Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otr_urok_po_teme_n_nn.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных» 6 класс. Учитель МБОУ СОШ№3 г Кызыла Ким-оол Ч.С.
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Цель урока:
- показать учащимся условия выбора одной или двух букв «н» в суффиксах прилагательных и закрепить это правило при выполнении упражнений.
Задачи:
1) обучающие:
- разъяснить алгоритм выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.
2) развивающие:
- научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;
- закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;
-научить различиать суффиксы –ин-, -ан-ян- по значению;
-познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом в учебнике (заполнение таблицы), чтение по цепочке, фонетический и морфологический разборы, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Урок начнём с пословицы. Продолжите пословицу «Деревья смотри в плодах, а людей смотри….» Молодцы!
- Сегодня к нам пришли гости, как говорится в пословице «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах» давайте, ребята, покажем себя в делах!
Открыли тетради, записываем число и тему.
Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-
- Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока?
- правильно. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных..
II. Подготовка к восприятию нового материала.
На доске:
Дружба – это великая цен..ость. Дружба п..м..гает нам учит?ся работать жить. Д. Байрон сказал Настоящая дружба правдива и отважна
1 ученик: работа с орфограммами
2 ученик: синтаксический разбор предложения
3 ученик: : морфемный разбор слов ЦЕННОСТЬ, ЦЕНЯТ, ПОМОГАЕТ
4 ученик: морфологический разбор слова ДРУЖБУ
Классу задание: синтаксический разбор предложения: Дружба облегчает жизнь. (корейская пословица)
- Какие пословицы о дружбе вы знаете, ребята?
- Молодцы! У каждого народа есть свои пословицы. Они – уникальны. Пословицы нас учат хорошему. А мы с вами давайте дружно изучим новую тему.
III. Объяснение нового материала.
Правописание слова ЦЕННОСТЬ уже мы знаем. Это какая часть речи? Почему 2 буквы НН пишем? Образуйте прилагательное.
ЦЕННЫЙ. Почему НН?
Это и есть наше сегодняшнее 1 правило! Оно легкое? Какие слова вы знаете, где корень слова оканчивается на н+н?
- Сон + н + ый = сонный (Н + Н) лимонный, туманный.
УЧЕБНИК с29. Чтение теории в учебнике
2. –ан-, -ян-, -ин- кожаный серебряный гусиный
3. ИСКЛЮЧЕНИЯ: ветреный, ветряная. ветреный день ветряная мельница ветреный человек ветряная оспа
4. Юный, зеленый, синий, румяный, свиной. (н входит в корень слова).
5. -онн-, -енн- станционный, утренний.
6. Слова: стеклянный, деревянный, оловянный
7. -Н– и -НН– в кратких прилагательных. длинная дорога – дорога длинна ветреная погода– погода ветрена
3. В презентации слай 1: Есть в русском языке группа слов, которая не подчиняется данному правилу.
Их называют непроизводными или первообрАзными.
Правописание этих слов нужно запомнить.
В первообрАзных в КОРЕНЬ зри,
ненужной буквы не бери.
ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,
БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,
ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой,
Мы пишем с буквой Н одной!
- Лексическое значение всех слов вам понятно?
Рьяный – очень усердный
Буланый –светло-желтый с черным хвостом и гривой (о масти лошадей)
Рдяный – отливающий красным цветом, краснеющий
Поганый – очень плохой, отвратительный
Пряный – острый и ароматный по вкусу, запаху
- Обратите внимание на морфемный состав слов. Чего в них нет? (Они не имеют суффикса).
Первичное закрепление материала.
Цель: научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;
Работа по алгоритму со словами старинный, гусиный, водяной, деревянный.
Старинный- старина + -н-; Гусиный-гусь+-ин-; Водяной- водя + -ян-;
Деревянный- дерево+-янн-, но исключение.
Закрепление правила.
IV. Закрепление.
1. Чтение орфограммы № 38
2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.
3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.
ан | ян | ин | они | енн | н + н |
4. Распределительный диктант. (В два столбика: Н и НН в суф. прил.) НА ПРЕЗЕНТАЦИИ (слайд №2)
Взаимопроверка
ФИЗМИНУТКА. Н – делаем приседания, НН – поднимаем 2 руки.
Ценный | глиняный | соломенный |
туманный | серебряный | тыквенный |
весенний | нефтяной | клюквенный |
осенний | деревянный (иск.) | государственный |
старинный | стеклянный (иск) | искусственный |
картинный | оловянный (иск) | хозяйственный |
кухонный |
| лиственный |
лунный |
|
|
чугунный |
|
|
лимонный |
|
|
Молодцы, хорошо изучили новую тему. Вижу, что все дружно выполняли задание. Здесь я упомяну хакасскую пословицу «На дружеское слово откликнись эхом снова» Как вы понимаете пословицу?
- молодцы!
С самого начала урока мы с вами говорили о дружбе. Теперь, ребята, дружненько подведем итоги нашего урока.
VI. Итоги урока.
1. Индивидуальный устный опрос. На доске: ЗНАЛИ - УЗНАЛИ
- что вы узнали нового на этом уроке?
- а что вы знали? Какое правила уже знали?
– Какова была цель сегодняшнего урока?
- С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке? Сейчас мы составим кластер. Соберем из лепесточков цветик-семицветик, потому что правил сколько? Цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева, мультипликационный фильм все видели да?
- Пусть сбываются ваши мечты, ребята!
(Каждый ученик говорит правило и прикрепляет лепесток на доску)
– В чем сложность правописания этих суффиксов?
– – Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных
– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?
Последний этап урока: написание синквейна по теме «Дружба». Звучит песня композитора Бориса Савельева «Дружба крепкая не сломается» на слова Михаила Пляцковского из мультипликационного фильма. Работаем в парах.
Проверка 2-3 синквейнов. Оценки за синквейны.
Оценки ученикам за урок.
V. Домашнее задание (инструктаж).
параграф 64 Упр 370 с 31 или 373 или написать Сочинение «Что такое дружба?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных»
Тип урока: общеметодологической направленности...
открытый урок по русскому языку 5 класс "Имя прилагательное"
Повторение тем по русскому языку...
Комментарии
спасибо
спасибо