Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Бороздина Елена Александровна

Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс по программе Воронковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Быстрецкая средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Орехова Т.Ф.»  

Тимского района Курской области

    

 Рассмотрено                                    Согласовано                                     Утверждаю

    На заседании МО                      Заместитель директора                            Директор МКОУ

Протокол № ________                    школы по УВР МКОУ                      «Быстрецкая СОШ»

                                                          «Быстрецкая СОШ»                 _____Кривошейцева Т.А.

_____________2017 г.                  ___________Т.Н. Багликова               Приказ № _________

                                                       _____________2017 г.                         _____________2017 г.

Рабочая программа

по письму и развитию речи

    

9 класс (VIII вид)

Учитель: Бороздина Елена Александровна

                                               

2017 год

  1. Пояснительная записка

     Рабочая  программа по письму и развитию речи  разработана и составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС»   2014г. и  базисного  учебного  плана  МКОУ  «  Быстрецкая  СОШ   им. Орехова Т.Ф.».

     На изучение письма и развития речи  в учебном плане отведено 4 часа , 34 рабочие недели, итого 136 часов.

     Программа по русскому языку  определяет содержание предмета и  после-довательность его прохождения по годам, учитывает особенности познава-тельной деятельности детей, обучающихся по программе  VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетичес-кое воспитание.  Программа содержит материал, помогающий учащимся дос-тичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.  

     В процессе изучения грамматики и правописания у школьников разви-вается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфо-графические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

     В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

ЦЕЛИ:     

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
  • Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
  • Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элемен-тарного курса грамматики;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

   В решении этих задач строится содержательная часть программы. Первос-тепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предло-жение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции ре-чи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказыва-ния других людей.

    Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. 

    Уроки русского языка в  специальном (коррекционном) образовательном учреждении  имеют коммуникативно-речевую направленность,  делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:

  • познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления;
  • познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции

речи;

  • воспитательную направленность как средство адаптации к жизни. 

     Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству учеников. Некоторые учащиеся отстают от одно-классников в усвоении знаний, однако они должны овладевать минимальным уровнем знаний и умений, для самостоятельной же работы таким учащимся следует давать посильные для выполнения задания.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • части речи, использование их в речи;

  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • писать небольшие по объему изложение  и сочинения творческого  

характера;

  • оформлять все виды деловых бумаг;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

III. Содержание учебной дисциплины

   (136 часов в год, 4 часа в неделю)

Повторение ( 5 ч.)

   Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.  Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. 

Звуки и буквы (9 ч.)

     Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глу-хие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных бук-вой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы  е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и  ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова (13 ч.)

      Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

     Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

    Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова.

Имя существительное (9 ч.)

     Роль существительного в речи.  Основные грамматические категории име-ни существительного.  Правописание падежных окончаний имён существи-тельных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное (8 ч.)

     Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с  именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Личные местоимения (9 ч.)

     Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол (18 ч.)

     Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов.

     Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

     Частица не с глаголами.

Наречие (9 ч.)

     Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ дейст-вия.

     Правописание наречий с о и а на конце.

Имя числительное (12 ч.)

     Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

     Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90,100.

Части речи (5ч.)

     Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение (18 ч.)

     Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение.

    Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, чтобы, потому что.

     Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

     Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь (13 ч.)

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (8 ч.)

Практические занятия

№   урока

              Вид работы

Дата

15.

Контрольный  диктант №1 по теме «Звуки и буквы».

26.09.17

23.

Проверочная работа №1 по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».

10.10.17

24.

С.р.Изложение.

12.10.17

31.

Контрольный диктант №2  за I четверть.

24.10.17

33.

С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень».

28.10.17

41.

Проверочная работа № 2 по теме «Имя существительное».

18.11.17

44.

С.р.Изложение.

23.11.17

51.

Контрольный диктант №3  по теме «Имя прилагательное».

05.12.17

56.

С.р. Сочинение по картине Н. Ге

«И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском».

14.12.17

59.

Контрольный диктант  №4 за I полугодие.

19.12.17

72.

С.р. Изложение.

25.01.18

75.

Проверочная работа №3 по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения».

30.01.18

80.

Контрольный диктант №5  по теме «Глагол».

08.02.18

88.

С.р. Сочинение.

22.02.18

91.

Проверочная работа №4 по теме «Наречие».

27.02.18

102.

Контрольный диктант №6  за III четверть.

20.03.18

117.

Проверочная работа №5 по теме «Простое предложение».

24.04.18

118.

С.р.. Изложение.

26.04.18

125.

Контрольный диктант №7  по теме «Предложение»

10.05.18

129.

Итоговый контрольный диктант.

17.05.18

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

План

Факт

Повторение

1.

Простое предложение.  

02.09.17

2.

Простое предложение с однородными членами.

04.09.17

3.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

05.09.17

4.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

07.09.17

5.

Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

09.09.17

Звуки и буквы

6.

Звуки гласные и согласные.

11.09.17

7.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

12.09.17

8.

Гласные ударные и безударные.

14.09.17

9.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

16.09.17

10.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

18.09.17

11.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

19.09.17

12.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

21.09.17

13.

С.р.Деловое письмо: объявление.

23.09.17

14.

Количество звуков и букв в слове.

25.09.17

15.

Контрольный  диктант №1 по теме «Звуки и буквы».

26.09.17

Состав слова

16.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Разбор слов по составу.

28.09.17

17.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

30.09.17

18.

Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов.

02.10.17

19.

Правописание приставок с гласными о, а, е.

03.10.17

20.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

05.10.17

21.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.

07.10.17

22.

Упражнения на правописание приставок на з, с.

09.10.17

23.

Проверочная работа №1 по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».

10.10.17

24.

С.р.Изложение.

12.10.17

25.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Сложные слова.

14.10.17

26.

Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них.

16.10.17

27.

Сложносокращённые слова.

17.10.17

28.

С.р. Деловое письмо: расписка.

19.10.17

29-30.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».

21.10.17

23.10.17

31.

Контрольный диктант №2  за I четверть.

24.10.17

Имя существительное

32.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя существительное. Роль существительного в речи.

26.10.17

33.

С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень».

28.10.17

34.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Основные грамматические категории имени существительного.

06.11.17

35.

Имена собственные.

07.11.17

36.

Склонение имён существительных.

09.11.17

37.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

11.11.17

38.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

13.11.17

39.

Несклоняемые имена существительные.

14.11.17

40.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

16.11.17

41.

Проверочная работа № 2 по теме «Имя существительное».

18.11.17

Имя прилагательное

42.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.

20.11.17

43.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

21.11.17

44.

С.р.Изложение.

23.11.17

45.

Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными.

25.11.17

46.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

27.11.17

47.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных.

28.11.17

48.

Правописание имён прилагательных на -ий, -ья,

 -ье, -ьи.

30.11.17

49.

С.р.Деловое письмо: объяснительная записка.

02.12.17

50.

Повторениепо теме «Имя прилагательное».

04.12.17

51.

Контрольный диктант №3  по теме «Имя прилагательное».

05.12.17

Личные местоимения

52.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

07.12.17

53.

Лицо и число местоимений.

09.12.17

54.

Склонение личных местоимений.

11.12.17

55.

Личные местоимения с предлогами.

12.12.17

56.

С.р. Сочинение по картине Н. Ге

«И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушки-на в селе Михайловском».

14.12.17

57.

Правописание личных местоимений 3-го лица.

16.12.17

58.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Повторение по теме «Личные местоимения».  

18.12.17

59.

Контрольный диктант  №4 за I полугодие.

19.12.17

60.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

21.12.17

61.

Упражнения в правописании личных местоимений в косвенных падежах.

23.12.17

Глагол

62.

Глагол. Роль глагола в речи.

25.12.17

63.

Грамматические признаки глагола.

26.12.17

64.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

28.12.17

65.

Неопределённая форма глагола.

13.01.18

66.

Правописание частицы не с глаголами.

15.01.18

67.

Изменение глагола по лицам и числам.

16.01.18

68.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

18.01.18

69.

Правописание глаголов с

–тся и  –ться.

20.01.18

70.

Упражнения в определении спряжения глаголов.

22.01.18

71.

Правописание личных окончаний глаголов II спряжения.

23.01.18

72.

С.р. Изложение.

25.01.18

73.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения.

27.01.18

74.

Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

29.01.18

75.

Проверочная работа №3 по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения».

30.01.18

76.

Повелительная форма глагола.

01.02.18

77.

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

03.02.18

78.

Правописание мягкого знака в глаголах.

05.02.18

79

Повторение по теме «Глагол».

06.02.18

80

Контрольный диктант №5  по теме «Глагол».

08.02.18

81.

С.р.Деловое письмо: автобиография, анкета.

10.02.18

Наречие

82.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие о наречии.

12.02.18

83.

Упражнения в различении наречий среди других частей речи.

13.02.18

84.

Конструирование предложений с наречиями.

15.02.18

85.

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

17.02.18

86.

Упражнения в определении значений наречий.

19.02.18

87.

Правописание наречий с а и о на конце.

20.02.18

88.

С.р. Сочинение.

22.02.18

89.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.  Повторение по теме «Наречие».

24.02.18

90.

Упражнения в правописании наречий.

26.02.18

91.

Проверочная работа №4 по теме «Наречие».

27.02.18

Имя числительное

92.

Понятие об имени числительном.

01.03.18

93.

Числительные количественные и порядковые.

03.03.18

94.

Числительные количественные и порядковые.

05.03.18

95.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

06.03.18

96.

Правописание числительных от 50 до 80.

10.03.18

97.

Правописание числительных от 500 до 900.

12.03.18

98.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

13.03.18

99.

Упражнения на правописание имён числительных.

15.03.18

100.

Повторение по теме «Имя числительное».

17.03.18

101

С.р.Деловое письмо: доверенность.

19.03.18

102.

Контрольный диктант №6  за III четверть.

20.03.18

103.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

22.03.18

104.

Правописание имён числительных. Упражнения на закрепление.

02.04.18

Части речи

105.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог.

03.04.18

106.

Различие  при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.

05.04.18

107.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.

07.04.18

108.

Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения.

09.04.18

109.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи».

10.04.18

Предложение

110.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

12.04.18

111.

Распространённые и нераспространённые предложения.

14.04.18

112.

Предложения с однородными членами.

16.04.18

113.

Предложения с распространёнными и

нераспространёнными однородными членами.

17.04.18

114.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

19.04.18

115.

Обращение.

21.04.18

116.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

23.04.18

117.

Проверочная работа №5 по теме «Простое предложение».

24.04.18

118.

С.р.. Изложение.

26.04.18

119.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Сложное предложение.

28.04.18

120.

Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

30.04.18

121.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

03.05.18

122.

Составление простых и сложных предложений.

05.05.18

123.

Прямая речь

07.05.18

124.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

08.05.18

125.

Контрольный диктант №7  по теме «Предложение»

10.05.18

Повторение

126.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.

12.05.18

127.

С.р. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение.

14.05.18

128.

Правописание мягкого знака в разных частях речи.

15.05.18

129.

Итоговый контрольный диктант.

17.05.18

130.

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

19.05.18

131-132.

Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях.

21.05.18

22.05.18

133-136.

Резервные уроки

IV. Источники информации и средства обучения

  1. Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- Сб. 1.- 224 с.

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в спец. (коррекц.) шк..: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксёнова.- М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2004.- 316 с.

  1. Аксенова А.К., Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания-М.: Просвещение, 2013.

  1.  Бебешина Н.Н, Самсонова. Ф.И. Уроки русского языка в коррекционной школе.-М.: Просвещение, 2013 .

        

  1.    Кудрявцева О.Я. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы» .- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005 г.

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учрежде-ний VIII  вида/ Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.  –М.: Просвещение, 2015.

  1. Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида/Ю.В. Баженова. – Балахна, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...