи характерно использование прилагательных (старинные, русские, домотканые). Композиция этого текста соответствует структуре описания. Сначала автор даёт общее представление о флигельке, затем подробное описание внутреннего убранства (старинныесундуки, лавки, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено).

   Этот текст относится к художественному стилю. Его цель – вызвать чувсво уважения к памяти, связанной с именем Пушкина. Текст имеет характерные для этого стиля особенности:

  1. употребление слов в переносном значении (как у Христа за пазухой), эпитетов (жужжащее веретено, заветный ларец);
  2. морфологические – все многооооообразие морфологических норм: няня (существительное), деревенское (прилагательное), стоит (глагол), одиноко (наречие);
  3. синтаксические – автор воздействует на слушателя через ряд однородных членов предложений (здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное) также повествовательными предложениями  (При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна) и неполными предложениями (В углу – русская печь с лежанкой);
  4. текстовые – небольшие по объёму предложения ( На комоде - заветный ларец няни).

Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: какие размышления вызывает у вас данный текст?

Передайте на письме содержание отрывка близко к тексту.

  1. Ознакомление с памятками «Как писать изложение», «Как составить простой план текста изложения», «Как работать над черновиком изложения и сочинения» (в парах)

Памятка №1 «Как писать изложение»

  1. Внимательно прослушайте текст.
  2. Сформулируйте основную мысль текста.
  3. Определите, к какому типу речи относится текст.
  4. Разделите текст на композиционные и смысловые части или составьте план.
  5. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении.
  6. Прослушайте текст снова.
  7. Напишите первый вариант (черновик) изложения.
  8. Внимательно проверьте черновой вариант, устраните речевые недочёты.
  9. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

Словарная работа

План – опорная схема. Состоит из опор-слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.

    Памятка №2 «Как составлять простой план»

  1. Внимательно прослушайте читаемый учителем текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  4. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  5. Послушайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  6. Проверьте, можно ли, руководсвуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст..
  7. Запишите план.

Требования к плану:

  1. план должен полностью охватывать содержание текста;
  2. в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться похожие формулировки.

Памятка №3 «Как работать над черновиком изложения и сочинения»

  1. Читая черновик молча, определите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  2. Прочитайте черновик: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.
  3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
  1. Коллективная работа над составлением плана контрольного изложения

Примерный план

  1. Уголок на псковской земле.
  2. Деревянный флигелёк в Михайловском.
  3. В светлице у няни – «как у бога за пазухой».
  4. Обстановка в светлице.
  5. Заветный ларец у няни.
  6. «Михайловская реликвия».
  7. Повторное чтение текста учителем. Написание изложения

      V. Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме «Однородные члены предложения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс

Программный вид работы  позволяет подготовить учащихся к одному из заданий  ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...

"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".

Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....

Контрольное изложение текста “Дик-миноискатель” (7 класс)

  Подробное изложение текста “Дик-миноискатель” проводится в 7 классе во втором полугодии и позволяет осуществить контроль умения излагать текст, пунктуационно оформлять на письме изученны...

Конспект урока "Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные», 5 класс

Цель урока: • научить писать подробное изложение текста-повествования. Задачи: • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования; • создать услови...

Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...