Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_5_klass.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ».
5 класс.
Сочкина Валерия Валерьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Оршинская СОШ»
Тверская область, Калининский р-н
ТЕМА УРОКА: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. Ч.1 / Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.
Н.М.Шанский.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2013.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний
ЦЕЛЬ: познакомить с определением как второстепенным членом
предложения и способами его выражения, его ролью в
усилении выразительности речи.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически их обозначать; умение видеть, находить и обозначать орфограммы в словах, определять части речи, выделять основу предложения и дополнения.
Развивающие: развивать навыки использования определений в речи; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением; непроизносимая согласная в корне).
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любовь к слову, родному языку.
ХОД УРОКА.
1)Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как вы
приготовились к уроку. На парте лежит тетрадь,
учебник, словарь-справочник, дневник, пенал, линейка
(Проверяют). Вижу, что все готовы. Начнём урок.
2)Мотивация к деятельности.
На предыдущих уроках мы начали изучать второстепенные члены
предложения.
- О каком из них мы уже узнали? (О дополнении)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним второстепенным членом и научимся распознавать его в предложении. Но вначале выполним задание на повторение. Надеюсь, что работать мы будем активно, вдумчиво и скоро.
3) Актуализация знаний.
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
Середина ноября-последнего месяца осени. « Ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат»,-говорят об этом месяце в народе. И действительно, однажды утром мы подошли к окну и восторженно замерли: за стёклами всё было снежно и безмолвно. Медленно и тихо сыпался с мглистого неба первый снег, падая на чёрную, голую землю.
То … вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима.
Запишем несколько предложений. (Учащиеся записывают под диктовку).
НАСТУПИЛА ЗИМА. ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ ПОКРЫЛИСЬ ПУШИСТЫМ СНЕГОМ. КАЖДЫЙ КУСТ - УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ. ВОЗДУХ СВЕЖИЙ И ХОЛОДНЫЙ. ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ ЛИСЬИ СЛЕДЫ НА ПОРОШЕ. СОЛНЦЕ ВЫГЛЯНУЛО ИЗ-ЗА ТУЧ И ОСВЕТИЛО ОКРЕСТНОСТИ.
Прочитаем то, что мы записали. ( 1 ученик читает вслух)
-Как можно назвать эту группу предложений? (Текст)
-Почему мы можем назвать эти предложения текстом? (Связаны по смыслу , стоят по порядку)
-Как бы мы могли озаглавить этот текст? (Зима в лесу)
Этот текст записан у меня на доске. Даю вам возможность его проверить самостоятельно. (Учитель открывает створки доски).
-Кто написал без ошибок? Много грамотных. Молодцы!
-В тексте нам встретилось слово ПОРОША. Что оно обозначает? (Если правильно называют значение слова, уточним, какой же это снег)
-Если мы не знаем смысла слова, куда мы заглянем? (В школьный толковый словарь в конце учебника, стр.180)
ПОРОША- только что выпавший рыхлый снег. Запишем значение этого слова в наш словарь-справочник.
-А как вы думаете, почему первый рыхлый снег называется ПОРОШЕЙ? Подберём однокоренные слова (работаем в словаре-справочнике) ПОРОША, ЗАПОРОШИТЬ, ПРИПОРОШИТЬ, ПОРОХ, ПОРОШОК.
ПОРОХ (ПРАХ)- (устар.-пыль)- порошкообразное взрывчатое вещество.
ПОРОШОК- мелко истолчённые частицы твёрдого вещества.
ПОРОША- снег рыхлый, неплотный, пористый, рассыпчатый, крупинка к крупинке.
- Какая же орфограмма встретилась нам в этом слове? (Безударная гласная в корне)
-Как мы проверяем эту орфограмму? (Подбираем проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)
Задание по тексту: найдите все слова с безударной гласной в корне и обозначьте эту орфограмму.(1 ученик самостоятельно работает у доски, класс - в тетрадях)
Закончили работу. Объясни, в каких словах ты выделил орфограмму.
(Ученик вслух комментирует свою работу: зИма, дЕревья, в лЕсу,
удИвительное, хОлодный, снЕжинки, слЕды, на пОроше, выглЯнуло, освЕтило).
-Какие слова были пропущены? Кто их увидел? (Учащиеся называют с места пропущенные учеником орфограммы, если таковые имеются,
учитель, чтобы не тратить время, выделяет их в тексте сам). Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка).
- А в словах СОЛНЦЕ, ОКРЕСТНОСТЬ с какой орфограммой вы встретились? (Непроизносимые согласные в корне)
-Как проверить эти слова? (СоЛнышко, окресТ - вокруг)
Найдём в этом тексте нераспространённые предложения. (К доске вызывается следующий ученик)
НАСТУПИЛА ЗИМА(глаг., сущ.) ВОЗДУХ СВЕЖИЙ И ХОЛОДНЫЙ.(сущ., прил. и прил.)
-Почему эти предложения можно назвать нераспространёнными? (В них только подлежащее и сказуемое, нет второстепенных членов).
Выделим в каждом предложении подлежащее и сказуемое и укажем, чем они выражены. (Выполняет этот же ученик).
ДЕРЕВЬЯ ПОКРЫЛИСЬ (сущ, глаг.) КУСТ ЖИВОТНОЕ (сущ., сущ.)
СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ.(сущ., глаг.) СОЛНЦЕ ВЫГЛЯНУЛО И ОСВЕТИЛО(сущ., глаг. и глаг.)
-Почему в предложении КАЖДЫЙ КУСТ – УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ мы ставим тире? (Потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными)
-Как мы можем назвать разобранные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными, потому что в них есть главные и второстепенные члены) 2-й ученик оценивает свою работу. (Выставляется отметка)
На прошлом уроке мы с вами изучали дополнения.
-Что называется дополнением? Выделим дополнения в тексте. Работает у доски 3-й ученик, класс самостоятельно в тетрадях. Проверяем. Учащийся вслух комментирует свою работу. (СНЕГОМ,
СЛЕДЫ, НА ПОРОШЕ(если вопрос «на чём?»), ОКРЕСТНОСТИ)
Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка)
4.Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним второстепенным членом предложения. Запишем тему: «Определение».
А теперь по вопросам таблицы скажите, что мы должны сегодня узнать об определении. На доске проецируется таблица:
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||
Дополнение | Определение | Обстоятельство | |||
Что обозначает? | предмет | ||||
На какие вопросы отвечает? | вопросы косвенных падежей | ||||
Какой частью речи выражено? | сущ. или местоим. в косвенном падеже | ||||
Как подчёркиваем? | пунктиром |
Ответ учащихся: мы должны узнать, что обозначает определение, на какие вопросы отвечает, какими частями речи может быть выражено, как подчёркивается в предложении.
Задание: найдите в тексте второстепенные члены предложения, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос Какой?
Чей? Подчеркните их волнистой линией. Самостоятельная работа с последующим разбором и комментарием( ПУШИСТЫМ,КАЖДЫЙ, УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЛЁГКИЕ, ЛИСЬИ). Обратить внимание детей на слово КАЖДЫЙ, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? Это местоимение.
Мы с вами выделили определения.
-А теперь по вопросам таблицы составьте рассказ об этом второстепенном члене (Работа в парах).
Учащиеся дают характеристику определения. На экране появляются правильные ответы.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||
Дополнение | Определение | Обстоятельство | |||
Что обозначает? | предмет | признак предмета | |||
На какие вопросы отвечает? | вопросы косвенных падежей | Какой? Чей? | |||
Какой частью речи выражено? | сущ. или местоим. в косвенном падеже | прилагательное, реже местоимение | |||
Как подчёркиваем? | пунктиром | волнистой линией |
Сравниваем с характеристикой определения в учебнике (стр.86) -Как видим, мы не ошиблись.
Определение, действительно, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Выражено прилагательным или местоимением и подчёркивается волнистой линией. Заполняем эту графу таблицы в словаре-справочнике.
5. Закрепление изученного.
Потренируемся в распознавании определений. Работаем с учебником (стр.86). Сейчас за окном зима, пришла она внезапно, а совсем ещё недавно погода стояла такая, как описывается в упражнении 186. Прочитаем задание к этому упражнению.( 1 ученик на доске выполняет упражнение 186(1-ю часть). По толковому словарю в учебнике (стр.179) выясняем значение слова ОЗИМЬ, встретившегося в упражнении.
Следующее задание поможет вам ответить на вопрос: «Для чего определения используются в речи?»
Задание: используя записанные на доске словосочетания (следующий слайд), составьте сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Поздняя осень». Задания дифференцированные (учащиеся выбирают по желанию).
Глубокая осень, влажная земля, прохладный воздух, дальние страны, резкий ветер, последние листья, низкие тучи, мглистое небо.
1 вариант Вставить эти словосочетания в уже готовый текст вместо многоточия. (Листочки с текстом раздаются, учащиеся вставляют словосочетания прямо в листочек)
……………………… затянуло …………………… небо. От ……………………………..
опадают………………………….. с деревьев. Они кружатся в …………………..
и медленно опускаются на ……………………………………
………………………….. птицы улетают в ………………………………….
( Низкими тучами затянуло мглистое небо. От резкого ветра опадают последние листья с деревьев. Они кружатся в прохладном воздухе и медленно опускаются на влажную землю. Глубокой осенью птицы улетают в дальние страны.)
2 вариант. Составить мини-сочинение самостоятельно, используя записанные словосочетания.
3 вариант.Составить мини-сочинение самостоятельно, используя записанные словосочетания, добавив к имеющимся определениям свои, синонимичные.
Вывод: определения помогают сделать нашу речь образной и выразительной.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-О каком второстепенном члене узнали мы на сегодняшнем уроке?
-Что мы о нём узнали? (Вопросы таблицы)
-Для чего определение служит в речи?
-Какому заданию и за что вы хотите сказать «спасибо» на сегодняшнем уроке?
Закончить наш урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:
Признак предмета или явленья
Обозначает определенье.
Чей? и Какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты
7. Домашнее задание. Упражнение 187, учить правило на стр.86.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...