Грамматические ошибки. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста.
Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_svyazi_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.pptx | 80.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса . Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: - не совпадает число подлежащего и сказуемого; - не совпадает род подлежащего и сказуемого.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их. Ошибочно Те, кто придут позже, займут свободные места. Верно Те, кто придет позже, займут свободные места. Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе ). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число .
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их. Ошибочно Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины. Верно Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины. Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 –х частей : главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их. Ошибочно Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры. Верно Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры. Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их. Ошибочно Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году. Верно Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году. Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах . Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их. Ошибочно Сухуми раскинулась на самом берегу моря. Верно Сухуми раскинулся на самом берегу моря. Основа предложения: Сухуми раскинулась ( Сухуми – это город , то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.
Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...