Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней лаг-, лож-
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Учащиеся изучают новый материал, учатся выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож-; отрабатывают материал на практике в форме занимательных упражнений, в том числе и задания ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_lag-lozh.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание корней - лаг-, - лож-»
Тип урока - Урок новых знаний
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: Повторить чередование гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные понятия
Чередование, корень
Решаемые проблемы
Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?
Деятельностный компонент урока
Уметь:
- находить орфограмму
- научиться пользоваться орфограммой при выборе гласной
- пользоваться толковым словарем.
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения
По источнику передачи знаний: словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
Эмоционально-ценностный компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование
Презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку. Посмотрели друг на друга, улыбнулись своему соседу по парте. И с хорошим настроением принимаемся за работу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать. 1мин
- Введение в тему
Учитель: Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова
Исх...дить -
В...селый -
Л…сной -
Изл…жить -
Предл...гать –
2 мин
-Ко всем словам мы можем подобрать проверочные слова? Какая это орфограмма?
-Что же мы сегодня будем изучать? Как сформулируем тему урока? («Буквы А - О в корне – ЛАГ- / -ЛОЖ-» ) Итак, запишем в тетрадях число, тему.
- А какую цель мы определим для сегодняшнего урока? (научиться определять и правильно писать в корне а или о)
-Корень ЛАГ-/-ЛОЖ- называется корнем с чередованием!
Проверочное слово к нему подбирать нельзя!
2 мин
- Работа по теме
- На доске слова:
Слагать, приложить, изложить, полагать, сложение, прилагать
- Распределите эти слова в два столбика. По какому признаку вы их распределили? Что объединяет слова в каждом столбике?
-Назовите корень
- Что вы заметили?
- Как выбрать букву о, а в корнях с чередованием ЛАГ, ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?
3 мин
2)Прочитайте сказку о корнях –лаг- -лож-.
За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата –лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев –лаг- -лож-, того награжу по-царски”.
Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья –лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату –лаг-, а ее сестрица – к брату –лож-. Да так и остались навсегда с ними.
С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец –лаг-, а если сестрицу Ж – то братец –лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.
– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)
– Приведите свои примеры. (Слагаемое, приложить, возлагать, сложение и т.п.)
Запишите их, выделите корень.
– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение – предлагать – предложение)
– Какой закономерности подчиняется правописание корней –лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)
– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс-а-, после корня –лож– этого суффикса нет)
– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).
– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.
- Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слово-исключение:
полог
– Значение этого слова вам понятно?
Словарно-орфографическая работа.
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
- Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель.
Пример: Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.)..
- мин
3)Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
И чуть-чуть мы походили,
Всем улыбки подарили.
2 мин
Выборочный диктант (1-й вариант – лаг; 2-й - лож): распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, сл…гаемое, разл_жить.
Взаимопроверка
8 мин
4) Игра «Четвертое лишнее» (в парах) выписываем лишнее слово
Изложение, прилагательное, ложь, приложение.
Отложить, ложкарь, уложить, сложение.
Положение, флаг, полагаться, налагать.
Какой вывод мы можем сделать: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.
4 мин
5)Физкультграмматика
Лож-встали, лаг-сели
Изл…жение, предл…гать, прил…гательное, прил…жить, разл…жить, прил…гать, сложить, полагается, сложение, предположение, излагать
3 мин
6) Работа в группах
Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – ______ руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______ руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____ оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)
Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
5 мин
7)- А про экзамен вы не забыли?
- ОГЭ – экзамен непростой, но мы справимся с тобой!
Укажите слово с чередующейся гласной в корне
А1. 1. Св..бодный
2. Сл..гаемое
3. Гл..внейший
4. Зв..зда
А2. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишется О:
- Л…жился
2) Распол…жились
3) Предпол…гал
4) Предл…жение
Подготовка к ЕГЭ:
В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1.Ж..натый, сл..жить, св..бодный
2.Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой
3.Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый
4.Изл..жение, пол..жение, зв..зда
2 мин
8) Игра «Составь слово»
Предутренний - приставка
поговорить - приставка
слагаемое-корень
решать – суффикс глагольный
писал – суффикс прошедшего времени
собирала - окончание
ответ
Предполагала
2 мин
- Закрепление
- Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).
1. Мы сегодня правила учили,
Что в корнях нам - лаг- и- лож- писать,
Суффикс находили, по нему решили,
Букву нам какую там вставлять.
Суффикс находили, по нему решили,
Букву нам какую там вставлять.
2. Лаг- и лож- мы дружно изучали,
Закрепляли в речи и письме
Буковки вставляли, четко проверяли
И в тетрадь записывали все
Буковки вставляли, четко проверяли
И в тетрадь записывали все
3. Если суффикс – а -, то в корне тоже.
Если нет его, то -о –пиши,
Все запомнить сможем и себе поможем,
Все запомним это я и ты.
Все запомнить сможем и себе поможем,
Все запомним это я и ты.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке. Кто работал на 5,4,3?
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Домашнее задание: составить карточку со словами по данной орфограмме, стихотворение или сказку про корни лаг/лож
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"
Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"...
Урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"
Урок русского языка по повторению материала "Орфограммы в корнях слов". Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.
Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: - научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр...
Урок русского языка "Правописание чередующихся корней кос-кас"
Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас- и -кос-.Тип урока: урок «открытия» новых знаний....