Конспект урока "Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные», 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: • научить писать подробное изложение текста-повествования. Задачи: • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования; • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся; • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся; воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.zip | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема:
- Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Цель урока:
- научить писать подробное изложение текста-повествования.
Задачи:
- способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования;
- создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
- способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
- воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Используемые приемы:
- Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка,
- ознакомительное чтение, изучающее чтение с остановками
- чтение с остановками,
- двухчастный дневник,
- ключевые слова,
- прием «верно-неверно»,
- игровой момент.
План урока.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала
Работа с речеведческим материалом. (5 мин)
4. Чтение и анализ текста (19 мин)
5. Физкульминутка (1 мин)
6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)
7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)
8. Подведение итогов урока. (1 мин)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1 Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради числа, наименования работы
2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока
Слайд 2 Слова: излагать, изложение, изложить.
– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне лож – лаг.)
Слайд 3 Повествование, текст, изложение.
Эти слова будут ключевыми на уроке.
– Исходя из этих ключевых слов, предположите, чем мы с вами будем на уроке заниматься? Слайд 4 (формулировка цели урока) - (Писать изложение текста - повествования)
Да, нам предстоит подготовиться к письменному пересказу текста-повествования, т.е. написать изложение Слайд 5 (формулировка темы урока).
А прежде чем писать, что мы должны сделать? (подготовиться)
Правильно, как будет звучать тема урока? (Подготовка к подробному изложению)
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Работа с речеведческим материалом.
- А что такое изложение?
Ответы учащихся
Слайд 6 Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее и подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.
- Что такое текст?
Ответы учащихся.
Слайд 7 Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой законченностью, единой темой и идеей
- Какие существуют три типа текста?
Ответы учащихся
- Что такое описание, рассуждение повествование?
Ответы учащихся
Слайд 8 Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата.
- А у текста может быть заголовок?
- С чем обычно совпадает название текста?
Ответы учащихся (С темой или идеей)
- Что такое тема текста?
Ответы учащихся
Слайд 9 Тема - это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
- Что такое идея текста?
Слайд 10 Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)
4. Чтение и анализ текста
Слайд 11
- Текст, с которым мы будем работать, называется «Любопытные»
- Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка.
(Ответы учащихся.)
Ознакомительное чтение учителем текста Геннадия Снегирева «Любопытные».
Любопытные
Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.
Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.
Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.
Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.
Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.
Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал. Пусть слушают.
Г. Снегирев
- оправдались ваши ассоциации?
- Какова тема данного текста? (О пингвинах.)
- Какова идея текста? (Любопытство пингвинов)
Слайд 12 - этот текст написал известный детский писатель Геннадий Снегирёв.
- Изучающее чтение с остановками, заполнение двухчастного дневника (левая часть), составление плана.
Чтобы запомнить текст, а потом его воспроизвести максимально близко к тексту нам поможет … ПЛАН
- Что такое план текста?
Ответы учащихся
Слайд 13 План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
Слайд 14
План | Ключевые слова |
1. Любопытные пингвины. | |
2. Умывальник на доске. | |
3. Музыка для пингвинов. | |
4. Примус в палатке. | |
5. Пингвины слушают примус. | |
6. «Пусть слушают». |
- задание такое: восстановите сюжет, т.е., работая в парах, выстройте последовательное представление частей данного текста.
- Всё получилось? Почему? Озаглавьте 6-ой пункт плана
- Физкультминутка
- Повторное чтение текста с записью ключевых слов
Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.
- а теперь будем заполнять вторую колонку, которая называется «Ключевые слова». Что значит ключевые слова?
Ответы учащихся
Слайд 15
План | Ключевые слова |
1. Любопытные пингвины. | Сижу, подходят, заглядывают |
2. Умывальник на доске. | Умывальник, прибивал, внимательно смотрел |
3. Музыка для пингвинов. | Толпа собралась, набок, разбиваются |
4. Примус в палатке. | разжёг примус, |
5. Пингвины слушают примус. | Палатка, столпились, чай согрел |
6. «Пусть слушают». | закричали, загалдели, зажигал |
- Какие слова для вас оказались незнакомыми?
(учащиеся работают с Приложением (словарём), находят значение незнакомых для них слов: примус, умывальник, палатка)
Слайд 16 (Палатка - временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция.)
Слайд 17 (Умывальник - специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет водопровода.)
Слайд 18 (Примус - прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.)
5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка
«Верно – неверно».
- Я буду читать вам фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные. Верные ответы - поднимаете руки. Кто в себе уверен, переверните листочек с текстом вниз, а кто ещё сомневается, можно подглядывать.
Сижу я на камне и ем хлеб.
Очень они нелюбопытные.
Утром я повесил умывальник.
А пингвины молча стоят и слушают.
Раз я разжег в доме газовую плиту.
Примус шумит.
У входа столпились пингвины.
Не стали они дальше слушать.
Я им примус просто так зажигал
- Молодцы, вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила. Давайте их разберём: в чём ошибка?
Слайд 19
Ошибка | Правильно |
Очень они нелюбопытные. | Любопытные |
Утром я повесил умывальник. | вечером |
Раз я разжег в доме газовую плиту. | В палатке разжёг примус |
Не стали они дальше слушать. | Пусть слушают |
6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка.
Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.
Слайд 20
7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня повторили?
Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)
- Чему мы сегодня научились?
Ответы учащихся (писать изложение текста-повествования).
На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.
Класс: 5
Дата:
Предмет: русский язык
Тема: «Контрольное изложение по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Количество часов 2 часа
Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текста-повествования.
Задачи:
- образовательные: формировать навык написания подробного изложения текста-повествования;
создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
- развивающие: способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;
- воспитательные: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;
способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.
Тип урока: развитие речи.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, иллюстративный.
Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.
Место урока в общей системе уроков: с начала учебного года – урок 176, в разделе «Глагол» (28 часов) – урок 23, развитие речи (37 часов) – 34 урок
Исходя из цели и задач урока была выбрана следующая структура урока:
Этапы урока | Время (мин) | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный | 2 мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, визуальный контроль их готовности к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | ||
2 | Актуализация знаний. Постановка цели урока | 3 мин | Формирование навыка развития устной речи | Слайд1,2 Ключевые слова темы урока | Визуализация ключевых слов цели и темы урока | Создает условия для проблемной ситуации Организует диалог с обучающимися, уУточняет понимание учащимися поставленных целей урока | Формулируют цель урока, записывают тему в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают понятия |
3 | Изучение нового материала. | 5 мин | Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала | Слайды 3-7 Понятия: текст, изложение, тема и идея текста, повествование | Работа с речеведческим материалом (научными понятиями) | Задает вопросы, организует работу по наблюдению над материалом слайдов | Записывают в тетрадь понятия, дают устные ответы, выполняют предложенные задания |
4 | Чтение и анализ текста | 19 мин | Знакомство с текстом, его анализ Подведение детей к самостоятельным выводам, развитие умения писать текст-повествование | Текст упражнения Слайды 8-11 | Работа с текстом упражнения | Проводит ознакомительное чтение, задает вопросы, контролирует правильность и полноту ответов, заполнение двухчастных дневников Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу по составлению плана текста и выбору ключевых слов. | Слушают и читают, анализируют текст с остановками, составляют план текста, работают с ключевыми словами. заполняют двухчастный дневник, работают с незнакомыми словами. |
5 | Физкульминутка | 1 мин | Снятие эмоционального и физического напряжения | Показывает движения | Учащиеся повторяют | ||
6 | Проверка уровня запоминания | 2 мин | Снятие эмоциональной напряженности слуховое и смысловое восприятие | Игровой момент | Прием «верно-неверно» Диктовка, самопроверка. Самооценка | Диктует фразы, встречающиеся в тексте и ложные, контролирует уровень запоминания и понимания текста. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке | Отмечают верные и неверные утверждения, осуществляют взаимопроверку и самопроверку |
7 | Самоконтроль | 7 мин | Осознание каждым обучающимся уровня запоминания текста, коррекция знаний | Двухчастный дневник | Создание текста-повествования по исходному упражнению на основе плана и ключевых слов | Организует коллективную проверку; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы | Составляют устные тексты на основе прослушанного и прочитанного текста, корректируют свои работы |
8 | Подведение итогов урока | 1 мин | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Задает вопросы для организации диалога с учащимися | Формулируют конечный результат своей работы на данном уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...
Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.
Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».
Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...
Контрольное изложение текста “Дик-миноискатель” (7 класс)
Подробное изложение текста “Дик-миноискатель” проводится в 7 классе во втором полугодии и позволяет осуществить контроль умения излагать текст, пунктуационно оформлять на письме изученны...
Контрольная работа по тексту, русский язык, 5 класс.
Анализ текста...
Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"
Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...
Контрольное изложение с элементами сочинения в 7 классе
Контрольное изложение с элементами сочинения в 7 классе...