Урок русского языка в 5 классе Определение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_opredelenie.docx | 33.14 КБ |
prezentatsiya_opredelenie.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Второстепенные члены предложения. (Определение).
Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении.
Тип урока: Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru ; : http://proschkolu.ru
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний и умений.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача, ребята, быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите, что вы знаете и как умеете работать. Давайте для начала повторим то, что вспомнили и изучили на предыдущих уроках по теме «Синтаксис». В строчку запишите цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения поставьте крестик «+» или нолик.
Игра «Крестики-нолики» Таблички заготовить заранее. Работа в табличках.
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения , называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3Обстоятельство -это главный член предложения.
4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).
5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.
7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
Слайд 1(ответы)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | 0 | + | 0 | + | + | 0 | + | 0 |
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
Самооценка выполненной работы-смайлики.
Кто ответил на все вопросы правильно? Давайте укажем правильный ответ вместе.
Слайд 2(эпиграф).
Чтение учителем эпиграфа к уроку.
Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Для начала вспомним, что такое эпиграф?
«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».
М.Ладур.
Действительно, наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь, что сегодня вы покажите себя чуткими и умными по отношению к нему (ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?(прилагательные).
А чем являются прилагательные в предложении? Так какова тема нашего сегодняшнего урока?
Запись темы урока в тетради. (Определение).
Целеполагание.
-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает определение, чем выражено, его роль в предложении).
Подумайте, от какого слова произошло слово определение?
Как вы понимаете значение слова « определять»?
Можно ли сказать, что «определять» - значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и по другим признакам?
А на какие вопросы отвечают определения? (какой? Чей? )
2 Выявление места и причины затруднения.
Слайд 3(2 текста для сравнения). -Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?
1 текст.
(Читают уч-ки).
Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.
2текст.
Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.
-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?
Учитель подводит к выводу о значимости определения. Определения обозначают признак предмета? Делают нашу речь ярче, выразительнее.А что вы уже знаете об определении из курса начальной школы?
А теперь откройте учебники на стр.86,прочитайте материал в рамке.
- Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)
-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.
-Какая информация оказалась для вас новой?
Сегодня на уроке мы узнаем способы выражения определения, составим алгоритм его нахождения в предложении, познакомимся с термином «согласованные и несогласованные определения».
Закрепление материала.
Работа с учебником. Упражнение 186(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.
Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа - вопросы к упражнению). Комментирование орфорграмм.
-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?
Слайд 4.(Алгоритм)
- Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
- Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
- Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
- Если есть, значит, это определение.
- Подчеркну определение волнистой линией.
- Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.
Самостоятельная работа по вариантам .Один ученик от первого варианта, второй - от второго. Комментирование орфорграмм.
Включение в систему знаний и повторение
Сведения опережающего характера.
Физкультминутка.
По количеству рядов(3) выдаются осенние листочки.
Задание: придумать к листочку прилагательное- определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю. Вслух произносим определение. Один ученик записывает выборочно, обозначаем орфограммы. Жёлтый, резной, чудесный, прекрасный, берёзовый, удивительный.
Какие прилагательные-определения характеризуют предмет по цвету, форме, а какие выражают отношение говорящего. Как называются такие прилагательные в литературоведении? Эпитеты.
А сейчас я хочу рассказать о талантливой писательнице-сказочнице Наталье Абрамцевой и предлагаю посмотреть мультфильм по одной из её сказок, который называется «Стриженый дождик». А вы подумайте, какие определения – эпитеты помогают создать образ дождика. Чему учит эта сказка?
Наталья Абрамцева родилась в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вследствие перенесённого в раннем детстве заболевания спинного мозга она была прикована к постели. Несмотря на это, Наталья жила насыщенной жизнью: много читала, причём не только по-русски, но и по-английски, и по-испански, писала рассказы, очерки. Но главным делом писательницы стало сочинение сказок. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых. Они переведены на многие иностранные языки; произведения легли в основу сценариев мультфильмов. Отдельными изданиями вышли сборники «Сказки для добрых сердец», «Радуга в сочельник», «Рождественские грёзы», «Чудеса да и только», «Что такое зима», «С кем разговаривают собаки».
Рефлексия
Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)
Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.
1.Минимальный уровень.
Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).
2.Средний уровень (норма).
Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).
3.Повышенный уровень сложности.
Подобрать в С/С к главным словам зависимые (согласованные и несогласованные определения),а к зависимым – главные, разобрать.
Творческий уровень.
Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.
Приложение.
1. Листочки самооценки.
Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.
№ | Задание | Успешность(+или-) |
1 | Игра «+/0» | |
2 | Формулировка темы,цели урока | |
3 | Упр. | |
4 | Разборы | |
5 | Самооценка | Оценка: |
Минимальный уровень.
Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).
Хорош лес в ----------- ясны… дни. В пурпурно-красный и ----------- цв…та окрашена л…ства. Цв…тным к…вром ра…стилаются под д…ревьями листья. Тут и там в…дны под ними --------- шляпки грибо…-под…синовиков.
Слова для справок: осенн…е, красн…ватые, желтый.
Средний уровень
Вставить пропущенные буквы и слова.
Красив, наряден ру…ский лес ---------- ос…нью. Кругом ----------- б…резы . ----------- к…стром г…рят р…бины. Словно груды малахита, з…л…неют ----------- ду…ки .В…селым мног…цветьем радуют клены, …сины -------------- к…вром ра…стилаются под деревьями ----------- листь…я.
Повышенный уровень сложности.
Подобрать в словосочетании к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать.
а ) дано главное слово б ) дано зависимое слово
------------- листва ( ) -------------- с клена ( )
шляпки ------------- ( ) ----------------- березы ( )
------------- дождь ( ) -------------- ковром ( )
листья ----------- ( ) ---------------- грибов ( )
Творческий уровень.
Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы «Крестики-нолики» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 О + О + О + + О + О
«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди». М.Ладур
Двадцать девятое октября. Классная работа . Определение. Целеполагание . Что обозначает определение? Какой частью речи выражается? Какова его роль в предложении?
Алгоритм Найду в предложении слова, которые обозначают предмет. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей? Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. Если есть, значит это определение. Подчеркну определение волнистой линией.
1.Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья берёзы опадают на землю , и она покрывается ковром. 2.Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья берёзы опадают на землю, и она покрывается разноцветным ковром.
Сильный ветер, голые ветви, сухие листья, разноцветным ковром. Листья берёзы – ( чего? какие?) берёзовые листья Какой ? Какие ? Какие ? Каким ? Проверь!
( 17 августа 1954 — 6 февраля 1995) Абрамцева Наталья Корнельевна
- Что нового узнали на уроке ? - Чему научились? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. Рефлексия учебной деятельност и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...
Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)
Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...
Тесты по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.
Тесты по теме "Обособленные определения" позваляют проверить степень освоения учащимися знаний по теме. Задания сформулированы также, как в ОГЭ и ЕГЭ....
Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....
Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....