Проект «Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»
проект по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Проект, направленный на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитан на 7,8,9 классы коррекционной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект деловое письмо29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Платнировской

Проект

«Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»

Разработала учитель Л.В.Селезнева

2017 г.

Тема проекта:

«Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»

Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

     Социальные перемены настоящего времени коренным образом изменяют характер деятельности и стратегию развития образовательных систем, формируют для них новые приоритеты. Суть изменений, прежде всего, состоит в обращении к социальной личности ученика.   Процесс обновления  осуществляется на принципах гуманизма, демократизации, личностно-ориентированного подхода к социализации учащихся. Пересмотру подвергаются формы организации, методы, приемы, содержание образования, идет обновление всего учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется всестороннему развитию личности, осуществляемое с опорой  на индивидуальные особенности личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья

    Природосообразный характер детского мышления определяется прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира, особой формы отражения действительности посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов и др.).  Вся первичная информация является сенсорной, т. е. имеет форму зрительных, звуковых или тактильных образов.  Поэтому организация учебно - воспитательного процесса с опорой на развитие познавательных процессов и непосредственное включение обучающегося в социально значимую деятельность  особо важны в коррекционной школе.    

      Для обучающихся 8-9 классов в преддверии завершения обучения в школе и вступления в самостоятельную жизнь особенно важно умение  ориентироваться в социуме. В этот период  педагог участвует в формировании правильного восприятия окружающего мира и реакции на него. Чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, учитель должен подготовить учеников, активизировать их прошлый опыт и помочь связать его с новым материалом, направить восприятие обучающихся, ставя перед ними новые задачи.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  3.  Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
  4.  Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на 4 период до 2020 года».
  5.  Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014года № 2765-р «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
  6.  Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае.
  7.  Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013года № 1180 «Об утверждении «Государственной программы Краснодарского края «Развитие образования».
  8.  Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2014 года № 253-р «О внесении изменения в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 апреля 2013 года N 400-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности образования и науки».
  9. Программа развития государственного казенного образовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Платнировской «Совершенствование образовательной системы с целью обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2016-2020 гг.»

Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

       Проблема социализации обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса изучалась и рассматривалась такими педагогами как С. Н. Лысенковой, В.Н. Зайцевой, Г.Ф. Кумаринрй, психологами  В. Вундом, Б.Г. Ананьевым, Е.Ф. Рыбалко, физиологами Г. Германом, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым.  Чаще эта тема поднимается при обсуждении вопросов дефектологии, а именно особенностей работы. В большей степени  выбранная нами  тема исследования носит актуальный характер в современных условиях, поскольку она изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин, что характерно для современного состояния науки, а именно комплексный подход.

        Глубокое и содержательное рассмотрение  вопросов социализации в условиях специального обучения для детей, имеющих  различные  нарушения, и  недостаточное освещение этой темы  в рамках общеобразовательной массовой школы,  определяет проблему нашего проекта

Цель. Объект инновационной деятельнсти. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель проекта:

     Цель проекта: обучить  детей с нарушениями интеллекта заполнению бланков, заявлений и других социально значимых документов; научить обращаться за помощью в оформлении документов в МФУ  (многофункциональный центр).

Объект инновационной деятельности:

      Объектом инновационной деятельности является процесс обучения деловому письму обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями.

Предмет инновационной деятельности:

     Предметом инновационной деятельности является подготовка обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной социальной деятельности.

Гипотеза:

     Если проект будет разработан и реализован в полном объеме, это позволит обеспечить формирование у учащихся важные для их социальной жизни умения и навыки.

Задачи проекта:

  1. Объяснять социальную значимость умения заполнять бланки документов.

  1.  Повышать осознанность чтения, обогащать активный словарь и кругозор путем знакомства со специальными терминами (бланк, документ, анкета, инструкция, образец, многофункциональный центр и др.).

  1.  Развивать навыки письма на материале документов.

  1.  Закреплять знания и умения, полученные на уроках русского языка, развития речи, СБО (социально-бытовая ориентировка).

  1. Учить ориентированию в социально значимой документации.

  1.  Учить обращаться за помощью в специализированные центры работы с документами.

Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)

     Одной из задач современной образовательной политики выступает задача социальной адаптации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями в современном мире. Так как жизнедеятельность современного человека невозможно представить без заполнения различных видов деловых бумаг, бланков, заявлений и т.п., то умение ориентироваться в разных видах деловых бумаг становится необходимым элементом деятельности современного человека. Данная тема в теоретических изысканиях раскрыта далеко не в полном объеме в связи со сравнительно недавним ее включением в перечень тем, имеющих наиважнейшее значение для социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями. При разработке проекта в его основу были положены следующие научно-педагогические принципы: 

      Принцип природосообразности  - воспитание и обучение должны основываться на изучении и учете естественных законов психического развития человека, учитывать реальные силы и возможности ученика, опираясь на "зону его ближайшего развития". Эта зона определяется содержанием тех задач, которые учащийся еще не может самостоятельно решать и решает с помощью взрослого (Л. С. Выготский). Этот принцип еще иначе формулируют как принцип индивидуализации воспитания и обучения, как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Правила осуществления принципа природосообразности заключаются в следующем:

 – строить педагогический процесс согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

–  знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться па них при организации воспитательных отношений;

 –  направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

     Принцип целостности, упорядоченности предполагает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. В соответствии с этим принципом знания и умения, полученные на уроках (письма, чтения, СБО) закрепляются во внеурочной деятельности.

     Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений. Предлагаемая обучающимся  для изучения и заполнения документация имеет непосредственное отношение к их настоящей и будущей жизнедеятельности.  

     Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности. Реализация данного принципа включает в себя экскурсии в различные учреждения, заполнение деловых бумаг в условиях учреждения, по предлагаемому образцу.

     Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).

Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

     Инновационная идея проекта заключается в создании эффективной программы по деловому письму, обеспечивающей обновление содержания, технологий, методов и форм школьного образования, способствующей социальной адаптации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями.  При проектировании модели важными являются следующие положения: единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; совместимость педагогической работы семьи, школы и всех институтов общества.

Обоснование новизны инновационной деятельности:

     Анализ теории и практики рассматриваемой проблемы позволил нам выявить наличие противоречия между потенциальными возможностями социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями и  их недостаточной реализацией в условиях начальной школы. Данное противоречие и определяет актуальность и инновационность проекта.

     Преимуществами данного проекта являются высокая актуальность содержания и уникальность формируемого опыта.

Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по разным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирование продуктов и результатов.

Задача

Действие (наименование мероприятия)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1.

1

Разработка программы по деловому письму.

Включение в планирование программы по  русскому языку, СБО (социально-бытовой ориентировке), внеклассной работе.

Школьное МО учителей и воспитателей, администрация – разработка программы по деловому письму, включение в планирование программы по  русскому языку, СБО (социально-бытовой ориентировке), внеклассной работе.

Июнь-август 2017 г.

Программа по деловому письму.

Элементы делового письма в программах по русскому языку, СБО (социально-бытовой ориентировке), внеклассной работе.

Этап 2.

1

Проведение вводных бесед.

Организация экскурсий на социально значимые объекты (почта, больница, МФЦ (многофункциональный центр), банк др.).

Включение в материал уроков русского языка, развития речи, СБО (социально-бытовой ориентировки), внеклассных занятий упражнений по заполнению деловой документации.

Учителя русского языка, СБО, воспитатели, социальный педагог - проведение вводных бесед, включение в материал уроков русского языка, развития речи, СБО (социально-бытовой ориентировки), внеклассных занятий упражнений по заполнению деловой документации, организация экскурсий на социально значимые объекты (почта, больница, банк, МФЦ (многофункциональный центр),  др.).

2017-18, 2018-19 уч.г.

Непосредственное участие обучающихся в заполнении социально значимых  документов в естественной среде.

Этап 3.

1

Проведение цикла мероприятий, направленных на закрепление полученных знаний и умений.

Классные руководители, воспитатели - проведение цикла внеклассных мероприятий (конкурсов, классных часов, др), направленных на закрепление полученных знаний и умений.

Февраль - май 2019 г.

Умение учащихся заполнять социально значимую документацию.

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность проекта.

     Для оценки эффективности реализации проекта предлагается использовать следующие критерии и индикаторы:

Критерии

Индикаторы

Критерий 1. Эффективность образовательной деятельности.

  1. Количество педагогов, участвующих в реализации проекта.
  2. Повышение квалификации педагогов
  3.  Количество учащихся, вовлеченных в реализацию проекта (в том числе из социально неблагополучных семей).
  4.  Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность в ходе реализации проекта.
  5. Данные диагностики уровня мотивации учащихся.
  6. Профессиональные успехи педагогов и личные достижения учащихся, вовлеченных в реализацию проекта

Критерий 2. Обогащение образовательной среды.

2.1 Количество разработанных программно-методических комплексов.

2.2 Количество разработанных методических пособий.

2.3 Количество проведенных семинаров и мастер-классов для участников проекта.

Критерий 3. Эффективность управленческой деятельности.

3.1 Выполнение плана мероприятий по реализации проекта.

3.2 Обеспеченность нормативно-правовой документацией, необходимой для

реализации проекта.

Критерий 4. Эффективность взаимодействия с социумом.

4.1 Количество социально значимых  учреждений, вовлеченных в реализацию проекта.

 4.2 Данные диагностики уровня мотивации родителей на включение учащихся в социальную деятельность семьи (помощь в заполнении документов, бланков, оплата квитанций).

  4.3 Количество публикаций в печатных и электронных СМИ о ходе реализации проекта.

Критерий 5. Эффективность трансляции продуктов и результатов.

5.1 Количество опубликованных результатов научно- исследовательских работ по проекту (статей в научных журналах, научных и отраслевых изданиях и т.п.).

5.2 Количество семинаров, мастер классов, круглых столов по теме проекта.

5.3 Количество докладов о реализации проекта на конференциях.

Проектируемые результаты и инновационные продукты.

Наименование результата (продукта)

Количество единиц

Результаты научно-исследовательской работы

Публикация результатов инновационной деятельности по проекту в научном издании.

Не менее 1.

Доклад о результатах инновационной деятельности по проекту на школьном методическом объединении.

Не менее 1.

Результаты методической работы

Программно-методические комплексы к учебным предметам (русский язык, СБО (социально-бытовая ориентировка) и программам внеурочной деятельности.

Не менее 3.

Методическая разработка экскурсионного маршрута для учащихся коррекционной школы ст-цы Платнировской по значимым социальным объектам (с телефонами объектов).

Не менее 1.

Методическое пособие для педагогов «Деловое письмо в коррекционной школе VIII вида».

1.

Результаты практической работы

Заполненные тетради-памятки для учащихся с социально значимыми номерами телефонов и образцами заполнения основных видов социально значимых документов.

По 1 на учащегося.

Урочные и внеурочные экскурсии на социально значимые объекты.

Не менее  4 (МФЦ (многофункциональный центр), почта, поликлиника, банк).

Публикации в печатных и электронных СМИ о ходе реализации проекта.

Не менее 4.

Практическая значимость и перспективы развития инновации.

     Практическая значимость проекта  заключается в возможности использования другими учителями коррекционных школ  VIII вида  рекомендаций по развитию умения заполнять бланки, заявления и прочую социально значимую документацию, что способствует улучшению качества жизни путем повышения социальной ориентированности обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями.

     Разработанные в ходе реализации проекта программы, рекомендации к занятиям, экскурсионные маршруты, проектные задания имеют практическую ценность для социальной адаптации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями на территории Краснодарского края.

Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

     При реализации проекта необходимо задействовать в основном интеллектуальные ресурсы педагогического состава школы. Это разработка программы по деловому письму, включение элементов программы в программный материал по письму, чтению, СБО.

Материально-техническое обеспечение проекта

Расходы при выполнении проекта

Сумма, тысяч рублей.

Источник финансирования

1

Расходы на повышение квалификации педагогов.

25

ГКОУ КК

2

Расходы по договорам на изготовление наглядного материала.

20

ГКОУ КК

3

Расходы по договорам по информационно-техническому обеспечению реализации проекта.

10

ГКОУ КК

4

Транспортные расходы (проведение экскурсий).

3

ГКОУ КК

ИТОГО

58

Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.

     Проект находится в стадии разработки. На данный момент идет подготовка к первому этапу проекта – разработке программы по деловому письму и включению элементов делового письма в планирование по русскому языку, СБО (социально-бытовая ориентировка) (июнь-август 2017 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Вопросы взаимозависимости умственного и речевого развития, недоразвития фонематических процессов и связанных с ними нарушений чтения и письма у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...

Занятие на тему: "Специальный транспорт" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальными нарушениями 2 вариант

Занятие группы продленного дня на тему: "Специальный транспорт" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),интеллектуальные нарушения 2 вариант...