Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_znatoki_11.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | |||
Рассмотрена: | Утверждена приказом Директор МБОУ «СОКШ № 4» | ||
/Л.И.Степкина/ | |||
Согласована: Заместитель директора по | |||
/А.С. Коровина/ | |||
Программа дополнительного образования | |||
«Знатоки русского языка» | |||
11 к класс | |||
Педагогический работник: | Белогурова Е.Ф. |
Пояснительная записка
Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и заставило обратить особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся выпускных классов школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Педагогическая целесообразность: повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения пунктуационной грамотности.
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.
- Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
- Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
- Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения. - Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
- Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.
В системе дополнительного образования кружок «Знатоки русского языка» реализует цель и задачи:
Цель кружка:
- развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;
- воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;
- совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи кружка:
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- формирование лингвистической, коммуникативной компетенции;
Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Знатоки русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей 16-17 лет, различные подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.
Сроки реализации: данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в традиционной форме – урок длительностью 40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым
материалом, их анализ, выводы);
- Работа в группах;
- Деловые игры и практикумы;
- Проектная деятельность
Особенности содержания программы:
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
Формы и методы контроля:
1. Промежуточный контроль: зачет
2. Заключительный контроль: тест с открытым ответом.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Защита проектов
- комплексный анализ текста;
- сочинения разнообразных жанров;
- тестирование;
- устные сообщения;
Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)
- Персональный компьютер
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- Мобильный класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика и содержание программы | Кол-во часов по теории | Кол-во часов по практике | всего |
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения. | 1 | 2 | 3 | |
Грамматические и пунктуационные особенности простых предложений. Пунктуация в предложениях с обособленными членами предложения, словами, грамматически не связанными с предложением. | 5 | 15 | 20 | |
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 3 | 5 | 8 | |
Синтаксис текста различной стилевой принадлежности. | 0 | 4 | 4 | |
35 |
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема занятия | Содержание |
История русской пунктуации. | Сведения о русской пунктуации | ||
Принципы русской пунктуации | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | ||
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | Система правил расстановки знаков препинания | ||
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | Виды предложений по интонации, цели высказывания, структуре. | ||
Основные функции пунктуационных знаков. | Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | ||
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений | Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. | ||
Простое предложение. Работа с текстом. | Виды простых предложений. Способы связи предложений в тексте. | ||
Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные определения. | Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными определениями, способы выражения обособленных определений | ||
Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные приложения | Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными приложениями, способы выражения обособленных приложений | ||
Знаки препинания внутри простого предложения: обособленные обстоятельства | Пунктуация в предложениях , осложненных обособленными обстоятельствами, способы выражения обособленных обстоятельств | ||
Знаки препинания внутри простого предложения: слова, грамматически не связанные с предложением: обращение | Обращение, способы выражения, знаки препинания | ||
Знаки препинания внутри простого предложения: слова, грамматически не связанные с предложением: вводные слова, вводные конструкции | Группы вводных слов по значению, знаки препинания при них. Вводные предложения и вводные конструкции. | ||
Диалог. Выделительные знаки при диалоге. Оформление диалога. | Оформление диалога. | ||
Прямая речь. | Пунктуация при прямой речи. Замена прямой речи на косвенную. | ||
Промежуточный контроль | Зачет по теме | ||
Разделительные знаки в предложениях с однородными членами. | Группы предложений с однородными членами , знаки препинания в них | ||
Однородные члены предложения, их обособление. | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Роль однородных членов предложения в речи. | ||
Обособление рядов однородных членов. Работа с текстом. | Функции предложений с однородными членами. Тексты различной стилевой принадлежности, использование в них предложений с однородными членами. | ||
Практикум: знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | Практическая работа: постановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами. | ||
Кавычки. Авторские знаки препинания. | Авторские знаки препинания, их функция | ||
Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений. Работа с текстом. | Синонимия односоставных предложений. Использование односоставных предложений | ||
Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений. | Использование односоставных предложений в речи. Стили речи.
| ||
Употребление многоточия при прерывании речи, смысловая роль. Многоточие, кавычки, тире в диалоге. | Смысловая роль многоточия, кавычек, тире. Употребление в речи. | ||
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. | Виды сложных предложений, их грамматические и пунктуационные особенности. | ||
Своеобразие семантики структуры сложных предложений. | Структура сложных предложений. | ||
Синонимия предложений разных видов. | Функции сложных предложений в тексте. | ||
Сложносочинённое предложение. Работа с текстом. | Пунктуация в сложносочиненных предложениях. Использование сложносочиненных предложений в тексте. | ||
Сложноподчинённое предложение. | Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. Использование сложноподчиненных предложений в тексте. | ||
Синтаксис бессоюзного сложного предложения. | Синтаксис бессоюзного сложного предложения. Использование бессоюзных сложных предложений в тексте. | ||
Трудные случаи пунктуации в сложном предложении. | Тире, точка с запятой, двоеточие в сложных предложениях. Условия выбора необходимого знака. | ||
Анализ синтаксиса текста художественной литературы (художественный стиль). | Использование сложных предложений в тексте художественного стиля | ||
Анализ синтаксиса текста научного стиля речи. | Использование сложных предложений в тексте научного стиля | ||
Анализ синтаксиса текста официально-делового стиля речи. | Использование сложных предложений в тексте официально-делового стиля речи | ||
Анализ синтаксиса текста официально-делового стиля речи. | Составление деловых бумаг | ||
Итоговая контрольная работа |
Список учебно-методической литературы для учителя
1. Драбкина С. В. Субботин Д.И. оптимальный банк для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен. 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 320с.
2. Егораева Г. Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/ 5-е изд., переработ. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 429 с.
3. Егораева Г. Т. ЕГЭ. 2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами/ 2-е изд., переработ. И доп.- М.: Издательство «Экзамен» 2014.- 318 с.
4. Назарова Т. Н. Е. Н. Скрипка ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку. - М.: Издательство «Экзамен№, 2014. -174 с.
5. Сенина Н. С., Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Изд. 4-е, переработ., Ростов -на- Дону: легион, 2014.- 230 с.
Список литературы для учащихся
Русский язык [Выполнение заданий части 3(C)]. Симакова Е.С, Экзамен, 2014г.
Сочинение на ЕГЭ.Курс интенсивной подготовки. Легион, 2012 г.
Русский язык [Выполнение заданий части 3(С)]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. Миронова Н.И., Эксмо-Пресс, 2012 г.
Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного курса английского языка "Волшебный мир английского языка" 5 класс
Рабочая программа по дополнительному курсу «Волшебный мир английского языка» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Россий...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Деловой русский язык» для 10-11 классов
Школа явно недостаточно занимается речевой подготовкой выпускников, ориентированной на будущую трудовую деятельность. Учащиеся практически ничего не знают об особенностях служебного этикета,...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...