Открытый урок в 6 «А» классе (ФГОС). Тема «Гласные И и Е в приставках при- и пре-». Евдокимов О.В.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок по теме «Гласные И и Е в приставках ПРИ- и ПРЕ-» разработан в соответствии с нормами ФГОС для 6-го класса. Автор урока предлагает изучение материала на основании живой творческой связи между учениками, с одной стороны, и учениками и учителем, с другой. Освоение, закрепление теоретического и практического материала автором урока облечено в интеллектуальную форму учебного общения, взаимопроверки, "орфографической" гимнастики и прочее, что придает обучению как живость, способствующую развитию и повышению творческого потенциала обучающихся, так и глубину проникновения в тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._6_kl._fgos._evdokimov_o.v._dokument_microsoft_word.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Евдокимов О. В., учитель русского языка и литературы
288 школы Адмиралтейского района Г. Санкт-Петербург
Открытый урок в 6 «А» классе
(ФГОС)
Тема урока: «Гласные И и Е в приставках при- и пре-»
Дата проведения урока: 10 ноября 2017 года.
Тип проведенного урока: «Открытие и освоение» нового знания, закрепление материала.
Образовательные технологии: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся; дифференцированный подход в обучении; педагогика сотрудничества, исследовательская деятельность теоретического материала; здоровьесбережение.
Цели урока:
1) освоение и закрепление способа выбора гласных И и Е в приставках при- и пре-.
2) развитие речевого потенциала учащихся.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- Формировать у учащихся навык правильного написания гласных И и Е в приставках при- и пре-.
- Развивать у учащихся умение верно формулировать определение понятий.
- Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
- Совершенствовать орфографические и умения.
- Способствовать творческому применению учащимися изучаемого правила через создаваемые ими мини-тексты, построение диалогов устной и письменной речи.
Развивающие задачи:
- Осуществление на уроке системно-деятельностного подхода образования.
- Развитие внимания учащихся.
- Формирование УУД (познавательных, регулятивных, личностных):
- а) развивать умение использовать полученные знания при изучении нового материала;
- б) развитие способностей анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, обобщать, логически и аргументированно излагать;
- в) формирование логических умений с опорой на личный опыт учащихся;
- г) развитие творческих, речевых способностей учащихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитание интереса и уважения к родному языку;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Развитие коммуникативных УУД:
- а) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности у учащихся при освоении знаний,
- б) развитие взаимного уважения к мнению собеседника, видов интеллектуального сотрудничества и доброжелательного оппонирования точке зрения собеседника.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- Углубление познавательных мотивов к изучению родного языка.
- Развитие желания к совершенствованию своей речи.
- Формирование навыков учащихся, служащих к совершенствованию самооценки, при поощрении обучающихся к достижению успеха.
Метапредметные:
1. Развитие у учащихся способности свободно и верно излагать свои мысли в монологической и диалогической форме, устно и письменно.
2. Взаимодействие с товарищами по классу в процессе:
- а) совместного выполнения поставленной задачи;
- б) участия в обсуждении;
- в) формулирования вопросов и ответов при взаимопроверке.
Предметные:
1. Продолжение работы по формированию способности учащихся логически и грамматически верно и свободно излагать мысли в формах письменной и устной.
2. Продолжение работы по развитию навыков владения различными видами речи учащихся.
3. Продолжение работы над умением учащихся строить свою речь при общении с одноклассниками в рамках речевого этикета.
4. Продолжение работы над развитием творческой самостоятельной деятельности учащихся.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. 6 класс» для общеобразовательных учреждений, часть I; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., Издательство: М.: Просвещение, 2015 г.
- тетради;
- доска с тестовым материалом.
- проектор, экран для показа слайдов.
План урока:
- Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся (2-3 минуты).
- Проверка домашнего задания (7-8 минут).
- Актуализация знаний. Материалы мини-теста, орфографический комментарий. Определение темы и задачи урока (6 минут).
- Продолжение изучения нового материала в практическом и теоретическом ключе. Тренировочное упражнение. (11-12 минут).
- Разминка в форме «орфографической» гимнастики (3-4 минуты).
- Закрепление изученного материала, теоретические сведения, работа с учебником (10-11 минут).
- Домашнее задание. (2-3 минуты).
- Подведение итогов урока. Рефлексия. (2-3 минуты).
- Начало урока. Организационный этап. Создание позитивной атмосферы в классе, мотивации на учебную работу, формирование ощущения ситуации успеха. Учащиеся записывают в тетради: «Десятое ноября. Классная работа». После этой записи оставляют пропущенную строчку для темы урока, которую самостоятельно постараются сформулировать в процессе урока.
Деятельность учителя: приветствие, напоминание организационных моментов начала урока, чтение стихотворения поэта Евгения Вербина:
Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!
На экране слайд № 1.
***
Я Володины отметки /Узнаю без дневника.
Если брат приходит c тройкой,/Раздается три звонка.
Если вдруг у нас в квартире /Начинается трезвон -
Значит, пять или четыре/Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой -/ Слышу я издалека:
Раздается два коротких, /Нерешительных Звонка.
Ну, а если единица,/Он тихонько в дверь стучится.
(Агния Барто)
- Желаю, чтобы вы сегодня, возвратившись из школы домой, имели возможность - согласно итогам урока русского языка - устроить тот самый «трезвон», о котором поэтесса Агния Барто говорит в своем стихотворении!
Деятельность учащихся: готовятся к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, резинка, дневник), читают стихотворение на слайде № 1.
- Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка.
А) Учащиеся задают друг другу подготовленные вопросы по правилу «Гласные И и Е в приставках при- и пре-» (орфограмма № 29, стр. учебника 112).
Учитель вызывает первого учащегося, который, обращаясь к классу, формулирует подготовленный дома вопрос и затем произвольно, по своему желанию вызывает того или иного одноклассника или одноклассницу. Класс слушает ответ вызванного учащегося. Если ответ недостаточно полный или неверный, следует его дополнение или исправление тем учащимся, которому по своему усмотрению предлагает ответить задававший вопрос ученик/ученица. Если ответ верный, то учащийся, задававший первый вопрос, садится на место, а учащийся, давший правильный ответ, формулирует свой вопрос и вызывает по своему желанию того или иного товарища. Метод взаимопроверки повторяется до тех пор, пока правило с объяснением приведенных примеров не прозвучит четко и ясно. Обычно во время взаимопроверки выстраивается цепочка из ответов 4, 5 или 6 человек.
- Какое значение имеет приставка в слове прискакать? С какой приставкой - пре или при – пишется это слово ? (значение приближения, пишется приставка при-).
- Если приставка в слове обозначает присоединение, какую гласную на конце этой приставки следует писать? Привести пример.
(На конце приставки пишется гласная «и», например, привинтить, приклеить).
- Определите значение приставки в слове прибежал и гласную на конце приставки? (Окончание действия, приближение, пишется приставка при-).
- Образуйте от глаголов открыть, прыгнуть слова, обозначающее неполное действие. Какую приставку – пре- или при- надо писать в этих глаголах?
(На конце приставки пишется гласная, приоткрыть, припрыгнуть).
- Расскажите, когда пишутся приставка пре- и приведите примеры?
(Приставка пре- пишется: если она обозначает высокую степень качества (возможно заменить приставку словами "очень", "весьма". Например: премилый – очень (весьма) милый. Если значение приставки близко к значению приставки пере- [хотя прямая замена чаще всего невозможна], например: преградить - перегородить, преодолеть - пересилить что-либо, преподавать - передавать знания).
Б) После взаимопроверки по правилу «Гласные И и Е в приставках при- и пре-» учащиеся (1-2 человека) читают составленный дома диалог, в котором использованы слова с приставками при- и пре-.
В) Проверка домашнего упражнения № 201 (стр. 112-113). Особо обратить внимание на осмысленное и выразительное прочтение стихотворения Э. Успенского, добиваясь осознанного владения учащимися интонацией, ритмом, паузами, «растягиванием» и «сжатием» гласных в произносимых словах. При необходимости учитель может показать учащимся пример художественного прочтения стихотворения с небольшими комментариями.
Мини-конкурс прочтения стихотворения. Из трех-четырех чтецов учащиеся называют победителя, объясняя свою благосклонность. После мини-конкурса классу ставится вопрос:
- Определите значение приставки в стихотворении Эдуарда Успенского. Укажите, какую гласную - И или Е – вы поставили на конце приставки в глаголах а) первого четверостишия и б) второго четверостишия. Объясните свой выбор.
***
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно. [Приставка при- обозначает приближение]
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни, что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые руки приделали. [Приставка при- обозначает присоединение]
- Актуализация знаний. Материалы мини-теста, орфографический комментарий. Определение темы и задач урока.
(Обучающиеся приводятся к осознанию и применению на практике нового способа действия)
На экране слайд № 2.
Задание: В каком ряду пропущена одна и та же буква? Приведите доказательства, пользуясь правилом. Объясните правописание слов в каждом ряду.
Учитель: Выполняя это задание, какую задачу вы поставите перед собой?
Учащиеся: Не сделать ошибок в написании гласных в приставках при- и пре-.
1. Пр…усадебный, пр…мудрый, пр…ехал;
2. Пр…увеличить, пр…растить, пр…клонить (голову);
3. Пр…светлый, пр…града, пр…винтить;
4. Пр…кусить, пр…морский, пр…клеить. [Прикусить (неполнота действия), приморский (близ чего-либо, рядом), приклеить (присоединение)].
Обозначение темы урока:
Учитель: В некоторых ответах были допущены ошибки, в некоторых, к сожалению, - не чувствовалось полной уверенности. Скажите, что необходимо нам с вами сделать, чтобы вы писали и отвечали и устно, и письменно без ошибок, оставить эту тему и начать новую, или еще поработать над этим правилом?
Учащиеся: доучить это правило.
Учитель: Как вы думаете, чем именно мы будем с вами сейчас заниматься?
Учащиеся: Опять приставками при- и пре-.
Учитель: Разумеется. А как мы сформулируем тему нашего урока?
Учащиеся: Приставки при- и пре-.
Учитель: Точнее.
Учащиеся называют тему урока: «Гласные И и Е на конце приставок при- и пре-».
Учитель: Хорошо. Запишите тему урока на первой, пропущенной строчке в тетради, под словами «Десятое ноября. Классная работа». И в скобках допишите: «Продолжение темы».
4. Продолжение изучения нового материала в практическом и теоретическом ключе. Тренировочное упражнение.
- Упражнения № 205 на странице 114. Это упражнение выполняется устно, обучающиеся поочередно комментируют правописание приставок при- и пре в словах. Класс контролирует правильность ответов.
5. Разминка в форме «орфографической» гимнастики.
(Проводится для снятия эмоционального, физического напряжения)
Задание: Образуйте с приставками при- и пре- глаголы (один глагол, пару глаголов, три глагола) и постарайтесь изобразить их действие либо соответствующими движениями, либо мимикой лица. Задание проводится в быстром темпе.
Глаголы «встать» - «сесть».
- С помощью приставки образуйте глаголы со значением неполноты действия и воплотите их в движение (один из учеников называет эти глаголы = «привстать» – «присесть», приставка при-; а класс садится за парты и тут же привстает).
После усвоенного задания посредством приставки при- и пре- учащиеся образовывают глаголы с требуемым значением и иллюстрируют их действиями.
Глагол «лечь».
- Воплотите в движение глагол с приставкой со значением неполноты действия; (один из учеников называет этот глагол = «прилечь», приставка при-; учащиеся, оставаясь сидеть на стульях, слегка «ложатся» на парту).
Глаголы «вскочить» – «сесть».
- Изобразите глагол с приставкой, имеющей значение неполноты действия; (один из учеников называет эти глаголы = «привскочить» – «присесть»; приставка при-; учащиеся привскакивают из-за парт и вновь приседают на стул).
Глагол «приподняться».
- Покажите в действии глагол без приставки, имеющей значение неполноты действия = «подняться» (класс поднимается из-за парт в полный рост).
Глагол «гнуться».
- Образуйте глагол с приставкой со значение пере-; (один из учеников называет этот глагол = «перегнуться»; класс перегибается над партами).
Глаголы «прыгнуть» (на ногах) – «поднять» (вверх руки) – «сесть» (на место соседа по парте).
- Изобразите первые два глагола с приставкой, имеющей значение неполноты действия, а третий глагол - с приставкой пере-; (один из учеников называет эти глаголы = «припрыгнуть» (на ногах) – «приподнять» (вверх руки) – «пересесть» (на место соседа, то есть поменяться местами с соседом по парте), в первых двух глаголах пишется приставка при-, в последнем глаголе – приставка пере- ; учащиеся припрыгивают на ногах, затем поднимают вверх руки, потом садится, меняясь местами, на стулья).
Глагол «доброе» (выражение лица).
- Повернитесь друг к другу (задание в парах) и при помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте требующийся глагол, изобразив его мимикой на своем лице; (один из учащихся называет этот глагол = «предоброе» (выражение лица), приставка пре-; учащиеся изображают «предобрые» лица).
Глагол «печальное» (выражение лица).
- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его на своем лице; (один из учащихся называет этот глагол = «препечальное» (выражение лица), приставка пре-; учащиеся изображают «предобрые» лица).
Глагол «злое» (выражение лица).
- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его на лице; (один из учащихся называет этот глагол = «презлое» (выражение лица), приставка пре-; учащиеся изображают «презлые» лица).
Глагол «спокойное» (выражение лица).
- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его на лице; (один из учащихся называет этот глагол = «преспокойное» (выражение лица), приставка пре-; учащиеся изображают «преспокойные» лица).
Глагол «шумный» (класс).
- Изобразите это глагол в действии (учащиеся шумят)
- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его в действии; (один из учащихся называет этот глагол = «прешумный» (класс), приставка пре-; учащиеся сильно шумят).
Глагол «тихий» (класс).
- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его в действии; (один из учащихся называет этот глагол = «претихий» (класс), приставка пре-; учащиеся смолкают).
Глагол «радостный» (класс).
- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его в лицах; (один из учащихся называет этот глагол = «прерадостный» (класс), приставка пре-; учащиеся улыбаются друг другу).
6. Закрепление изученного материала, теоретические сведения, работа с учебником.
Теоретические сведения, задание по учебнику:
- На странице учебника 113 и 117 прочитайте слова, помещенные в зеленой рамке, выпишете их в тетрадь, определите их значение, подберите к ним два или три синонима.
Учащиеся выписывают слова и подбирают к ним синонимы:
«Прибыть (на работу)» – то есть 1) прийти, 2) явиться, 3) приехать.
«Пребывать (на работе)» – то есть 1) находиться, 2) быть, 3) присутствовать.
«Притворить (дверь)» – то есть 1) закрыть, 2) прикрыть.
«Претворить (мечту в жизнь)» – то есть 1) осуществить, 2) воплотить, 3) реализовать.
На экране слайд № 3.
- Учащиеся устно сопоставляют две пары слов, объясняют взаимосвязь между приставкой и значением слова, составляют словосочетания и записывают их в тетради.
Призрение (попечение, забота) – например, «призреть» ребенка (позаботиться о нем), призреть сироту (приютить его).
Презрение (пренебрежение, неуважение) – на пример, показать презрение к человеку (неуважение), говорить с презрением (с пренебрежением).
Придел (пристройка) – пристроить церковный придел (пристройку).
Предел (граница) – положить предел (обозначить границу, ограничить).
Теоретические сведения по теме урока; работа с определением лексического значения слова, влияющего на написание корневой гласной.
- На странице учебника 115 прочитаем памятку: «Есть много слов, в которых значение приставок при- и пре- определить очень трудно (см. слова в рамках). Правописание этих слов надо узнавать по словарям или запоминать».
Учащиеся внимательно читают словарные слова, данные в зеленых рамках, стараясь их запомнить. Перед прочтением учитель ставит задание:
- Нередко всего лишь из-за одной буква слово может поменять свое значение. Обратите внимание, слова в зеленой рамке, помещенной внизу, слева, на странице № 115, - это слова с приставками при- и пре-, однако гласная в корне слова делает их абсолютно различными по смыслу. Среди данных слов найдите и выпишете два слова со значением а) способствовать прекращению вражды, ссоры (слово примирять, корень –мир–); и со значением б) искать, подыскивать, подбирать свою меру (примерять, корень –мер–). Подберите к этим словам однокоренные слова.
1. Мир-мирить-примирить-замирить-помирить-помириться и т.д.
2. Мер-мера-замер-мерять-примерять-отмерять-замерять и т.д.
- Домашнее задание
На экране слайд № 4.
А) § 40. Выучить правописание словарных слов, помещенных в зеленые рамки (стр. 112-116).
Б) Используя как можно больше слов с изученной орфограммой, составить диалог с одной
парой слов: «прибыть» – «пребывать»;
«притворить – «претворить»;
«придел» – «предел»;
«призрение» – «презрение».
В) Выполнить письменно упражнение № 214 (стр. 118).
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Учащиеся дают оценку своей работе на уроке (самооценка), а также оценивают качество работы своих товарищей (достоинства и недостатки).
- Смогли ли мы выполнить поставленную цель?
- Будьте добры, поделитесь своими впечатлениями о том, чему вы научились на уроке? Какое у вас настроение?
- Мнение учителя о проведенной работе, кто и как из учащихся отвечал на уроке.
- Выставление оценок с пояснением того или иного балла.
************************************************************************************
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Не с существительными" ФГОС
В работе представлен конспект урока по теме "Не с существительными" в соответствии с ФГОС...
Открытый урок в 6 классе по теме "Буквы А,О на конце наречий с приставками из-, до-.с-."
Данный урок разработан с элементами технологии критического мышления. игровой и здоровьесберегающей технологий. Это второй урок по данной теме - урок закрепления материала....
Открытый урок в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик".
Цель данного урока - сформировать умение правильно писать гласную в суффиксах существительных -ек и -ик , продолжить развивать орфографическую зоркость....
2 . Открытый урок в 3 классе на тему "Типы чтения гласных Ii и Yy в ударных слогах".
Мастер-класс обучения навыкам чтения в младших классах на начальном этапе. Тема урока - "Типы чтения гласных Ii и Yy в ударных слогах" . 1. Видео открытого урока . ---- htt...
открытый урок в 6 классе по теме "Способы решения задач на проценты" по ФГОС
На этом уроке по УМК Дорофеева разбираются различные способы решения задач на проценты, в том числе из ГИА Используетмя системно - деятельностный метод...
Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС
Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...
открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"
Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности; ...