Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".
рабочая программа по русскому языку по теме
Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_42_chasa.docx | 44.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Московский радиотехнический колледж имени А.А. Расплетина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
Для специальности: 230115 «Программирование в компьютерных системах»
2013
Одобрена Разработана на основе Федерального
Предметной (цикловой) Государственного образовательного
комиссией __________ стандарта по специальности:
наименование комиссии 230115 Программирование в компьютерных системах
Заместитель директора по учебной-
методической работе __________ / Микитенко.И.В.
Протокол № ____________
От «____»________20___г.
Председатель предметной (цикловой)
комиссии
_____________ / ____________
подпись Ф,И,О, ,
Составитель (автор): Охонько Татьяна Ивановна
Рецензенты : ___________________________________________________________________________
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
- Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- расширить представления о неповторимости и самобытности русского языка и культуры речи;
- иметь представление о русском языке как системе;
- представлять значение и место русского языка среди славянских языков и других языков мира;
- уметь анализировать литературные формы устной и письменной речи;
- усвоить типы, динамику и закономерности русского языка и речи;
- повысить уровень выполнения самостоятельных заданий (доклады, рефераты, практические задания и упражнения, творческие работы), совершенствуя уровень мышления и изложения материала;
- осмыслить отношение к русскому языку как духовной сокровищнице, осваивать которую предстоит всю жизнь;
- расширить свои горизонты в познании мировой литературы, научиться уважать и бережно относиться к русскому языку и духовным национальным богатствам.
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 42 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часов самостоятельной работы студента 10 часов, практических работ 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Практические работы | 16 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 10 |
в том числе: | |
- работа над материалом учебника, конспектом лекций - выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов. - подготовка рефератов - подготовка презентаций - подготовка сообщений - подготовка к исполнению литературного произведения | 2 2 1 1 3 1 |
Итоговая аттестация в форме зачёта. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала., практические занятия, самостоятельные работа студентов. | Объем часов | Уровень освоения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | Содержание учебного материала. Роль и значение русского языка в современном обществе. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. Функциональные стили речи. | 2 | 2 |
Практическое занятие №1 | 2 | ||
Речь как «индивидуальный акт воли и разума». Основные признаки «культуры речи» как языковедческой дисциплины. Язык как знаковая информация передачи данных. Свойства языка в целом. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. Функциональные стили речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа: «Наука о русском языке в постсоветской России» Подготовить сообщение. Подготовить презентацию на тему: «Функциональные стили речи» | 2 | ||
Раздел 2. Язык и его свойства. | Содержание учебного материала. Слово как единица языка. Понятие и слово. Способы развития значений слова, перенос значений. Языковая норма – явление историческое . | 2 | 2 |
Практическое занятие №2 | 2 | ||
Вариантность нормы. Формирование норм литературного языка. Речевое общение в деловой коммуникации. Речевой деловой этикет | 2 | ||
Раздел 3. Речь в межличностных и общественных отношениях. Общение – социальное явление. | Практическое занятие №3. Практикум по закреплению акцентологических, орфоэпических, грамматических, лексических норм русского литературного языка. Виды общения. Речь в межличностном общении. Функциональные стили современного литературного языка. Отношения между единицами языка | 4 | |
Раздел 4. Основы классической риторики | Содержание учебного материала. | 2 | |
Риторические традиции в России. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №4. | 2 | ||
Методика работы над публичным выступлением | 2 | ||
Публичная речевая практика. Элокуция. | 2 | ||
Мемориа | 2 | ||
Раздел 5. Разновидность речи. | Практическое занятие №5. | ||
Основания классификации и общая характеристика форм речи. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. | 2 | ||
Раздел 6 Ораторская речь. Речевой этике. | Содержание учебного материала. | ||
Функции речевого этикета. Знакомство и гостеприимство. Застолье и подарки. Деловой этикет. История развития ораторского искусства. Роды и виды ораторской речи. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка. Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление. Логика и эстетика речи | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа «История развития ораторского искусства. Подготовить сообщения | 2 | ||
Раздел 7. Выразительность речи и чтения. Техника речи. | Содержание учебного материала. | ||
Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи. Логическая выразительность речи и чтения. Подготовка к исполнению литературного произведения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему: «Рассказы о русской фразеологии. Заметки о культуре русской речи.». | 2 | ||
Раздел 8. Логические и психологические приемы полемики | Содержание учебного материала. | ||
Общая характеристика спора (понятие и определение). Споры в Древней Греции. Дискуссия. Полемика. Стратегия и тактика спора. Логические аспекты спора, аргументация. Социально-психологические аспекты спора. Споры в современном обществе. Спор как форма организации человеческого бытия | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа.Подготовить сообщение. Споры в Древней Греции. Споры в современном обществе. | 2 | ||
Раздел 9. Деловая беседа, деловые совещания, телефонный разговор. | Содержание учебного материала. | ||
Особенности служебно-делового общения. Деловая беседа (цели, виды, структурная организация). Деловое совещание ( дискуссия, мозговой штурм). Телефонный разговор (особенности, телефонный этикет) | 2 | 2 | |
Раздел 10. Речевые коммуникации в деловых переговорах. | Содержание учебного материала. | ||
Типичные коммуникативные ситуации. Актуализация деловых переговоров. Реализация деловых контактов. Контроль и оценка деловых контактов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Подготовить реферат на тему: «Рассказы о русской фразеологии на примере творчества А.П. Чехова. | 2 | ||
Раздел 11. Совершенствование орфографическихl, пунктуационных и речевых навыков. | Работа с орфограммами,работа с пунктограммами, совершенствование речевых качеств.Правильность как качество грамотной речи. Нарушение норм современных норм литературного языка. Пути их преодоления. | 2 | 2 |
2. Содержание календарно-тематического плана | |||||||
№ занятий | Наименование разделов, тем, дисциплин | Количество | Вид занятий | Материально-техническое обеспечение занятия, интернет-ресурсы | Заданий для обучающихся | ||
Аудиторных занятий | Внеаудиторных занятий | Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы | Основная и дополнительная литература | ||||
Раздел 1 Язык и речь Функциональные стили речи | |||||||
1 | Роль и значение русского языка в современном обществе. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. Функциональные стили речи. | 2ч | 1ч | Комбинированное | Карточки для дифференцированного контроля знаний | Подготовить сообщение: «Наука о русском языке в постсоветской России» Подготовить презентацию: «Функциональные стили речи» | 1 |
2 | Культура речи в системе культуры. Основные понятий «культуры речи». Важнейшие понятия – отечество, язык и культура | 2 ч | 15м. | Практическое | 11,12 | П.2,3,7 сделать таблицу. | 1 |
3 | Речь как «индивидуальный акт воли и разума. Основные признаки «культуры речи» как языковедческой дисциплины. Язык как знаковая информация передачи данных. Свойства языка в целом | 2ч | 15м. | Практическое | 13,14,15 | П. 5,6,7.Сделать упражнение 3. | 1 |
Раздел 2 Язык и его свойства | |||||||
4 | Слово как единица языка. Понятие и слово. Способы развития значений слова, перенос значений. Языковая норма – явление историческое. | 2ч | 30м. | Комбинированное | Раздаточный материал(карточки) | П. 11-16. Задание 1,2. Стр.66 | 1 |
5 | Вариантность нормы. Формирование норм литературного языка. | 2ч | 20м. | Практическое | 16,17 | повторить лекционный материал. П.5,6,7,повторить словарные слова. | |
6 | Речевое общение в деловой коммуникации. Речевой деловой этикет. | 2ч | 15м | Практическое | 18 | Повторить лекционный материал. П.9 | |
Раздел 3. Речь в межличностных и общественных отношениях. Общение – социальное явление | |||||||
7 | Практикум по закреплению акцентологических, орфоэпических, грамматических, лексических норм русского литературного языка | 2ч | 30м | Практическая | 2 | Повторить нормы русского литературного языка. П.11-16, Задание 1,2 | |
8 | Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Бытовое общение. Деловое общение: кодекс, национальные особенности, формы деловых коммуникаций. Этика общения. | 2ч | 15м | Практическое | 3 | Повторить лекционный материал. Обратить внимание на виды общения. /Этика общения. | |
9 | Речь в межличностном общении. Функциональные стили современного литературного языка. | 2ч | 15м | Практическое | 4 | Повторить стр. 38, задание 1. Стр. 43 задание 2, стр.44. | 1 |
10 | Отношения между единицами языка | 2ч | 15м | Практическая | 5 | Повторить единицы языка на всех уровнях | |
Раздел 4 Основы классической риторики. | |||||||
11 | Риторические традиции в России | 2ч | 15м | Комбинированное | 24 | Дать характеристику понятий современной риторики, предмета риторики, общая и частная риторика. | 1 |
12 | Методика работы над публичным выступлением. | 2ч | 15м | Практическая | 6 | Повторить нормы русского литературного языка | 1 |
13 | Публичная речевая практика. Элокуция | 2ч | 15м | Практическая | 7,8 | Повторить лекционный материал. Виды общения, этика общения. | |
14 | Мемория. | 2ч | 15м | Практическая | 7,8 | Повторить стр.38,задание 1, стр.43 задание 2, стр.44 |
Раздел 5. Разновидность речи | |||||||
15 | Основание классификации и общая характеристика форм речи. Устная и письменная форма речи. Диалог и монолог. | 2ч | 30м | Комбинированное | 9 | Повторить единицы языка на всех уровнях | 1 |
Раздел 6 Ораторская речь. Речевой этикет. | |||||||
16 | Функции речевого этикета. Знакомство и гостеприимство. Застолье и подарки. Деловой этикет. История развития ораторского искусства. | 2ч | 1ч | Комбинированное | 7 | Подготовить сообщение «История развития ораторского искусства» Подготовить: служебный речевой этикет, патронимия в русском языке | 1 |
Раздел 7. Выразительность речи и чтения. Техника речи. | |||||||
17 | Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи. Логическая выразительность речи и чтения. Подготовка к исполнению литературного произведения. Контрольный тест | 1 1 | 30м. | Комбинированное Контроль знаний | Подготовиться к исполнению литературного произведения. Подготовить на выбор? Чтение художественной прозы, стихотворения из любого драматического произведения. | ||
Раздел 8. Логические и психологические приемы полемики. | |||||||
18 | Общая характеристика спора (понятия и определения). Споры в Древней Греции. Дискуссия. Полемика. Стратегия и тактика спора. Логические аспекты спора, аргументация. Социально-психологические аспекты спора. Споры в современном обществе. Спор как форма организации человеческого бытия | 2ч | 1ч | Комбинированное | Подготовить сообщение: «Споры в Древней Греции». «Споры в современном обществе». | 1 | |
Раздел 9. Деловая беседа. Деловое совещание. Телефонный разговор. | |||||||
19 | Особенности служебно-делового общения. Деловая беседа (цели, виды, структурная организация). Деловое совещание (дискуссия, мозговой штурм). Телефонный разговор (особенности, телефонный этикет). | 2ч | 20м | Комбинированное | Подготовить: «деловая беседа». Деловое совещание. Телефонный разговор. | ||
Раздел 10. Речевые коммуникации в деловых переговорах | |||||||
20 | Типичные коммуникативные ситуации. Актуализация деловых переговоров. Реализация деловых контактов. Контроль и оценка деловых контактов. | 2ч | 1ч | Комбинированное | Подготовить реферат на тему: «Рассказы о русской фразеологии на примере творчества А.П. Чехова». Подготовить контроль и оценка деловых контактов. Стр. 241. Упр. 1. П.44 стр. 253. Упр. 1. Стр. 255.Повторить нормы современного литературного языка | ||
Раздел 11. | |||||||
21 | Работа с орфограммами. Работа с пунктограммами.. Самостоятельная работа.. Правильность, как качество грамотной речи. Нарушение норм современного литературного языка. Пути их преодоления. | 2ч | 20м. | Комбинированное | 2, 10 Карточки по темам курса для устной проверки знаний. | . Стр. 241. Упр. 1. П.44 стр. 253. Упр. 1. Стр. 255.Повторить нормы современного литературного языка |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов,(30)
- рабочее место преподавателя,(1)
- рабочая доска,(1)
- комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2012 г.
- Е.С.Антонова. Русский язык: учебник для учреждений и нач. и сред. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
Дополнительные источники:
- А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
- «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2009 г.
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
Интернет – источники:
- Как подготовить реферат kbugaev.narod.ru/…/kak-podgotovit-referat.doc.
- Презентация на тему: «Как правильно оформить реферат» www.myshared.ru/side/88133.
- Как подготовить и правильно оформить реферат do.gendocs.ru/docs/index-343388.html.
- Памятка №2 как подготовить реферат ychitel.86sch6-koga1yt.edusite.ru/…/pamy…t.pdf.
- Как подготовить реферат serdyuk.rusedu.net/post/3827/35082.
- Как подготовить доклад? Kakimenno.ru/…/693-kak-podgotovit-doklad.html.
- Как подготовить доклад или реферат www.shoo1285.ru/kak-podgotovit...1i-referat.html.
- Функциональные стили речи ppt.4web.ru/…/funkcionalnye-stili-rechi.html.
- Bobych.ru/ege/russk11/cpz1ghho-3.html
- Diplomservis.com/…leksika_russkogo..tochki_zrenya…
- www.roman.by/r-85377.html
- Coolrerot.com/нормы_произношения_и_ударения
- Roman.by/r_73844.html
- Slovarfilologa.ru/117
- School3.toy.su/pub/36-1-0-196
- Coolrerot.com/русский_язык_в_современном_мире_2
- www.roman.by/r-85344.html
- Coolreferat.com/язык_и_общество
- Bukyica.ucoz.ru/pub1…uchenye_lingvisty/17
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Результаты обучения | Формируемые общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: - культура речи - основных единиц и уровней язык | Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. |
Умение: - определять требования к литературному языку - правильного владения основными культурами речи - различать основные единицы и уровни языка | Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. | |
Знание: | Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. | |
Умение: Правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, | ||
Знание: Орфографических и пунктуационных норм современного русского и литературного языка | ||
Умение: Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
- Контроль и оценка освоения Дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: - языковых норм литературного языка, - культуры речи, - основных единиц и уровней языка. | Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. |
Умение: - определять требования к литературному языку, - правильного владения основами культуры речи, - различать основные единицы и уровни языка. | |
Знание: орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения | Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. |
Умение: правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | |
Знание: орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. | Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Умение: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"
Рабочая программа предназначена для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов...
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии....
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности 060501.51 Сестринское дело
Рабочая программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав естественнонаучного профиля профессионального образования укрупненной группы специал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 « Банковское дело» (базовая подготовка)...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 10-11 класса...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего...