Рабочая программа ДОДО «Русская словесность» (по 1 часу в неделю)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Программа кружка по русскому языку "Русская словесность" рассчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dodo_russkaya_slovesnost.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа ДОДО «Русская словесность»
(по 1 часу в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2002 (сост. Л.М.Рыбченкова).
Автор программы в методических рекомендациях предполагает отвести на изучение данного курса 65-77 часов. В учебном плане школы отведено 35 часов, поэтому содержание курса сжато, темы изучаются обзорно.
Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства. Цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Задачи изучения словесности:
-раскрыть для учащихся эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в произведении словесности,
-научить пользоваться языком как средством выражения собственных мыслей и чувств,
-научить понимать смысл произведения через его язык,
-развивать творческий потенциал учеников.
В 5 классе в курсе словесности учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской. Также в 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях – эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
Умения и навыки (к концу учебного года учащиеся должны):
-выразительно читать различные по теме и эмоциональной окраске тексты; произведения с учётом употреблённых в них средств художественной изобразительности; тексты-описания, научные и художественные тексты-рассуждения; стихотворные и прозаические произведения; эпизоды рассказа, басни; стихи, пьесы по ролям;
-различать разговорный и литературный язык; понятия «устная речь» и «разговорный язык»; «письменная речь» и «литературный язык»; стихотворную и прозаическую речь; виды интонации в повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях; виды устной народной словесности; литературную сказку, басню, рассказ и повесть;
-уметь пользоваться этимологическим и толковым словарями;
-находить в тексте произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы; эпитеты и сравнения;
-строить диалог, уместно употреблять просторечия;
-определять лексическое значение слова; тему и основную мысль текста;
-употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; эпитеты, сравнения, аллегории; пословицы и поговорки;
-создавать повествовательный текст на предложенную тему, словесное описание предмета, рассуждение, диалог, монолог; подбирать рифмы к предложенным словам; устный рассказ по собственным впечатлениям;
-рассказывать сказки и небылицы, произносить скороговорки и считалки; пересказывать литературную сказку; сочинять собственную сценку, инсценировку эпического произведения.
Содержание курса
Что такое слово.
Что такое словесность.
Богатство лексики русского языка.
Прямое и переносное значение слова.
Текст.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Устная народная словесность.
Литературное эпическое произведение.
Лирическое произведение.
Драматическое произведение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Формы деятельности учащихся | Формы контроля | Домашнее задание | Сроки |
1 четверть | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с предметом. | Беседа | Чтение, слушание, игры со словами (упр.1, 4 на стр.15) | Творческая работа на уроке | ||
2 | Что такое слово. Для чего служат слова. | Беседа | Слушают, отвечают на вопросы, выполнение упражнений, чтение, пересказ | Фронтальный опрос, домашнее упр. | ||
3 | Что такое словесность. Разговорный и литературный язык. | Объяснение нового материала. | Самостоятельное чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, игры со словами | Фронтальный опрос | ||
4 | Разговорный язык. Просторечие. Литературный язык. | Объяснение нового материала. | Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений | Устный ответ, проверочная работа | ||
5 | Язык художественной словесности. | Объяснение нового материала. | Слушают, читают, анализ текстов, ответы на вопросы, игры со словами | Творческая работа (сочинение-описание) | ||
6 | Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. | Беседа | Комментированное и самостоятельное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, работа в тетради | Устный ответ, домашнее упражнение | ||
7 | Слова-термины, способы определения понятия. | Объяснение нового материала. | Слушают, ответы на вопросы, работа в тетради | Фронтальный опрос, задание в тетради | ||
8 | Омонимы, их отличие от многозначных слов. | Объяснение нового материала, беседа | Чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, игры со словами | Фронтальный опрос | ||
9 | Синонимы, их роль в художественных произведениях. | Объяснение нового материала. | Слушают учителя, читают, работа в тетради, со словарём, выполнение упражнений | Домашнее упражнение | ||
2 четверть | ||||||
10 | Антонимы, их роль в художественных произведениях. | Беседа | Слушают учителя, читают, ответы на вопросы, выполнение упражнений | Проверочная работа | ||
11 | Новые и устаревшие слова, их значение в произведении. | Объяснение нового материала. | Слушают учителя, работа в тетради, выполнение упражнений | Творческая работа (описание картины) | ||
12 | Фразеологизмы. | Урок-практикум | Комментированное чтение, выполнение упражнений, краткие записи в тетради | Творческая работа (рассказ о событии) | ||
13 | Урок-зачёт по теме «Богатство лексики русского языка». | Урок контроля | Письменно и устно отвечают на вопросы | Самостоятельная работа | ||
14 | Прямое и переносное значение слова. Сравнение. | Объяснение нового материала. | Слушают учителя, чтение, ответы на вопросы, анализ текста | Творческая работа (лингвистические сказки) | ||
15 | Эпитет. Аллегория. | Объяснение нового материала. | Самостоятельное чтение, слушание, работа в тетради, выполнение упражнений | Фронтальный опрос, домашнее упр. | ||
16 | Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. | Беседа | Самостоятельное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, написание миниатюры | Сочинение-миниатюра по картинкам | ||
3 четверть | ||||||
17 | Способы связи предложений в тексте. | Объяснение нового материала. | Анализ текста, составление схем, выполнение упражнений, игры со словами 1,2,5 | Домашнее упражнение | ||
18 | Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог. | Объяснение нового материала. | Чтение, ответы на вопросы, заполнение таблицы, выполнение упражнений | Проверочная работа, домашнее упражнение (сказка) | ||
19 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. | Объяснение нового материала, беседа | Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений | Фронтальный опрос | ||
20 | Интонация. Цель высказывания и интонация. | Объяснение нового материала. | Чтение, работа в тетради, выполнение упражнений | Устный ответ (выразительное чтение отрывков), домашнее упражнение | ||
21 | Особенности интонации в стихах. | Урок-практикум | Слушают учителя, чтение, краткие записи, выразительное чтение, анализ текста | Устный ответ (выразительное чтение басни) | ||
22 | Ритм и рифма в стихах. Строфа. | Объяснение нового материала. | Самостоятельное чтение, краткие записи, выполнение упражнений, игры со словами 1,6 | Домашнее упражнение, устный опрос | ||
23 | Произведение устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. Сказка и правда. | Объяснение нового материала. | Аналитическое чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, выразительное чтение | Устный ответ (сказывание сказки) | ||
24 | Небылицы. Пословицы и поговорки. | Беседа | Слушают рассказ учителя, чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, составление таблицы | Творческая работа | ||
25 | Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. | Беседа | Игры со словами, наблюдение, работа в тетради (схемы), чтение | Устный ответ, творческая работа | ||
26 | Три рода произведений созданных писателями. Литературная сказка. | Объяснение нового материала. | Комментированное чтение, ответы на вопросы, работа в тетради, с иллюстрацией | Фронтальный опрос | ||
4 четверть | ||||||
27 | Басня. Особенности языка басен. | Беседа | Ответы на вопросы, анализ текста, выразительное чтение | Фронтальный опрос, домашнее упр. | ||
28 | Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. | Объяснение нового материала, беседа | Комментированное чтение, анализ текста, ответы на вопросы, работа в тетради | Устный ответ (сочинение-описание по портрету) | ||
29 | Сюжет и эпизод произведения. | Объяснение нового материала. | Ответы на вопросы, выполнение упражнений, игры со словами 3,4 | Творческая работа (рассказ по личным впечатлениям или по картине) | ||
30 | Что такое лирическое произведение. Стихи о природе. | Объяснение нового материала. | Работа в группах при чтении текста, анализ текстов, устные ответы, выразительное чтение, устное рисование по картине | Устный ответ, выразительное чтение стихотворений | ||
31 | Зачем поэт говорит стихами. Стихи о животных. Стихи о каком-либо событии. | Беседа | Комментированное чтение, выразительное чтение стихотворений, их анализ, работа с иллюстрациями, ответы на вопросы | Выразительное чтение, фронтальный опрос | ||
32 | Что такое драматическое произведение. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки. | Объяснение нового материала. | Комментированное чтение и чтение по ролям, письменные ответы на вопросы, выполнение упражнений | Фронтальный опрос, творческая работа (сценка) | ||
33 | Урок-зачёт по теме «Три рода произведений» | Урок контроля | Устные и письменные ответы на вопросы | Контрольные вопросы и задания | ||
34 | Заключительный урок. Игра «Загадки словесности». | Обобщение изученного | Работа в группах, ответы на вопросы | Игровые задания | ||
35 | Резервный урок | Повторение | Выяснение непонятого материала, индивидуальные задания, консультации, оформление лучших творческих работ |
Список литературы для учителя
- Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 5 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2004
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 5 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001
- «Язык мой – друг мой», пособие для учителей, Л.Т.Григорян, М., «Просвещение», 1982
Список литературы для учащихся
- Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 5 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2004
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd.,1992
Проверочная работа по теме: «Богатство лексики русского языка»
Теория
(Выберите из предложенных или допишите правильный ответ)
- В каком словаре мы узнаём лексическое значение слова?
А) в толковом,
Б) в орфографическом,
В) в словообразовательном.
2. Лексическое значение слова может определяться путём:
1)…………
2)………….
(допишите ответ)
- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются:
А) значительными,
Б) однозначными,
В) многозначными.
4. Слова-термины имеют только одно значение, чтобы научная речь была:
А) правильной,
Б) точной,
В) выразительной.
5. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению называются:
А) синонимы,
Б) антонимы,
В) омонимы.
6. Слова с противоположными лексическими значениями называют ………..(продолжите ответ).
7. Неологизмы – это …………(продолжите ответ)
8. Устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы, называют:
А) историзмы,
Б) архаизмы,
В) фразеологизмы.
9. Устойчивые, неделимые выражения в языке называются …………….. (допишите ответ)
Практика
- К словам подберите синоним, а потом антоним.
Бросать-
Выходить-
Болеть-
Большой-
Старый-
Влажный-
Прохлада-
Свобода-
Плохо-
- Объясните значения фразеологизмов, составьте с ними предложения:
А) хорошо подвешен язык-
Б) точно снег на голову-
В) плечом к плечу-
3. Составьте предложения с омонимами, чтобы прояснить их значения.
Топить 1, топить 2, топить 3.
- Докажите, что слово многозначное (составьте словосочетания с разными значениями)
Мелкий-
Высокий-
Урок-зачёт по теме «Три рода произведений»
Вопросы по теории
- В каких произведениях автор (рассказчик) повествует о людях и событиях?
- Что такое сюжет произведения? Из каких частей он состоит?
- В каких произведениях автор изображает поступки и диалоги героев?
- Небольшое эпическое произведение, в котором мало героев и одно событие называют …
- Что такое реплика?
- В каких произведениях автор выражает свои мысли и чувства?
- Что такое басня?
- Отрывок из произведения, обладающий относительной законченностью, называется…
- Какие произведения предназначены для постановки на сцене?
- Почему лирические произведения – это чаще всего стихи?
- Пояснения, которыми автор сопровождает действия в пьесе, называются…
- Что такое рифма?
Практические задания:
- Распределите эти произведения в 3 группы по родам словесности.
Миф «Золотые яблоки Гесперид», «Парус» М.Ю. Лермонтова, сценка «Озорник Петрушка», «Муму» И.С.Тургенева, инсценировка «Петя Ростов» М.А. Булгакова, «Русь» И.С. Никитина, «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Мой полёт» А.И. Куприна, «Пропавшая грамота» Н.В. Гоголя.
- Подберите рифмы к словам
Свет, семья, дружба, серебро, колос, убегает, телефон.
Рабочая программа
ДОДО «Русская словесность»
7 класс (1 час)
Пояснительная записка
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
- изучение законов употребления языка;
- овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
- овладение умением творческого употребления родного языка.
В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
7 класс – это третий год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с разновидностями употребления языка, формами словесного выражения, стилистической окраской слов, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
К концу учебного года обучающиеся 7 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.
Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
- богатство лексики русского языка;
- особенности употребления лексики русского языка;
- средства художественной изобразительности и их роль;
- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
- определять лексическое значение слова;
- определять виды лексических единиц;
- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
- различать жанры народной словесности;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
- пересказывать прозу;
- работать со словарями;
- находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
- строить диалог;
- создание собственных текстов различных типов речи;
- создание собственных текстов различных жанров;
- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
- творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока | Дата проведения |
1 | Введение. Слово и словесность. | |
2 | Разновидности употребления языка. Разговорный язык, его особенности и разновидности. | |
3 | Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка. | |
4 | Язык художественной литературы. | |
5 | Проверочная работа по теме «Разновидности употребления языка». Анализ текста (упр.10 стр.57). | |
6 | Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. | |
7 | Диалог и монолог в художественной словесности. Сказ. | |
8 | Стихи и проза, их различие. Ритм и интонация в стихах и в прозе. | |
9 |
Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи. | |
10 | Стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики. Стилистическая окраска слова. | |
11 | Стиль в художественной словесности. Стиль писателя, стиль произведения, эпохи и народной поэзии. | |
12 | Стилизация и пародия. | |
13 | Практическая работа по теме «Стилистическая окраска слова. Стиль». | |
14 | Роды, виды и жанры произведений словесности. | |
15 | Устная народная словесность, её эпические виды и жанры. | |
16 | Лирические виды и жанры народной словесности. Особенности словесного выражения содержания. | |
17 | Драматические виды и жанры народной словесности. Особенности языка и стиха ( раёк ). | |
18 | Духовная литература, её жанры. Библия и особенности её стиля. | |
19 | Жанры библейских книг. | |
20 | Использование библейских тем, жанров и стиля в русской литературе. | |
21 | Практическая работа. Анализ текста. | |
22 | Эпические произведения, их виды и жанры. Герой эпического произведения. Языковые средства изображения характера. | |
23 | Сюжет и композиция эпического произведения. Художественная деталь. | |
24 | Проверочная работа по теме «Эпические произведения». | |
25 | Лирические произведения, их виды. Изображение и выражение в лирике. | |
26 | Лирический герой. «Ролевая лирика». | |
27
| Композиция лирического стихотворения. Образ – переживание в лирике. | |
28 | Анализ лирического произведения. Практическая работа. | |
29 | Драматические произведения, их виды. Герои драматического произведения и языковые средства их изображения. | |
30 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении. | |
31 | Лироэпические произведения, их своеобразие и виды. | |
32 | Проверочная работа по теме «Роды, виды и жанры произведений словесности». | |
33 | Взаимовлияние произведений словесности. Эпиграф. Цитата. Реминисценции. Использование фольклорных жанров. | |
34-35 | Резерв. Итоги года.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал словесности. Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человече ства. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способ ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со вокупность всех словесных произведений — книж ных и устных народных. Словесность как совокуп ность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и раз витие.
/// Работа со словарями различного типа; обога щение словарного запаса; определение темы и ос новной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновид ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и професси ональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера туре.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицисти ческий стили.
Язык художественной литературы как особая раз новидность употребления языка. Язык как «матери ал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творче ства, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-дело вого, научного и публицистического стилей. Пони мание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорно го и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных ви дах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словес ности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описа ния, рассуждения, диалога в художественном произ ведении. Рассказывание о событии с использовани ем диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразитель ное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и сти листически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выра жений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ ной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро дии.
Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве дениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес ности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес ности.
Драматические виды народной словесности: на родная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выра жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса лом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в рус ской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текс тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз личных библейских текстах. Умение заметить ис пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: опи сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге роев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо дов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы разительном чтении идейно-художественное своеоб разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю щее личное впечатление о стихотворении, об ис пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма тическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — со единение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен ных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпиче ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: ци тата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере дать это понимание в выразительном чтении произ ведений. Использование мотивов народной словес ности в собственном литературном творчестве.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 7класс». – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской словесности. 5 класс
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....
Рабочая программа по русской словесности. 6 класс
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...
Рабочая программа по русской словесности 5 класс
Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса ФГОС 35 часов в год (по 1 часу в неделю)
Календарно-тематическое планирование для 5 класса по словесности с УУД...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...