Тема «Одна и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие: развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные: воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока: Открытие нового знания; объяснение нового материала
Форма урока: урок-поиск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Одна и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»
Время реализации занятия – 45 минут
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие: развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные: воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока: Открытие нового знания; объяснение нового материала
Форма урока: урок-поиск
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.
Этапы урока | Временная реализация |
Оргмомент | |
Языковая разминка | |
Актуализация знаний | |
Изучение нового | |
Воспроизведение новых знаний | |
Проверка знаний. Электронный тест. | |
Рефлексия. | |
Домашнее задание |
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть, Ребята давайте подарим друг другу свою улыбку. Улыбнитесь соседу, улыбнитесь нашим гостям, ведь от улыбки станет всем теплей и радостней. Молодцы, садитесь. Ребята, желаю всем плодотворной работы.
II. Проверка домашнего задания.
– Итак, начнем наш урок. Запишите дату, классная работа. Начнём с разминки.
Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) Повторение. ( прием «Закончи фразу»).
1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы: какой? Чей?….
2 Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам
3 По значению и форме имена прилагательные делятся на количественные, относительные, притяжательные.
4 В предложении имена прилагательные бывают определениями, сказуемыми
5 Простая форма сравнительной степени образуются путем прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –е, -ее,-ей
6.В прилагательных в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам второе слово
7.Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса –ейш-,-айш-
8.Сложные прилагательные пишутся через дефис
1)обозначают оттенки цветов…
2)образовано от сложных существительных,
которые пишутся через дефис
3)образовано путем сложения равноправных слов,
между которыми можно вставить союз И
8 Сложные прилагательные пишутся слитно, если образованы на основе словосочетания
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах)
1) лево(бережный), осе..ий , серо(глазый);
2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);
3) русско(немецкий), горько(соленый), утре...ий;
4) …… …….. …….
Учитель: Внимательно рассмотрите слова. Сформулируйте свое задание.
-Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки
-Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку
Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?
Из первого ряда можно исключить слово осенний.
Слова левобережный (левый берег) и сероглазый (серые глаза) — сложные имена прилагательные. Пишутся слитно.
Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?
Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный (образовано от сложн сущест, которое пишет через дефис(юго-запад), темно-зеленый( обозн оттенок цвета) — сложные прилагательные. Они пишутся через дефис.
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?
В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско-немецкий(можно вствить союз И русский и немецкий), горько – соленый (горький и соленый) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно.
I этап. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.
Слова осенний, серебряные, утренний — это имена прилагательные.
Учитель: В какой части прилагательных пропущены буквы?
Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.
Учитель: А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).
Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем?
Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-,
а когда -нн-.
Учитель: Значит, какова тема урока?
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
1)Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных;
2)научиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.
II этап. Поиск решения учебной проблемы
Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез):
- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма?
( в суффиксе)
- От каких частей речи образованы прилагательные?
- С помощью каких суффиксов?
- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?
Обратимся к таблице. (Подсказка к решающей гипотезе 2).
Образование и написание имен прилагательных
Образование и написание имен прилагательных | ||||
Существительное | суффикс | Прилагательное | исключения | |
I | Туман Станция Тыква | -Н -ОНН -ЕНН | Туманный Станционный тыквенный | - - ветрЕНый |
II | Пчела Кожа Трава | -ИН -АН -ЯН | Пчелиный Кожаный травяной | - - стеклЯННый оловЯННый деревЯННый |
III | Полное прилагательное | Краткое прилагательное | ||
Река медлЕННая. | Река медлЕННа. |
Учитель: сначала поработаем со словами под цифрой 1.
Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н
Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?
Какое слово является исключением из этого правила?
Аналогичную работу выполните со словами под цифрой II.
Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.
3 этап Решение проблемы «Открытие нового знания».
А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. (Формулируют правило – открытие нового знания)
Работа с учебником Прочитайте правило в учебнике на стр 127. Проговорите друг другу правило(Работа в парах)
III. Воспроизведение нового знания
1)Начало формирования умений. Составление алгоритма.
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
1)Организация деятельности по применению новых знаний.
1. Коллективная работа.
Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный комиссия+онн
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
2.Работа в Интернете.
Давайте потренируемся с помощью интерактивной таблицы
Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
3. Распределительный диктант
Распредели слова на две группы:
Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.
4. Буквенный диктант.
Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.
Проверь себя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
нн н н нн нн н н нн н нн
Поставь себе оценку:
• "5" - нет ошибок; • "4" - 1; • "3" - 2,3;больше - "2".
5.Проверка знаний Электронный тест "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?»
Итог урока. Рефлексия.
Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме
Сегодня на уроке я:
1) узнал, открыл для себя…
2) научился, смог…
3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Дом зад дифференцированный подход
Красный - Сложный уровень
Желтый - уровень
Зеленый - Слабый уровень сложности
Допол задания
Творческий диктант
Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.
Растения, которые собирают для приготовления лекарств. –лекарственные растения
Охота, ведущаяся с помощью соколов. –соколиная охота
Кукла, сделанная из дерева. –деревянная кукла
Шкаф, в котором хранят верхнее платье. –платяной шкаф
Почта, осуществляемая с помощью голубей.-голубиная почта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных"
Познакомить учащижся с условиями н -нн в суффиксах имен прилагательных...
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...
Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных».Тип урока: комбинированныйЦели урока:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями выбора ...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"
Урок открытия нового знания...
Урок русского языка с использованием элементов технологии «БиС» в 6 классе по теме «Одна и две буквы -н- в суффиксах имен прилагательных.
Цель урока Создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, ...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"...
Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных
создание условий для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух н в суффиксах имен прилагательных....