Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".
рабочая программа по русскому языку по теме

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_na_42_chasa.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Московский радиотехнический колледж имени А.А. Расплетина»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

Для специальности: 230115 «Программирование в компьютерных системах»

2013


Одобрена                                                 Разработана на основе Федерального

Предметной (цикловой)                                Государственного образовательного

комиссией __________                                стандарта   по специальности:    

наименование комиссии         230115 Программирование в компьютерных системах

        Заместитель директора по учебной-

                                                        методической работе __________ /                                                                                 Микитенко.И.В.

                                                                                                                                                     

                                        

Протокол № ____________                                                

От «____»________20___г.                                                

Председатель предметной (цикловой)                                         

комиссии                                              

_____________ / ____________                

         подпись                 Ф,И,О,                                                ,

Составитель (автор): Охонько Татьяна Ивановна

Рецензенты : ___________________________________________________________________________


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

  1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).

Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

   Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • расширить представления о неповторимости и самобытности русского языка и культуры речи;

  • иметь представление о русском языке как системе;

  • представлять значение и место русского языка среди славянских языков и других языков мира;

  • уметь анализировать литературные формы устной и письменной речи;

  • усвоить типы, динамику и закономерности русского языка и речи;

  • повысить уровень выполнения самостоятельных заданий (доклады, рефераты, практические задания и упражнения, творческие работы), совершенствуя уровень мышления и изложения материала;

  • осмыслить отношение к русскому языку как духовной сокровищнице, осваивать которую предстоит всю жизнь;

  • расширить свои горизонты в познании мировой литературы, научиться уважать и бережно относиться к русскому языку и духовным национальным богатствам.

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

 максимальной учебной нагрузки студента 42 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  32 часов самостоятельной работы студента  10 часов, практических работ 16 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     Практические работы

16

Самостоятельная работа студента (всего)

10

в том числе:

- работа над материалом учебника, конспектом лекций

- выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов.

- подготовка рефератов

- подготовка презентаций

- подготовка сообщений

- подготовка к исполнению литературного произведения

2

2

1

1

3

1

Итоговая аттестация в форме зачёта.



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала., практические занятия, самостоятельные работа студентов.

Объем часов

Уровень освоения.

1

2

3

4

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала. Роль и значение русского языка в современном обществе. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. Функциональные стили речи.

2

2

Практическое занятие №1

2

Речь как «индивидуальный акт воли и разума». Основные признаки «культуры речи» как языковедческой дисциплины. Язык как знаковая информация передачи данных. Свойства языка в целом. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. Функциональные стили речи.

2

Самостоятельная работа: «Наука о русском языке в постсоветской России» Подготовить сообщение. Подготовить презентацию на тему: «Функциональные стили речи»

2

Раздел 2.

Язык и его свойства.

Содержание учебного материала.

Слово как единица языка. Понятие и слово. Способы развития значений слова, перенос значений. Языковая норма – явление историческое .

2

2

Практическое занятие №2

2

Вариантность нормы. Формирование норм литературного языка. Речевое общение в деловой коммуникации. Речевой деловой этикет

2

Раздел 3.

Речь в межличностных и общественных отношениях. Общение – социальное явление.

Практическое занятие №3.

Практикум по закреплению акцентологических, орфоэпических, грамматических, лексических норм русского литературного языка.

Виды общения. Речь в межличностном общении. Функциональные стили современного литературного языка. Отношения между единицами языка

4

Раздел 4.

Основы классической риторики

Содержание учебного материала.

2

Риторические традиции в России.

2

2

Практическое занятие №4.

2

Методика работы над публичным выступлением

2

Публичная речевая практика. Элокуция.

2

Мемориа

2

Раздел 5.

Разновидность речи.

Практическое занятие №5.

Основания классификации и общая характеристика форм речи. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог.

2

Раздел 6

Ораторская речь.

Речевой этике.

Содержание учебного материала.

Функции речевого этикета. Знакомство и гостеприимство. Застолье и подарки. Деловой этикет. История развития ораторского искусства. Роды и виды ораторской речи. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка. Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление. Логика и эстетика речи

2

2

Самостоятельная работа «История развития ораторского искусства. Подготовить сообщения

2

Раздел 7.

Выразительность речи и чтения. Техника речи.

Содержание учебного материала.

Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи. Логическая выразительность  речи и чтения. Подготовка к исполнению литературного произведения.

2

2

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему: «Рассказы о русской фразеологии. Заметки о культуре русской речи.».

2

Раздел 8.

Логические и психологические приемы полемики

Содержание учебного материала.

Общая характеристика спора (понятие и определение). Споры в Древней Греции. Дискуссия. Полемика. Стратегия и тактика спора. Логические аспекты спора, аргументация. Социально-психологические аспекты спора. Споры в современном обществе. Спор как форма организации человеческого бытия

2

2

Самостоятельная работа.Подготовить сообщение. Споры в Древней Греции. Споры в современном обществе.

2

Раздел 9.

Деловая беседа, деловые совещания, телефонный разговор.

Содержание учебного материала.

Особенности служебно-делового общения. Деловая беседа (цели, виды, структурная организация). Деловое совещание ( дискуссия, мозговой штурм). Телефонный разговор (особенности, телефонный этикет)

2

2

Раздел 10.

Речевые коммуникации в деловых переговорах.

Содержание учебного материала.

Типичные коммуникативные ситуации. Актуализация деловых переговоров. Реализация деловых контактов. Контроль и оценка деловых контактов.

2

2

Самостоятельная работа. Подготовить реферат на тему: «Рассказы о русской фразеологии на примере творчества А.П. Чехова.

2

Раздел 11.

Совершенствование орфографическихl, пунктуационных и речевых навыков.

Работа с орфограммами,работа с пунктограммами, совершенствование речевых качеств.Правильность как качество грамотной речи. Нарушение норм современных норм литературного языка. Пути их преодоления.

2

2


2. Содержание календарно-тематического плана

№ занятий

Наименование разделов, тем, дисциплин

Количество

Вид занятий

Материально-техническое обеспечение занятия, интернет-ресурсы

Заданий для обучающихся

Аудиторных занятий

Внеаудиторных занятий

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы

Основная и дополнительная литература

Раздел 1

Язык и речь

Функциональные стили речи

1

Роль и значение русского языка в современном обществе.

Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков.

Функциональные стили речи.

Комбинированное

Карточки для дифференцированного контроля знаний

Подготовить сообщение: «Наука о русском языке в постсоветской России»

Подготовить презентацию: «Функциональные стили речи»

1

2

Культура речи в системе культуры.

Основные понятий «культуры речи». Важнейшие понятия – отечество, язык и культура

2 ч

15м.

Практическое

11,12

П.2,3,7 сделать таблицу.

1

3

Речь как «индивидуальный акт воли и разума. Основные признаки «культуры речи» как языковедческой дисциплины.

Язык как знаковая информация передачи данных. Свойства языка в целом

15м.

Практическое

13,14,15

П. 5,6,7.Сделать упражнение 3.

1

Раздел 2

Язык и его свойства

4

Слово как единица языка. Понятие и слово. Способы развития значений слова, перенос значений. Языковая норма – явление историческое.

30м.

Комбинированное

Раздаточный материал(карточки)

П. 11-16. Задание 1,2. Стр.66

1

5

Вариантность нормы. Формирование норм литературного языка.

20м.

Практическое

16,17

повторить лекционный материал. П.5,6,7,повторить словарные слова.

6

Речевое общение в деловой коммуникации. Речевой деловой этикет.

15м

Практическое

18

Повторить лекционный материал. П.9

Раздел 3.

Речь в межличностных и общественных отношениях. Общение – социальное явление

7

Практикум по закреплению акцентологических, орфоэпических, грамматических, лексических норм русского литературного языка

30м

Практическая

2

Повторить нормы русского литературного языка. П.11-16, Задание 1,2

8

Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Бытовое общение. Деловое общение: кодекс, национальные особенности, формы деловых коммуникаций. Этика общения.

15м

Практическое

3

Повторить лекционный материал.

Обратить внимание на виды общения. /Этика общения.

9

Речь в межличностном общении. Функциональные стили современного литературного языка.

15м  

Практическое

4

Повторить стр. 38, задание 1.

Стр. 43 задание 2, стр.44.

1

10

Отношения между единицами языка

15м

Практическая

5

Повторить единицы языка на всех уровнях

Раздел 4

Основы классической риторики.

11

Риторические традиции в России

15м

Комбинированное

24

Дать характеристику понятий современной риторики, предмета риторики, общая и частная риторика.

1

12

Методика работы над публичным выступлением.

15м

Практическая

6

Повторить нормы русского литературного языка

1

13

Публичная речевая практика. Элокуция

15м

 Практическая

7,8

Повторить лекционный материал. Виды общения, этика общения.

14

Мемория.

15м

Практическая

7,8

Повторить стр.38,задание 1, стр.43 задание 2, стр.44


Раздел 5.

Разновидность речи

15

Основание классификации и общая характеристика форм речи.

Устная и письменная форма речи.

Диалог и монолог.

30м

Комбинированное

9

Повторить единицы языка на всех уровнях

1

Раздел 6

Ораторская речь. Речевой этикет.

16

Функции речевого этикета. Знакомство и гостеприимство. Застолье и подарки. Деловой этикет. История развития ораторского искусства.

Комбинированное

7

Подготовить сообщение

«История развития ораторского искусства»

Подготовить: служебный речевой этикет, патронимия в русском языке

1

Раздел 7.

Выразительность речи и чтения. Техника речи.

17

Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи. Логическая выразительность речи и чтения.

Подготовка к исполнению литературного произведения.

Контрольный тест

1

1

30м.

Комбинированное

Контроль знаний

Подготовиться к исполнению литературного произведения. Подготовить на выбор? Чтение художественной прозы, стихотворения из любого драматического произведения.

Раздел 8.

Логические и психологические приемы полемики.

18

Общая характеристика спора (понятия и определения). Споры в Древней Греции. Дискуссия. Полемика.  Стратегия и тактика спора. Логические аспекты спора, аргументация. Социально-психологические аспекты спора. Споры в современном обществе. Спор как форма организации человеческого бытия

Комбинированное

Подготовить сообщение: «Споры в Древней Греции».

«Споры в современном обществе».

1

Раздел 9.

Деловая беседа. Деловое совещание. Телефонный разговор.

19

Особенности служебно-делового общения. Деловая беседа (цели, виды, структурная организация). Деловое совещание (дискуссия, мозговой штурм). Телефонный разговор (особенности, телефонный этикет).

20м

Комбинированное

Подготовить: «деловая беседа». Деловое совещание. Телефонный разговор.

Раздел 10.

Речевые коммуникации в деловых переговорах

20

Типичные коммуникативные ситуации. Актуализация деловых переговоров. Реализация деловых контактов. Контроль и оценка деловых контактов.

Комбинированное

Подготовить реферат на тему: «Рассказы о русской фразеологии на примере творчества А.П. Чехова».

Подготовить контроль и оценка деловых контактов. Стр. 241. Упр. 1.

П.44 стр. 253. Упр. 1. Стр. 255.Повторить нормы  современного литературного языка

Раздел 11.

21

Работа с орфограммами.  Работа с пунктограммами..

Самостоятельная работа.. Правильность, как качество грамотной речи. Нарушение норм современного литературного языка. Пути их преодоления.

20м.

Комбинированное

2, 10

Карточки по темам курса для устной проверки знаний.

. Стр. 241. Упр. 1.

П.44 стр. 253. Упр. 1. Стр. 255.Повторить нормы  современного литературного языка



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по числу студентов,(30)
  • рабочее место преподавателя,(1)
  • рабочая доска,(1)
  • комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2012 г.
  2. Е.С.Антонова. Русский язык: учебник для учреждений и нач. и сред. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
  2. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2009 г.
  3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.

Интернет – источники:

  1. Как подготовить реферат kbugaev.narod.ru/…/kak-podgotovit-referat.doc.
  2. Презентация на тему: «Как правильно оформить реферат» www.myshared.ru/side/88133.
  3. Как подготовить и правильно оформить реферат do.gendocs.ru/docs/index-343388.html.
  4. Памятка №2 как подготовить реферат ychitel.86sch6-koga1yt.edusite.ru/…/pamy…t.pdf.
  5. Как подготовить реферат serdyuk.rusedu.net/post/3827/35082.
  6. Как подготовить доклад? Kakimenno.ru/…/693-kak-podgotovit-doklad.html.
  7. Как подготовить доклад или реферат www.shoo1285.ru/kak-podgotovit...1i-referat.html.
  8. Функциональные стили речи ppt.4web.ru/…/funkcionalnye-stili-rechi.html.
  9. Bobych.ru/ege/russk11/cpz1ghho-3.html
  10. Diplomservis.com/…leksika_russkogo..tochki_zrenya…
  11. www.roman.by/r-85377.html
  12. Coolrerot.com/нормы_произношения_и_ударения
  13. Roman.by/r_73844.html
  14. Slovarfilologa.ru/117
  15. School3.toy.su/pub/36-1-0-196
  16. Coolrerot.com/русский_язык_в_современном_мире_2
  17. www.roman.by/r-85344.html
  18.  Coolreferat.com/язык_и_общество
  19. Bukyica.ucoz.ru/pub1…uchenye_lingvisty/17

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общие  компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:
- языковых норм литературного языка

- культура речи

- основных единиц и уровней язык

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку

- правильного владения основными культурами речи

- различать основные единицы и уровни языка

Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Знание:
Орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

Правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические,

Знание:

Орфографических и пунктуационных норм современного русского и литературного языка

Умение:

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка


  1. Контроль и оценка освоения Дисциплины

«Русский язык и культура речи»

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

- языковых норм литературного языка,

- культуры речи,

- основных единиц и уровней языка.

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку,

- правильного владения основами культуры речи,

- различать основные единицы и уровни языка.

Знание:

орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка диктантов.

Оценка тестирования.

Оценка сочинений.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:

 правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Знание:

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Оценка работы с карточками.

Оценка тестирования.

Оценка контрольных работ.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии....

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности 060501.51 Сестринское дело

Рабочая программа предназначена для реализации требований  ФГОС  по специальностям СПО, входящим в состав естественнонаучного профиля профессионального образования укрупненной группы специал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 « Банковское дело» (базовая подготовка)...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 10-11 класса...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи

 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего...