Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием е – и»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.Т. Баранова, учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой
ТЕМА УРОКА: «Правописание корней с чередованием е-и».
ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podloboshnikova1.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Орловская СОШ»
Конспект урока
русского языка в 5 классе
с учетом требований ФГОС ООО
Тема урока:
«Правописание корней с чередованием е – и»
Учитель русского языка и литературы: Подлобошникова Т.А.
УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.Т. Баранова, учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой
ТЕМА УРОКА: «Правописание корней с чередованием е-и».
ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.
РЕШАЕМАЯ УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: какие условия определяют написание гласных е-и в корнях?
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- предметные: научиться определять условия написания гласных е-и;
- метапредметные (УУД):
- коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (проявлять познавательную инициативность), формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения учебной проблемы;
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи;
- личностные: формировать навыки самопроверки и взаимопроверки на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи; способствовать усвоению ценностей российского общества (на материале пословиц и поговорок).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. | Постановка учебной задачи. Постановка проблемной ситуации. Объявление темы урока. Мотивирование учащихся. Целеполагание. | Приветствие учащихся. Предлагает учащимся задание, написанное на доске: предлагать – предложить касаться – прикосновение расти – вырос загар – загорать заря – зорька кланяться – поклониться собирать – соберу - Найди орфограммы в корнях слов, которые нельзя проверить по известным тебе правилам. - Сформулируйте тему урока. - Для чего нужно знакомиться с правописанием корней с чередованием е//и? - Поставьте цель, которую мы должны достигнуть на уроке. Оформление записей в тетради. | Читают пары слов; объясняют известные орфограммы, встретившиеся в тексте (чередование гласных а-о). Формулируют тему урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока: определить условия выбора гласных е-и. |
2. | Решение учебной задачи. | Учитель обращает внимание учащихся на пары слов, записанные на доске (в этих словах выделены корни). соберу – собирать блестеть – блистать замерло – замирать выжег – выжигать натереть – натирать - Чем отличаются эти слова? Корни разные, а что общего между словами? - Попробуйте объяснить условия выбора гласной е-и в корне, опираясь на записи. | Делают вывод о том, что в парах однокоренных слов встречается чередование е-и. Наблюдают, анализируют слова и формулируют правило: в корне слова пишу И, потому что после корня стоит суффикс А. |
3. | Моделирование содержания изучаемого понятия. | Предлагает сопоставить ученическую формулировку с формулировкой в учебнике - Такое чередование е-и встречается в целой группе корней. Постараемся их запомнить прямо на уроке. Учитель дает 1 минуту для запоминания корней, потом организует устную проверку в парах. | Читают правило в учебнике. Называют корни с чередованием е-и (взаимопроверка в парах). |
Предлагает составить опорную запись, графически обозначив орфограмму. | Составляют опорную запись в тетради, обводят ее в рамку. | ||
4. | Моделирование общего способа умственной деятельности. | Ставит новую учебную задачу: составить алгоритм рассуждения, чтобы объяснить условия выбора гласной Е или И в корне слова. Алгоритм рассуждений фиксируется на доске и в тетрадях. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
|
5. | Конкретизация изучаемого понятия. | Работа с упражнением . - Чему будем учиться, выполняя это упражнение? (Объяснять условие выбора гласной е-и). | Формулируют цель перед выполнением упражнения. Выполняют упражнение письменно в тетрадях, сопровождая запись устным комментированием с использованием алгоритма. |
Учитель организует работу в парах с использованием раздаточного материала (приложение 1, задание 1), контролирует выполнение упражнения. Устная проверка выполненного задания. Вывод: чему учились, выполняя это упражнение? | Формулируют задание к записанному упражнению, затем работают в парах, подбирают однокоренные слова, в корнях которых – гласная И. Графически обозначают орфограмму, пользуясь опорной записью. | ||
Динамическая пауза. | Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок. Подбирать, отпереть, собирать, выжигал, изберу, постелить, натирать, наберёшь, отмереть, расстилать, заблистал. Оценивает внимательность учащихся во время выполнения задания. | Учащиеся выполняют упражнение. | |
Работа с использованием раздаточного материала (приложение 1, задание 2). Проверка выполнения – называют только те слова, которые соответствуют теме урока. | Работают в группах (по 4 человека), объясняют значение пословиц, ищут слова с чередованием е-и. | ||
6. | Домашнее задание. | Учитель предлагает домашнее задание на выбор учащегося:
или
| |
7. | Рефлексивно-оценочный этап. | Для объективной оценки работы на уроке учитель выдает листочки с заданиями и проводит мини-тест с последующей самопроверкой. Учитель организует рефлексию: - Достигли ли мы поставленной цели? Какое условие выбора гласных е-и в корнях мы определили? - Спросите себя: чему я научился на уроке по теме «Правописание корней с чередованием е-и»? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Подводит общий итог урока. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность на уроке, выполняя тест-самопроверку. |
Задание 1.
Соберу – … .
Замереть – … .
Растереть – … .
Запереть – … .
Расстелить – … .
Раздеру – … .
Выжег – … .
Блестит – … .
Задание 2. Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите и запишите в тетрадь слова по теме урока, обозначьте в них корни и объясните графически орфограмму.
- За всё берется, да не всё удаётся.
- Не всё то золото, что блестит.
- Солдат службы не выбирает.
- Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
- Не задирай нос высоко – споткнёшься.
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
- Скупой запирает крепко, а потчует редко.
Тест – самопроверка
1. Найдите слово с буквой Е в корне:
а) соб_раться;
б) нат_реть;
в) бл_стать.
2. Найдите слово с буквой И в корне:
а) отп_реть;
б) уд_рать;
в) ут_реть.
3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
а) Ум_рать, уст_лать.
б) Подб_рать, соб_рёт.
в) Бл_стеть, зад_рать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"
Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография), тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о; приобрести зн...
Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием".
Обобщающий урок "Правописание корне с чередование букв о-а" построен в форме путешествия по городу Корнеграду, где каждая улица - испытание. Уделено внимание разным разделам русского языка:орфоэ...
Урок русского языка в 9 классе "Правописание корней с чередованием"
Учебно-методический материал, подготовка к ГИА....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Проверочная работа по русскому языку. 6 класс. "Правописание корней с чередованием"
Проверочная работа состоит из двух заданий: 1) списать, вставляя пропущенные буквы; 2) тест...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»
laquo;Правописание корней с чередованием гласных е-и»....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)...