Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных;

Развивающие: развивать у учащихся внимательность, умение быстро ориентироваться в написании Н и НН в суффиксах прилагательных; развивать орфографическую зоркость.        

Воспитательные:  воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odna_i_dve_bukvy_n_v_suffiksakh_prilagatelnykh_1.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка в 6 классе

по теме «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных».

Предмет: русский язык

Учитель: Квитко Александра Сергеевна

Тема урока: Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных;

Развивающие: развивать у учащихся внимательность, умение быстро ориентироваться в написании Н и НН в суффиксах прилагательных; развивать орфографическую зоркость.        

Воспитательные:  воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.                                

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление целей урока: познакомиться  с особенностями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных и научиться правописанию  слов с Н и НН в суффиксах прилагательных.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

-  Организация проверки домашнего задания (упр. № 314)

(Учащиеся читают слова из упражнения №314, объясняют условия выбора орфограммы.)

Вопрос  классу.

- Когда пишется буква О  и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных?

(Учащиеся рассказывают правило о правописании букв О  и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.)

3.Усвоение новых знаний

а) Слово учителя.

-  На доске написано предложение. Записать его и произвести синтаксический разбор. (Слайд 1)

Мы завтра пойдем в картинную галерею.

-  Какое прилагательное встретились в предложении?

-  От какого слова и каким способом образовано это слово ?

Сформулируйте тему урока.

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем изучать правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, познакомимся с исключениями из правила.

б) Работа по таблице «Н и НН в суффиксах прилагательных» (учитель вместе с учащимися разбирает условия написания Н и НН в суффиксах прилагательных) (Слайд 2)

в) Работа по учебнику (стр.127): чтение и разбор правила о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.

- Ребята,  вы рассмотрели правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Ответьте:

- Когда в прилагательных пишется одна Н, а когда две Н?

-  Сколько Н пишется в кратких прилагательных?

-  Назовите слова-исключения.

- А сейчас послушайте занимательное стихотворение.

г) Чтение  занимательного стихотворения А.Яшина для закрепления изученного правила (Слайд 3)

Хоть мы умны не по годам,

Не всем нам ясно и понятно.

А сколько –Н- писать в -АН-,

                                                -ЯН-?

Нас мучат всех невероятно.

Как не верти, как ни мудри,

Но с этим суффиксом при встречи

Сперва внимательно смотри,

Какая встретилась часть речи.

Для прилагательных давно

Записано в учебных книжках:

Когда  -АН-, -ЯН-, то –Н- одно

И больше никаких излишков.

Румяный Дед Мороз взмахнет.

Серебряной рукавицей,

Здесь –Н- одно лишь подойдет

А два тут вовсе не годится

А где – НН -? Простой ответ.

В окне с поверхностью

                        СТЕКЛЯННОЙ,

Где ОЛОВЯННЫЙ шпингалет

И подоконник ДЕРЕВЯННЫЙ,

Туман одно имеет -Н-.

Но если город стал тумаННый,

В основе –Н- и суффикс -Н-

И получается два  -НН-,

Запомни этот случай странный.

4.Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний.

- Проверим знание правила с помощью сигнальных карточек.

 (Устная работа с сигнальными карточками: Н и НН)

Карманный,  клюквенный, земляной, кожаный, обеденный, осенний, полотняный, торжественный, бетонный, ледяной,  голубиный, отечественный, ветреный, лимонный, письменный, деревянный.

- Правописание следующих слов нужно запомнить: (Слайд 4)

Багряный, зеленый, синий, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н.

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5.Закрепление изученного материала.

Закрепление материала проходит по группам (разноуровневое):

1 группа – 316 упр. (выполнить по заданию, данному в учебнике).

2 группа – 318 упр. (выполнить по заданию, данному в учебнике).

3 группа – 317 упр. (выполнить по заданию, данному в учебнике).

6.Самостоятельная работа  (Слайд 5)

- Заменить выделенные слова  прилагательными. Графически выделить в них суффиксы.

1.Потолок  в избе из глины -

2. Вкусный кисель из клюквы -

3. Из леса доносятся трели соловья –

4. Сегодня погода без ветра –

5. Доносились откуда-то грустные крики журавлей –

6.Приближается пора осени –

7.Наша бабушка жила в избе с крышей из соломы –

7. Буквенный диктант. (Слайд 6)

- Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

8. Проводится игра  «Проверь себя» с целью проверки усвоения учащимися правописания Н и НН в суффиксах прилагательных. (Слайд 7)

Водя…ой,  осе…ий,  карто…ый, име…ой,  глиня…ый,  деревя…ый,  песча…ый,  экскурсио…ый,  орли…ый, солом…ый, оловянный, лунный, весе..ий,лимо..ый

9. Подведение итогов и информация о домашнем задании.

1. Подведение итогов урока. (Слайд 8)

Давайте еще раз повторим, в каких суффиксах имен прилагательных пишется одна буква Н.

- В каких случаях пишется две буквы Н в суффиксах имен прилагательных?

2. Проводится инструктаж по домашнему заданию – п. 56, упр. 320.

Литература:

1.Учебник: Баранов М.Т.,  Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 г.

2.Поурочные разработки по русскому языку:6 класс.- Беляева ОВ., Даценко О.А.- М.: Вако, 2008г.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"

В данной перфокарте есть слова для проверки знаний в 6 классе  по теме "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных", 2 варианта....

Презентация"Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных"

Познакомить учащижся с условиями  н -нн в суффиксах имен прилагательных...

Тема «Одна и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»

Цель урока:   Организовать деятельность  учащихся   по  изучению  правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.Задач...

Урок русского языка с использованием элементов технологии «БиС» в 6 классе по теме «Одна и две буквы -н- в суффиксах имен прилагательных.

Цель урока Создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, ...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"...

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

создание условий для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух н в суффиксах имен прилагательных....