ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СОЗДАЕМ УЧЕБНИК САМИ".
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Баландина Елена Владимировна

Организация исследовательской работы в творческой мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya_po_russkomu_yazyku.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

   ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

"СОЗДАЕМ УЧЕБНИК САМИ".

     

Организация исследовательской работы в творческой мастерской по русскому языку дает возможность решать ряд задач, стоящих перед, системой образования в настоящее время:

  • осуществление более глубокого и прочного освоения учебного материала (повторение, обобщение, систематизация знаний по русскому языку), значительное расширение кругозора учащихся;
  • развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
  • развитие наблюдательности, оригинальности мышления, творческого мышления;
  • формирование умения четко и ясно излагать свои мысли.

Повышение в настоящее время интереса и внимания к проектно-исследовательской деятельности школьников не случайно, ибо творческая по своей сути работа, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить его, предоставить дополнительные, вариативные возможности развития ученику.

   Проектно-исследовательская деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличное от уже существующего, оригинальное. Ученическая творческая деятельность - это, прежде всего, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта, в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности. Творческая проектно-исследовательская деятельность приводит к активизации познавательной и практической составляющих, в результате чего школьник производит полезный продукт, обладающий субъективно и иногда объективной  новизной.

Проектно-исследовательскую деятельность школьника целесообразно рассматривать как учебно-трудовую по характеру, тесно увязывающую теорию и практику, что имеет важное значение для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность paзвивает самостоятельность школьника, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Все выше сказанное в полной мере относится и к такой форме проектно-исследовательской деятельности, как творческие мастерские.

    Творческие мастерские - особая форма занятий, сочетающая урочную и внеурочную деятельность ребенка. Учащиеся добровольно, по своим интересам выбирают профиль мастерской /математический, исторический, литературный и т.д./, имеют возможность перейти из одной мастерской в другую - это признаки внеурочной, кружковой деятельности. В то же время работа в какой-нибудь мастерской является обязательной и включена в расписание. Содержание учебной деятельности в творческой мастерской обеспечивает расширение знаний учащихся в данной образовательной области, носит творческий, часто игровой характер. Цель такой деятельности - выявление и развитие способностей, помощь в самоопределении ребенка при выборе профиля дальнейшего обучения, формирование интереса к творческой деятельности.


Работа по созданию своего учебника по русскому языку или отдельных его страниц осуществляется через следующие этапы: возникновение идеи или задачи, решение задачи, реализация на практике. По содержанию  эти этапы можно охарактеризовать следующим образом:

Первый этап - организационно-подготовительный. На этом этапе определяются цели и задачи проекта, планируется предстоящая деятельность. Выбирая тему, ученик решает: для чего и для кого он создает свои учебник, т.е. идет поиск значимого результата проекта, определяется потребитель задуманного. Например, ученик решает создать сказочный учебник по теме "Фонетика" для пятиклассников или сборник схем по пунктуации сложного предложения для старшеклассников.

2-й этап - структурирование деятельности. Учащиеся самостоятельно или с руководителем решают: с чего начать свой труд. Нужен ли макет, план, схема работы? Какова последовательность действий? Какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть? Каковы будут результаты деятельности? Как будет выглядеть учебник? Ответы на эти вопросы учат культуре творческого труда, способности систематизировать свои знания, умения.

3-й этап - самостоятельный поиск и выбор средств по проектированию собственного учебника. Сбор информации, выработка идеи, обсуждение, моделирование, оформление необходимых схем, чертежей, рисунков, выкладок и результатов.

4-и этап - определение состояния проекта учебника в соответствии с замыслом. Предварительное оформление проекта.

5-й этап – заключительный, анализ и оценка результата, публичная защита проекта учебника.


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 творческой мастерской

                         "СОЗДАЕМ УЧЕБНИК САМИ".

Вводное занятие. Что такое учебник?

  1. Строение и содержание учебника.
  2. Стиль учебника. Научный стиль и его особенности.
  3. Разделы русского языка. Особенности изучения разделов.
  4.  Виды заданий, упражнений в учебнике.
  5.  Теоретические и практические задания. Тренировочные задания, задания на повторения.
  6.  Задания на сообразительность.
  7.  Задания по развитию речи.
  8. Творческие задания в учебнике русского языка.
  9. Словарь. Виды словарей.
  10. Роль иллюстраций в учебнике русского языка. Оформлениe учебника.
  11.  Продолжение работы по созданию собственных страниц учебника.
  12. Публичная защита проекта.

                          Основные требования

      к проектам учебников по русскому языку.

1.        Новизна.

Работа над проектом должна дать объективно или субъективно новый результат: новая (оригинальная, нетрадиционная) подача учебного материала, новые (необычные, игровые, творческие) упражнения, задания по теме учебника.

2.        Практическая значимость работы.

Возможность последующего использования ученического учебника, материалов из него в процессе изучения данной темы на уроках русского языка.

  1. Четкость, ясность, грамотность изложения материала.
  1. Оформление paботы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

Творческая мастерская. Функции русского языка в современном мире.

Данная творческая мастерская даёт возможность показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной  жизни народа. способствует развитию коммуник...

"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"

Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...

Программа занятий кружка «Творческая мастерская» учителя русского языка и литературы

    Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе....

Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"

Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...

Творческая мастерская по русскому языку для 7 класса

Творческая мастерская по русскому языку для 7 класса "Пишем мини-сочинение. Анализируем текст"....