Художественные детали полотен русских художников при работе над сочинением-описанием.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Мастер-класс, основной материал - 5 класс, картины В.Васнецова "Иван-царевич на Сером волке" и И.Фирсова "Юный живописец"
При быстром "прокате" - 25-30 минут на фокус-группу и полноценный урок для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_-_kopiya.docx | 587.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Найти, понять, использовать» (работа с художественными деталями полотен русских художников при создании сочинения-описания картины)
Часть первая
Добрый день!
Здравствуйте, уважаемые коллеги, доверившаяся мне фокус-группа, рада вас приветствовать на мастер-классе, посвященному поиску и осмыслению деталей художественных полотен русских художников.
Мы с вами попробуем сегодня сделать много важных и интересных дел. И для этого я раздам вам несколько важных предметов (кисточки и листочки).
- Что такое деталь?
- Что такое деталь в художественном произведении?
- Что такое художественная деталь?
- Какова роль художественной детали?
Ни один прибор не будет работать, если в нем нет хотя бы одной детали, вложенной в него чуткими руками мастера. В любом художественном произведении – картине, стихотворении, скульптуре – тоже есть такие детали, без которых произведение не заработает. Художник, поэт, скульптор знают волшебную силу яркой и выразительной подробности. А вот мы с вами не всегда замечаем эти детали, а иногда – замечаем, но не умеем расшифровать. Например, в одном из рассказов А.П. Чехова героиня – просительница сидит в приемной высокопоставленного чиновника в рыжей тальме (плащ или накидка без рукавов), а должна быть тальма изначально – из шерсти, черного, серого, с белыми полосками цвета. Современники Чехова понимали, что эта деталь говорит о бедности просительницы. А нам надо понять, что такое тальма, соответствует ли эта одежда погоде или возрасту, статусу просительницы, почему тальма – рыжая, когда и отчего она рыжеет.
А ведь художник доверяет нам.
Детали ведут за собой, говорят, шепчут, подсказывают, намекают.
Картина 1.
В. Васнецов, «Иван-царевич на Сером волке»
Рассмотрите картину Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке», обратите внимание на название: имя волка – с большой буквы, а персонажей – три. На Сером Волке еще и Елена Прекрасная.
- Почему же в названии – два персонажа?
Впрочем, наша основная цель – не сюжет, а детали. Поэтому – смотрим.
Вот сейчас, чтобы посмотреть, нам нужна будет и кисточка, и лист бумаги.
- Смотрим невооруженным глазом, определяем точку входа.
- Что такое точка входа?
- Где она?
- У художников есть понятие точка схода или точка схождения, что это? Как это помогает понять, где точка входа?
- Как же правильно рассматривать картины?
ДАВАЙТЕ РАССУЖДАТЬ ВМЕСТЕ
- При рассматривании необходимо быть очень внимательными, стремиться не упустить ни одной важной детали, помня опыт рассмотрения литературного произведения, в котором даже одно слово, даже одна фраза могут повлиять на понимание произведения.
- Помним, что художник доверяет нам – зрителям, верит в нас. Оправдаем это доверие.
- Прочитайте название, если можно – узнайте историю появления замысла и историю создания картины. Отметьте «точку входа» в картину.
Точка входа - место, на которое сразу падает взгляд, с него начинается осмотр произведения. «Точка входа» несет важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Все знают картину А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Луна – «точка входа», главный образ и центр картины.
- Мысленно прочертите диагонали картины.
В крайнем случае, выделите главные образы и проведите сквозь них линии. Крестообразно пересеченные линии, как правило, указывают на смысловой центр картины, в него вкладывается важный смысл. Композиционно выстроенная геометрическая фигура может символизировать отношение художника к сюжету: круг — символ гармонии, бесконечности, космического единства, треугольник – единство, триаду смыслов, жизнь, устойчивость, квадрат — четыре стихии, силу земли.
- присмотритесь к пропорциям, цвету, колориту, цветовой гамме, времени года, всмотритесь в персонажей, осмыслите сюжет.
- Расшифруйте аллегории (просто перечислите все образы картины, найдите детали, определите, какие из них «говорящие»)
Итак,
- смотрим по частям – кисточкой, сверху вниз, свлева направо, по диагоналям,
Записываем, какие детали увидели:
Детали увидели:
-Трава на лапах волка (летит над землей, как бы – веревки, путы)
- человеческие глаза волка, только он смотрит вперед,
- руки Елены, обреченно сложенные,
- яблоня – яблони, их две. (С них и началось – молодильные яблоки),
- вертикальное расположение – не видно, что позади и впереди, м.б. опасность),
- красный цвет – неправильной формы четырехугольник
- по ветру меч, волосы, хвост.
Построим и заполним таблиц:
Деталь | Художник говорит | Зритель понимает |
Деталь | Моя догадка | Наше решение |
Рассмотрим центр картины:
Елена печальна, хотя ее убранство выглядит нарядным, даже радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Впрочем, главный акцент, как и в случае с картиной «Аленушка», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.
Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.
Вертикальная композиция картины вызывает ощущение надвигающейся опасности и тревожной неизвестности. Главные герои как будто заключены в красный четырехугольник: красная шапка Царевича, красные ножны, красные сапоги и красный язык волка. Именно красный цвет помогает создать ощущение приближающейся опасности.
Художник расположил персонажи по диагонали, благодаря чему создается ощущение движения.
Пейзаж подчеркивает тревожное настроение, действие происходит на фоне, вероятно, утренней зари, вот на переднем плане угрожающе темнеет болото, за густыми ветвями огромных деревьев (непроходимая стена) едва-едва проглядывает серо-лиловое небо. Дремучий лес зловещ.
Оживление в мрачный пейзаж вносят цветущая яблоня. Появление яблони вблизи лесного болота кажется необычным и настораживающим. Однако эта деталь имеет большое значение:
Деталь переносит зрителя к началу сказочного повествования: с яблони, приносившей золотые яблоки, началась сказка. Цветущая яблонька символизирует также начало новой жизни и любви, она вселяет в зрителя надежду, что все завершится благополучно. Серебристо-белые цветы дерева перекликаются с нарядом Елены и связывают в единое целое всю цветовую гамму картины.
Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом. Темные краски, в которых изображен лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчеркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.
Картина 2.
«Юный живописец» И.И. Фирсова – картина одного из самых загадочных художников России, самое раннее произведение русского бытового жанра. Написана она (холст, масло, 67х56) в 1760-е годы.
П. М. Третьяков купил эту картину у коллекционера Н. Д. Быкова с подписью Антона Лосенко. В дальнейшем было установлено, что подпись фальшивая, а картина написана одним из самых загадочных художников XVIII века Иваном Фирсовым.
И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность.
Картины, изображающие художников за работой, стали в какое-то время достаточно популярными (как сегодня, например, популярны фотографии, на которых запечатлена работа фотографов). Например, картина Матиуса Робинсона «Юный живописец»:
Или картина Елены Хмелевой «Юный художник», тоже зарисовка, тоже мастерская начинающего художника:
- Чем объясняется интерес художников к теме?
- Почему взрослых состоявшихся художников интересует период зарождения таланта? Творчество начинающих?
Итак, рассмотрим картину. Отметим детали, а для этого свернем листок в трубочку и в эту чудесную подзорную трубку рассмотрим картину:
- при помощи кисточки «пройдемся» по полотну,
- этого движения мало, возьмем листочки. Возьмите каждый свой листок, сверните в трубочку, получилась отличная подзорная труба. Рассмотрим картину.
-Какие детали отметили?
- Какова их роль?
- Как детали влияют на понимание сюжета?
Отметим детали:
- бюст – девочка на картине – как зеркально отражение,
- локоть художника, дыра на камзоле, (м.б. мундирчик Академии художеств)
- палитра и семь кисточек,
- скамеечка,
- тряпка,
- картины в круглой и прямоугольной рамке,
- фигуры греческих// античных богов и героев
В мастерской художника на мольберт падает солнечный свет. В этой скромной комнате многое свидетельствует о творческой обстановке: есть мраморный бюст, фигура человека, выполненная в технике «папье-маше», и несколько книг. На стене висят портреты в овальной и прямоугольной рамках. У окна находится темно-зелёный занавес. Такое множество изображённых предметов придаёт реалистичность картине и позволяет узнать быт людей прошлых времён. В «Юном живописце» чувствуется атмосфера уюта и творчества. Благодаря ярким краскам, непринуждённости обстановки и положения людей, картина стала реалистичной, поэтичной и выразительной.
- Перед нами на холсте – мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене – картины, одна – портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами – манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке – мольберте – укреплен холст, натянутый на подрамник. А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Ему лет четырнадцать.
- Рассмотрите женщину и девочку.
- О чем говорят жесты женщины? Как вы догадались, что девочка – шалунья?
- Изменим точку входа в картину, поможет ли это нам заметить еще какие-то детали?
Заметили:
- кукла с кожаными руками-ногами, на которых художники испытывали положение рук-ног человека в пространстве,
- пряжка на черных туфлях,
- отдернутая штора, много света,
- раскрытый чемоданчик с красками, тюбиками и еще кисточки,
- не только дыра на локте, но и то, что мундирчик коротковат (рукава коротки).
Заполним таблицу, сравним и проанализируем ответы:
Деталь | Художник говорит | Зритель понимает |
Деталь | Моя догадка | Наше решение |
Часть 2.
Деталь важна…
В детали кроется некая сокровенная тайна, подсказка, помощь в постижении сюжета картины, ее замысла, идеи…
В деталях кроется судьба и суть картины,
В деталях скрыта мысль заветная творца,
И если будете с художником едины,
Вы путь его пройдете до конца.
Вы расшифруете все тайны полотна,
Как самый преданный любитель и ценитель,
И доберетесь до истоков, верха, дна,
Вы – самый гениальный зритель.
(Н.Кутняхова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.
Для написания сочинения учащимся предлагается использовать репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег», карточки для групповой ...
План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...
план-конспект урока русского языка с использованием ИКТ "Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Парк в Павловске"
подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Парк в Павловске"...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...
"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"
В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека...
Этапы работы над сочинением-описанием природы. 6 класс
Презентация является методическим материалом для учителей русского языка. Составлено к учебнику под ред. Шанского. 6 класс...
Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"
Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...